Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.06.2005
УКРАИНА И РОССИЯ НА ПОРОГЕ ГАЗОВОЙ ВОЙНЫ
После заявления главы "Газпрома" Алексея Миллера о том, что он принял решение зачесть 8 млрд. куб.м. российского газа, находящегося в украинских хранилищах, в счет оплаты будущих поставок, дефицит газа на Украине, по оценкам различных экспертов, достиг от 10 до 18 млрд. куб.м. Позиция "Газпрома" по этому вопросу предельно жесткая - он готов закрыть эту прореху, но сделает это по европейским расценкам - 160 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, назревающий газовый кризис налицо. На этом фоне прозвучали первые громкие заявления украинских политиков. Так, член комитета по ТЭК Верховной Рады Александр Гудыма заявил: "Даже если "Газпром" реально недопоставит газ, весь транзит все равно идет через территорию Украины, а значит, Украина сможет забрать газа столько, сколько нужно. Поэтому никакого газового кризиса не будет". Перерастет ли газовый конфликт в газовую войну между Украиной и Россией? Какие возможности для маневров существуют на данный момент у обеих сторон? Мнения Владимира Жарихина, Валерия Нестерова и Михаила Малютина.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
А почему бы "Газпрому" и не начать конфронтацию? Ведь действительно: взяли газ - не отдают, или хотят отдавать, но на собственных условиях, а брали без всяких условий. Если газовая война между Украиной и Россией начнется, то в ней у России будет мощный союзник - Европа. Потому что если Украина не будет пропускать газ, то она накажет не Россию, а Европу. У нас стабилизационного фонда хватит на какое-то время, а европейский запас газа совсем небольшой.
Так что Украине воевать на два фронта не стоит.
Но, может, Украина и не будет втягиваться в эту конфронтацию. У "Газпрома" побольше аргументов, чем у российских нефтяных компаний, с которыми в свое время немножко повоевало украинское руководство. Нефтяники всего лишь уменьшили поступление нефти в саму Украину, а тут "Газпром" разведет руками перед европейцами, оставшимися без газа, и укажет пальцем на Украину.
Мне кажется, украинское руководство просто прощупывает тот предел, до которого можно дойти в конфликте с Россией, ожидая, что Россия, может быть, снова отступит. Но это не тот случай.
Михаил Малютин, заместитель директора Экспертного института РСПП:
Эта проблема, на мой взгляд, абсолютно несерьезная, поскольку надуманная. Сейчас ее очень "своевременно" раздувает Москва - эту газовую недоимку нашли очень давно, и разрешить проблему пытались еще когда Ющенко был премьером. Он тогда, надо сказать, начал отдавать долги за газ, но в этом не был заинтересован Черномырдин. Естественно, что с возвращением Ющенко на политическую арену проблема должна была снова всплыть на поверхность.
Почему она всплыла именно в июне, а не в январе или мае, это надо спрашивать у умников из администрации президента. Чего они добиваются? Никакой другой трубы, по которой можно было бы транспортировать газ в Европу, не существует. Никакого способа обязать Украину отдать деньги "прямо сейчас" нет. То есть он есть - но только на международном уровне, привлекая третью сторону.
Я бы на месте президента Путина попробовал напрямую договориться с президентом Украины, который не хочет войти в историю как покровитель воришек, и рад был бы заплатить долги, но у него нет денег. Поэтому можно было бы говорить с ним об уступках по другим вопросам. Но российская сторона уже подошла к вопросу с другой стороны, начав угрожать, а этот путь ни к чему не приведет. Кто же всерьез поверит угрозам тех, кто ничего не может поделать с Грузией и Прибалтикой?
Украина сначала, как это произошло в случае со сбитым самолетом, традиционно не признает долгов, потом в конце концов признает, но все равно денег не заплатит или заплатит, но мало. Так что поведение "Газпрома" и неких кремлевских сил не поддается нормальным оценкам.
Валерий Нестеров, аналитик по нефти и газу ИК "Тройка-диалог":
Трудно прогнозировать уровень напряженности, который может последовать за этими событиями, но обе страны уже не в первый раз оказываются в подобной ситуации. Украина уже не платила за газ или, по словам Черномырдина, "воровала" газ у России. Проблема эта сохранялась на протяжении нескольких лет, но была вялотекущей, и теперь в связи с изменением политической ситуации опять обострилась.
Принципиально Украина остается сильно зависимой от поставок российского газа и нефти. Поэтому она, с одной стороны, будет стремиться диверсифицировать источники поставок (но это долгий и требующий больших финансовых затрат путь), а с другой стороны, Украина пока обречена на экономическое сотрудничество с Россией.
В сентябре Украина собирается подписать соглашение о поставке газа с Туркменией, также идет речь о строительстве газопроводов в направлении Украины минуя Россию из Туркмении, что, безусловно, осложнит конкурентную обстановку для "Газпрома". Но пока ситуация осложняется еще и тем, что по договору весь туркменский газ скупает "Газпром", который частью используется для внутренних нужд, а частью реэкспортируется. Но ресурсы у Туркмении не безграничны: у них почти нет газа на продажу сверх того, что продается России, и есть попытки срыва контракта, что, конечно, только осложняет обстановку.
К сожалению, этот вопрос сильно политизирован, и Украина будет долго сопротивляться "для сохранения лица", но вариантов для маневров у нее немного: в стране назревает крупный дефицит газа. Поэтому нужно сделать ряд имиджевых шагов для того, чтобы снять ответственность с руководства страны, неловкими шагами допустившего такую ситуацию, и, возможно, сделать Россию в глазах населения виновником неизбежного поднятия цен.
Но при этом Украина в своих действиях весьма ограничена: она не может позволить себе действий, которые снизят количество поставок газа в Европу. Ей совсем не выгодно быть источником газовой дестабилизации в Европе, от которой она сейчас очень зависит.
Думаю, что для разрешения конфликта потребуется вмешательство влиятельных политиков. Другое дело, что времена особых экономических отношений между Россией и Украиной уходят в прошлое, и переход на более высокие цены на энергоносители - болезненный, но неизбежный, и с ним нужно мириться.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.