Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.10.2005 | Татьяна Становая
ПАРТИЙНЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ ОСТАНУТСЯ ПРЕЗИДЕНТСКИМИ
Вчера Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях". Законопроект предусматривает право большинства в законодательных собраниях субъектов РФ предлагать президенту России кандидатуру на пост губернатора.
Напомним, что впервые эта идея прозвучала в ходе ежегодного послания президента России Федеральному собранию в апреле этого года. Тогда Владимир Путин заявил, что "в целях дальнейшего укрепления роли партий в формировании государственной власти предлагаю внести на обсуждение Государственного совета России вопрос об уточнении нового порядка наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации. В качестве кандидата на этот пост Президентом страны мог бы предлагаться представитель победившей на региональных выборах партии".
На тот момент отношение к инициативе президента было скептическое. Достаточно вспомнить, что в 2003 году Владимир Путин обещал парламентскому большинству в Госдуме возможность формировать правительство. Это был год выборов, и президенту было важно каким-то образом мотивировать депутатов пропрезидентской партии: ее желание стать реальным участником механизма принятия решений вполне понятно. Однако в дальнейшем "единороссов", получивших в Госдуме квалифицированное большинство, ждало разочарование: новый премьер-министр России Михаил Фрадков был внесен без консультаций с думским большинством (они велись лишь формально и предложения партии президент так и не учел).
На этот раз речь шла о новом обещании, которое также должно было порадовать "Единую Россию", занимающую первое место по итогам выборов в региональные Законодательные собрания в большинстве субъектах РФ.
Заметим, что в ежегодном послании Федеральному собранию президент не говорил о законопроекте: речь шла об обсуждении инициативы в рамках Госсовета. Правда, до сих пор не известно, было ли такое обсуждение, и если да, то к какому результату оно привело.
Декларируемые цели внесения законопроекта - развитие политических партий. Сама по себе идея действительно здравая, ведь российские партии практически не принимают самостоятельно участия в государственном управлении. Даже "Единая Россия", решения которой позволяют реализовывать политику президента и правительства, является лишь механизмом легитимации, в то время как реализация ее непосредственных инициатив просто не подразумевается сложившейся системой моноцентризма.
Однако нельзя говорить о том, что президент решил исправить это положение. В действительности разного рода "подарками" для политических партий (а на самом деле для "Единой России") Кремль пытается решить одну системную проблему: в условиях моноцентризма необходимо послушное, лояльное и неамбициозное партийное большинство, которое таковым быть вовсе не хочет. Поэтому ему открывают некие возможности, использование которых может безопасно для президента позволить проявлять свою политическую "самость".
Безопасность в данном случае заключается в безобидности президентской инициативы. Речь не идет о том, чтобы политическая партия, получившая большинство на региональных выборах, могла назначать своего губернатора в обход мнения президента. Как сказано в пояснительной справке к внесенному законопроекту, политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов получил наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение законодательным собранием предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Далее это предложение должно быть утверждено большинством законодательного собрания субъекта РФ.
А вот дальше самое интересное: что должно быть после того, как предложение направлено президенту, законопроект умалчивает. А это означает, что процедура назначения губернатора практически не претерпела никаких изменений, за исключением того, что Владимиру Путину придется рассматривать на одну кандидатуру больше - помимо кандидатур полпредства, кандидатуру от регионального ЗАКСа. На окончательное же решение политические партии никак повлиять не смогут. А следовательно, выдвижение кандидатур превратится в очередной институционализированный механизм повышения популярности тех или иных политиков. А губернатор все равно будет президентским.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.