Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.06.2005
ВОЕННАЯ БАЗА В ТАДЖИКИСТАНЕ: ПОБЕДА ИЛИ СОХРАНЕНИЕ СТАТУС-КВО?
Сегодня министр обороны РФ Сергей Иванов на заседании Совета министров обороны СНГ в Душанбе заявил о том, что осенью 2005 года 201-я российская мотострелковая дивизия в Таджикистане официально приобретет статус военной базы. Иванов сообщил, что сегодня состоится подписание актов о передаче движимого имущества дивизии, а задачи и штатный состав базы уже утверждены. На фоне того, что наши военные базы сворачиваются в Грузии, создание военной базы в Таджикистане, где уже несколько лет, как обосновались США, выглядит внешнеполитической победой. Так ли это на самом деле? Какова будет реакция Вашингтона? Насколько присутствие в таком качестве в Таджикистане важно для России? Мнения Сергея Казеннова, Сергея Гончарова и Александра Храмчихина.
Сергей Гончаров, ветеран группы "Альфа":
Меня, честно говоря, не очень беспокоит, как на это будет реагировать Америка: тех военных баз, которые Америка уже имеет в бывших союзных республиках, уже и так достаточно для того, чтобы говорить о том, что США вытеснили нас из нашей зоны влияния. Таким образом, создавая эту базу в Таджикистане, мы вроде бы соблюдаем паритет, хотя нельзя не признать, что американские базы гораздо лучше оснащены и подготовлены, чем наши.
Тем не менее, борьба за влияние на постсоветском пространстве продолжается, это очевидно. Военное присутствие в Таджикистане жизненно важно для нас - чтобы хоть как-то прикрыть наркотрафик из Афганистана. Ведь наши пограничники выполняли свою задачу по аресту наркотиков, а как сейчас будут с ней справляться таджики, еще неизвестно, я думаю, что наши подготовлены и оснащены все-таки лучше. И тот факт, что 201-я дивизия остается, означает хотя бы то, что наркотрафик не возрастет в несколько раз.
Учтем еще, что из Грузии наши базы выталкивают, и мы вынуждены с этим соглашаться, понимая, что Саакашвили жизни нам там не даст. Так что и с политической, и с военной точки зрения это для нас акт положительный.
Сергей Казеннов, заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН:
Процесс трансформации 201-й дивизии в базу идет уже полгода. Но это происходит на фоне того, что наши пограничники уходят из Таджикистана.
То, что министр Иванов объявил об этом как о маленькой "победе", мол, "не отовсюду мы и ушли" - так это совершенно естественно для политиков такого ранга. Точно так же президент Буш и высшие американские чиновники говорят о том, что в Ираке все хорошо.
Однако военное присутствие в регионе носит не только символический характер. Регион нестабильный - через него проходит наркотрафик, да и в самом Афганистане ситуация сложная - американские аналитики (в отличие от политиков) говорят, что она будет только ухудшаться. И пока все это так, то почему бы Америке и не потерпеть Россию в этом регионе, чтобы вакуум не образовывался - ведь его может попытаться занять и Китай. Так что российское присутствие в Таджикистане для американцев наименьшее зло, тем более что мы вполне лояльны американцам. Они не станут настаивать на нашем уходе из региона в том числе и потому, что мы и не особенно протестуем по поводу того, что они наращивают свое присутствие на постсоветском пространстве.
Кроме того, я думаю, что сейчас наши отношения с США этой территории будут все равно как-то выстраиваться - по вопросам борьбы с терроризмом и по вопросам противодействия наркоторговле. Ведь так называемый "Северный маршрут" из Афганистана - треть мирового наркотрафика.
То, что наши пограничники сдают там свои позиции, не уменьшит трафик наркотиков через Таджикистан. Но эта проблема волнует нас, а не США, потому что из Афганистана поток наркотиков идет в Россию и Европу, у США другие "поставщики". А 201-я дивизия будет каким-то образом компенсировать уход наших пограничников.
Есть и еще серьезные объекты в Таджикистане, связанные с космической обороной. Этот регион важен для нас. Так что нам выгодно там задержаться.
Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института военно-политического анализа:
Преобразование дивизии в базу является чисто техническим решением, и принципиального изменения ситуации здесь нет. Поэтому никто принципиально реагировать и не будет.
Просто сейчас удобнее в юридическом плане, поскольку Таджикистан - другая страна, чтобы была расположена на их территории не дивизия, а военная база.
Для нас же важно сохранять там военное присутствие, поскольку наша база прикрывает объект "Окно" - систему оптического наблюдения за космическими объектами. Плюс беспокоящие нас факторы - идущий через афгано-таджикскую границу наркотрафик и исламские террористы, хотя сейчас последняя причина ослабла в результате американского присутствия.
А вопрос расположения военных баз определяется в первую очередь отношениями между Россией и страной, где размещены базы. Я не склонен считать присутствие в этом регионе американцев угрозой. Тут проблема в наших собственных интересах. В данном случае у нас с американцами общие задачи, по крайней мере, в Афганистане. Кроме того, в отдаленной перспективе есть проблема Китая. И, опять же, по моему мнению, лучше сотрудничать с США против Китая, чем наоборот.
Хотя нужно признать, что не во всем наши проблемы совпадают, в чем-то они даже отчасти расходятся - американцы, как известно, покупают лояльность полевых командиров в Афганистане тем, что не мешают им продавать наркотики, которые так беспокоят Россию.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.