Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.02.2015 | Евгений Бай
Что искал Шойгу в Латинской Америке?
Министр обороны России Сергей Шойгу посетил три латиноамериканские страны –Венесуэлу, Никарагуа и Кубу. Протокольная съемка его встреч с руководителями этих государств дала лишь весьма приблизительное представление о содержании переговоров. Как сообщается, в центре их находились вопросы военного и военно-технического сотрудничества.
Однако сам факт того, что Шойгу начал свое турне в тот день, когда в Минске проходила долгая и чрезвычайно трудная встреча «нормандской четверки», поставившая своей целью добиться прекращения кровопролития на юго-востоке Украины показателен. В самом деле, что искал Шойгу в далеком регионе в то время, как политическое и военной руководство России полностью занято поисками выхода из сложнейшего конфликта с соседней страной?
Обычно главная идея многочисленных аналитиков как у нас, так и за рубежом сводится к тому, что Москва пытается найти симметричный ответ США в ответ на то, что она считает вмешательством на территории СНГ, то есть в сфере исторического контроля России. Президент Международного центра геополитического анализа Леонид Ивашов называет этот визит попыткой « неядерного сдерживания, который прописан в военной доктрине России», уточненной в декабре прошлого года. «Русские считают, что Соединенные Штаты вмешивается в их сферу влияния и в ответ вторгаются в сферу влияния США»,-говорит Карл Мачем, директор Латиноамериканского отдела Центра Международных Стратегических исследований в Вашингтоне.
Подобные утверждения не новость. То же самое эксперты говорили и после пятидневного вооруженного конфликта между Россией и Грузией в 2008 году, и после визита президента Владимира Путина в Латинскую Америку летом прошлого года. Их концепция сводится к следующему: как только вспыхивает конфликт в отношениях между Россией и Западом Москва немедленно обращает свой взор в сторону Латинской Америки. Мол, где ей еще найти верных союзников, которые поддержат ее антиамериканский настрой?
Какие же новые договоры и идеи для расширения геополитического влияния России привез министр Шойгу в этот раз из Западного полушария? Совершенно очевидно, что при всем своем влиянии и популярности на родине он не является профессиональным политиком, который взял бы на себя оформление новых важных договоренностей. Его миссия была проще, но тем не менее за чисто военными переговорами действительно проглядывают и коммерческие и немаловажные политические цели Москвы.
Венесуэла является крупнейшим покупателем российского вооружения. В эту страну в последние пять лет Москва поставила 24 истребителя Су-30, 100 тысяч автоматов Калашникова, 92 танка Т-72, крупные партии вертолетов и зенитного оружия. Однако в этих масштабных поставках дебит никак не хочет сходиться с кредитом. В 2009 году Венесуэла приобрела у России вооружений и военной техники на общую сумму в 11 миллиардов долларов. Из них четыре миллиарда составлял экспортный кредит. В 2012 году между двумя странами был заключен трехлетний контракт на приобретение новых партий оружия на сумму в 3,2 миллиарда долларов, но под них также был предоставлен кредит в 5 миллиардов долларов.
Венесуэла до зубов вооружена российским оружием, а контрактом предусмотрены новые поставки вооружений. Но в Москве возникли сомнения в том, что Каракас сможет их оплатить. Венесуэла стала страной, в наибольшей степени пострадавшей от падения цен на нефть. Ее экономика оказалась на краю пропасти. Годовая инфляция достигает 68 процентов, страна испытывает острейший дефицит абсолютно всех продуктов питания, валютные запасы истощены до предела. В этой ситуации министру Шойгу, вероятно было поручено выяснить не только судьбу масштабных военных контрактов, но и посмотреть, насколько стабильно нынешнее правительство страны, насколько сильна его поддержка армией. Ведь не секрет, что в прошлом проблемы страны решались с помощью военных переворотов.
На Кубе у Шойгу была другая миссия. В середине декабря прошлого года президент США провозгласил стратегическую инициативу по восстановлению дипломатических отношений с давним врагом Америки и снятию американского торгового эмбарго, установленного против Кубы свыше полувека назад. Совершенно очевидно, что для преодоления многолетнего экономического паралича Куба нуждается, прежде всего, в нормализации отношений с северным соседом. Но не приведет ли это к тому, что США, как предположил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, «задушат Кубу в объятиях», а Россия станет на карибском острове лишней?
Одна из целей визита Шойгу на Кубу заключалась в том, чтобы выяснить позицию кубинского руководства по поводу перспектив улучшения отношений с США и сохранения российского присутствия на острове. Ведь кубинские вооруженные силы, в отличие даже от венесуэльских, оснащены исключительно устаревшей техникой советского производства. Значительная часть ее после прекращения Москвой субсидий острову в начале 90-вх годов пришла в негодность, но кубинцы проявили типичную для них изобретательность, пытаясь сконструировать из оставшихся «кубиков» более или менее боеспособные машины.
Это могло бы восприниматься военными людьми как анекдот. Но сопровождавший российского гостя в поездке по таковым частям под Гаваной министр Революционных вооруженных сил Кубы Леопольдо Синтрас Фриас с гордостью показывал Шойгу «гибридные» машины – симбиоз танков Т-34 и Т-55, грузовики «Урал» и «КрАЗ», на которых были установлены платформы для артиллерийских систем и многие другие военные «экспонаты».
Но какими бы талантами не обладали кубинские оружейники, им требуются поставки запчастей к этой технике и, скорее всего они получили на это добро от российского министра.Важнейшей частью латиноамериканского турне Шойгу стала между тем Никарагуа, с которой у России до этого не было сколько-нибудь крупных договоров военного характера. Мировые СМИ летом прошлого года обратили внимание на неожиданное и незапланированное отклонение от курса поездки Владимира Путина, который, направляясь из Гаваны в Буэнос-Айрес, сделал короткую остановку в Манагуа. Но там после коротких переговоров с президентом Даниэлем Ортегой было объявлено лишь о том, что Россия построит в этой центральноамериканской стране станцию ГЛОНАСС. Только ли ради этого Путин решил изменить маршрут?
Во время визита Шойгу две страны подписали соглашение об упрощенном порядке захода кораблей ВМФ России в порты этой страны. Кроме того, российский министр присутствовал на открытии нового топографического центра, оборудование для которого поставлено и смонтировано российскими специалистами. Никарагуанский офицер показал Шойгу топографический атлас и объяснил, что на нем нанесена местность, по которой должен пройти Никарагуанский канал.
Возможно, что во время визита между двумя странами произошло уточнение позиций по поводу участия России в строительстве этого канала, призванного стать дублером Панамского канала, важнейшей артерии, связывающей два океана. Но если Панамский канал полностью находится под контролем США, то Никарагуанский случае своего успешного завершения будет находиться под контролем Китая, главного подрядчика строительства, а также России, которая возьмет на себя охрану артерии. Вот тогда и понадобятся военные корабли России на входе и на выходе из канала, по которому будет транспортироваться нефть и другое стратегически важное сырье.
Таким образом, международные эксперты недалеки от истины. Россия действительно намерена укрепить свое военное присутствие в Латинской Америке. Но не через строительство военных баз, которое является чрезвычайно дорогостоящим и политически нереализуемым, ибо даже конституция таких стран как Никарагуа запрещает размещение на своей территории иностранных военных баз, а через укрепление «мобильного» военного плацдарма в регионе, который в Америке привыкли называть своим «внутренним двором». Впрочем, судьбу соперничества России и США решит не прыткость в освоении «чужих» территорий, а экономический вес страны, способность сделать своим партнерам такие предложения, от которых они будут не в силах отказаться.
Евгений Бай – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.