Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Нефтяной контекст

17.05.2001 | Дмитрий Орлов

Трубопроводная экспансия России

Россия укрепляет свое экономическое присутствие на пространстве СНГ. Недавняя поездка вице-премьера Виктора Христенко и президента «Транснефти» Семена Вайнштока по главным объектам строительства магистральных нефтепроводов (Балтийской трубопроводной системы (БТС), участка Суходольная-Родионовская, соединяющего в обход Украины Самарский транспортный узел с нефтяным терминалом Новороссийска, Каспийского трубопроводного консорциума) стала демонстрацией намерений российского правительства перейти от тактического лавирования в геополитике к решению стратегических задач. Таких, которые одновременно способствовали бы как получению конкретных финансовых выгод, так и улучшению положения России в мировой экономик. Это выглядит одним из обнадеживающих признаков общего подъема России после длительного периода стратегических потерь.

Темпы экспансии

Оживление строительства магистральных нефтепроводов началось с постепенного прогресса в деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Затем государственная компания «Транс-нефть» стремительно развернула и весной прошлого года завершила прокладку отрезка нефтепровода Баку - Новороссийск, минуя Чечню, по территории Дагестана, протяженностью более 300 км. Тем самым было обеспечено беспрепятственное поступление на терминалы Новороссийска азербайджанской нефти с перспективой подключения к этой системе Казахстана и Туркмении. И это реальная альтернатива проекту транспортировки нефти каспийского региона к Средиземному морю через Баку (Азербайджан) - Супса (Грузия) - Джейхан (Турция). Наконец, в прошлом году были определены еще два приоритетных направления магистральных нефтепроводов: Балтийская трубопроводная система (БТС) и магистраль в обход Украины на Новороссийск по маршруту Суходольная - Родионовская.

К октябрю должно быть завершено начатое весной прошлого года строительство первой очереди БТС. Через эту систему нефть Урала и Сибири будет более коротким и дешевым путем поступать на строящиеся терминалы российского Приморска на Балтийском море (Ленинградская область), а не в порты Латвии и Литвы. БТС позволит обрабатывать более полвины нефти, перегружаемой сейчас в портах стран Балтии. Благодаря этому повысится и уровень национальной безопасности России, учитывая стремление этих государств в Европейский союз, а также продвижение НАТО на восток.

Пропускная способность первой очереди БТС - 12 млн. тонн нефти в год. Она предполагает строительство силами компании «Транснефть» 270-километрового нефтепровода Кириши - Приморск, нефтеналивного терминала и нефтехранилищ. К концу первого квартала 2001 уже проложено 90 км труб, на нефтяной базе завершен монтаж двух из десяти резервуаров по 50 тыс. тонн каждый, строятся нефтеперекачивающие станции «Кириши» и «Невская», портовые сооружения в Приморске. Работы первой очереди предполагается завершить к концу третьего квартала, срок пуска системы - декабрь нынешнего года.

Уже сегодня идет речь о второй очереди проекта, которая позволит за счет модернизации нефтепровода Ярославль - Кириши увеличить пропускную способность системы еще на 17 млн. тонн нефти в год с перспективой доведения ее вскоре до 32 млн. тонн. В этих оптимистических прогнозах учитывается растущий спрос российских и казахстанских экспортеров.

В этом году развернулись активные работы на отрезке нефтепровода Суходольная - Родионовская протяженностью 250 км, что на 100 км. короче нынешнего маршрута через территорию Украины, с пропускной способностью 26 млн. тонн нефти в год. Стоимость проекта - 180 млн. долл.. По словам президента «Транснефти» Семена Вайнштока, уже построено более 85 км нефтепровода, а на остальной части трассы ведется сварка. Как полагает руководство «Транснефти», строительство будет завершено уже в этом году вместо марта следующего. К концу 2001 года ожидается окончание строительства портовых сооружений системы КТК, начатое в мае 1999-го, и экспортный потенциал КТК возрастет до 28 млн. тонн нефти в год. Помимо этих уже реализуемых проектов существует план прокладки нефтепровода через территорию нескольких европейских стран в хорватский порт Омишаль на Адриатике (проект «Дружба - Адрия»).

Смысл экспансии

Взглянув на эту картину комплексно, а также учитывая планы «Газпрома» в области экспортной политики (прежде всего уже начатую прокладку первого участка газопровода «Ямал - Европа» через Белоруссию в обход Украины и крупнейший проект «Голубой поток» в Турцию по дну Черного моря), можно увидеть признаки определенного стратегического замысла. Он заключается в стремлении увеличить количество нефтяных и газовых «окон» в Европу, разрушив при этом монополию Украины и стран Балтии на транзит российских углеводородов. Кроме того, близкие к правительству представители нефтяного бизнеса пытаются склонить в российскую сторону затянувшийся спор о том, куда пойдет азербайджанский нефтяной экспорт, а также ожидаемая в будущем большая нефть Центральной Азии. Наконец, планируется изменить акценты в политике по отношению к СНГ, сделав главный упор на интеграцию образовавшегося ядра - государств, которые вошли сначала в Таможенный союз, а в октябре прошлого года образовали «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). То есть России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Все эти три стратегические цели тесно связаны между собой, поскольку имеют общую основу - желание обеспечить стабильное положение России в мировом экономическом и политическом пространстве. На пути его осуществления наша страна сталкивается с серьезными внутренними проблемами и внешними вызовами. Это прежде всего нехватка экспортных трубопроводных мощностей для нефтяников и ориентированность основных магистральных нефтепроводов на старые районы добычи, в то время как связь новых перспективных месторождений (например, Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и территорий Крайнего Севера) с окружающим миром недостаточна. Кроме того, ограничены внутренние источники финансовых ресурсов для масштабного строительства.

Качество экспансии

Не менее сложен и геополитический аспект российского нефтяного и газового экспорта. Те проекты, которые осуществляются в настоящее время от имени государства «Транснефтью» и «Газпромом», имеют целью не только удешевление экспорта углеводородов, но и изменение параметров отношений с некоторыми из ближайших соседей по СНГ - бывших союзных республик. Однако это только часть нефтяной и газовой экспортной политики России, а также ее геополитической стратегии. В последнее время эта стратегия обретает более четкую конфигурацию. В ее центр сдвигается идея эффективного использования нефтегазового фактора для ускорения экономической и политической интеграции ключевых для России в геополитическом отношении стран СНГ. Два первостепенных вопроса при этом - отношения с Украиной по поводу транзита российских углеводородов и казахстанская нефть.

Прокладывая нефтяные и газовые экспортные трубопроводы в обход Украины, российское правительство стремится не только создать благоприятные предпосылки для торга по поводу транзитных тарифов, расчетов за поставки углеводородов, но и для более тесной интеграции в других областях экономики. В том числе и с перспективой включения в коллективные проекты с другими странами. Например, участия Украины в транзите российской электроэнергии на Балканы через Молдавию. Одновременно пропуск российской нефти на Новороссийск по своей территории может лишить целесообразности строительство на Украине нефтепровода Одесса-Броды для присоединения к проекту Баку-Джейхан, средства на которое Украина получает как плату за транзит российской нефти, и, наоборот, повысить интерес к участию в подготовленном «Транснефтью» проекте «Дружба-Адрия». Сейчас транзит нефти через территорию Украины и стран Балтии обходится России примерно в 600 млн. долл. в год.

Активизация нефтепроводного строительства на юге имеет одной из целей воспрепятствовать изоляции России от ожидаемых в будущем (хотя и с разной степенью уверенности) потоков нефти из Центральной Азии - по одной из оценок, до 15 млн. баррелей в день через 15 лет, в том числе три четверти из Казахстана. Казахстан становится важным фигурантом учрежденного в октябре прошлого года «Евразийского экономического сообщества». Ясно, что без включения казахстанской нефти в общий поток, идущий через российские трубопроводы, эта новая экономическая организация не будет иметь больших перспектив.

По своему геополитическому положению Россия может играть связующую роль между Европой и бурно развивающимся Азиатско-тихоокеанским регионом (АТР). Однако нашей стране вряд ли удастся войти в эту роль, если не удастся, во-первых, обеспечить надежный транзит нефти и газа в западном и юго-западном направлениях, а во-вторых, привлечь потоки нефти из Казахстана. Ведь при том состоянии, в каком находится российская нефтедобывающая промышленность, вряд ли возможно поставлять в Китай и другие страны АТР крупные объемы нефти без ущерба для собственного экспорта на традиционных направлениях. Между тем на этих рынках Россия и сейчас испытывает серьезную конкуренцию -- в первую очередь со стороны Норвегии.

На фоне растущего мирового спроса на нефть наилучшими воз-можностями для влияния на мировой рынок обладают страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и (при благоприятных политических изменениях) Ирак. В то же время перспективы других нефтедобывающих стран, особенно не входящих в ОПЕК, оценить труднее, и все это требует от России обеспечивать себе больше свободы маневра, в том числе за счет диверсификации направлений экспорта нефти и газа, а также его удешевления. Одновременно приходится считаться с потенциальной возможностью направления центральноазиатской нефти к Персидскому заливу через Иран.

Противники экспансии Серьезные проблемы для России создает стремление США использовать свое лидерство в процессе глобализации для закрепления достигнутых преимуществ и усиления политических позиций в мире. Хотя ситуация в области мировых цен на нефть свидетельствует об отнюдь не идиллических отношениях стран ОПЕК с Западом, большинство из них ориентируются на США как на главного потребителя нефти и гаранта их безопасности. Этим ОПЕК дает Америке неплохие возможности для косвенного влияния на мировую торговлю нефтью.

В близком к границам России геополитическом пространстве США явно стараются противодействовать экономической и политической интеграции СНГ. Они поддерживают альтернативные российским интересам проекты ориентации нефтяных потоков из Центральной Азии на Азербайджан и далее на юг, в Турцию. В последнее время появились также сообщения, что США вместе с МВФ и Всемирным банком рассматривают планы скупки долгов стран СНГ перед Россией, что уменьшило бы возможности ее влияния в евразийском экономическом, а значит, и в политическом пространстве. Предстоит жесткая борьба за улучшение экономических и политических позиций России в непосредственно окружающем ее пространстве и в мире в целом. Политика в области трубопроводного строительства для экспорта нефти и газа будет играть при этом одну из первостепенных ролей.

Дмитрий Орлов - заместитель генерального директора независимого фонда «Центр политических технологий»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net