Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.10.2014 | Сергей Слободчук
Лебединая песня Юлии Тимошенко
Партия «Батькивщина» с трудом преодолела пятипроцентный барьер на выборах 26 октября в Верховную Раду. 5,68 % «за» партию Тимошенко – это провал или все-таки успех, учитывая, что даже вчерашние соратники накануне выборов списали Тимошенко со счета? Поэтому главная интрига будущей Верховной Рады – найдет ли Юлия Тимошенко новую нишу в изменившихся реалиях украинской политики, или результат 26 октября станет ее «лебединой песней».
Корни нынешних проблем Тимошенко и ее политического проекта происходят из 2011 года. После приговора Печерского суда во главе с судьей Родионом Киреевым, Тимошенко на два с половиной года оказалась изолирована от активного политического процесса. Накануне очередных парламентских выборов 28 октября 2012 года партию «Батькивщина» возглавил бывший спикер Верховной Рады и экс-министр иностранных дел Арсений Яценюк, заявивший о ликвидации его собственного проекта «Фронт перемен». Вслед за Яценюком, на руководящие должности в «Батькивщине» потянулись и его соратники по «Фронту». Поэтому, пока Тимошенко находилась сначала в Качановской колонии, а затем в больнице «Украинской железной дороги» в Харькове, рычаги управления центральным аппаратом и региональными организациями постепенно перешли к «варягам» из «Фронта», оттеснившим людей Тимошенко на вторые-третьи роли. Конечно, пресс-служба в поте лица оформляла и размещала пресс-релизы с заявлениями и оценками Тимошенко по животрепещущим вопросам, но по факту Леди Ю оказалась исключена еще и из информационного пространства, превратившись в украинский аналог «тени отца Гамлета».Затем в конце ноября 2013 года начались протесты на Майдане – и первые лица «Батькивщины» Арсений Яценюк, Александр Турчинов вместе с однопартийцами (Андрей Парубий, Арсен Аваков etc – все они стали депутатами Верховной Рады по списку во главе с Яценюком) активно пытались стать политическими лидерами массовых протестов. А ежедневная трансляция в прайм-тайм выступлений всех вышеперечисленных со сцены Майдана сыграла роль массированной рекламной кампании для «новых лиц» партии.
Как мы помним, Тимошенко вышла на свободу спустя считанные часы после бегства Виктора Януковича. И сразу же по приезде в Киев отправилась на трибуну Майдана Независимости. Еще бы, политзаключенная №1, борец против «антинародного режима» - куда же еще, как не на Майдан? Однако первый выход Тимошенко «на публику» неожиданно завершился фиаско. Точнее даже сказать, начался с фиаско. Потому что стоило ей появиться на сцене, как на площади раздался массовый свист. Дальше последовал совершенно неожиданный результат на внеочередных президентских выборах 25 мая, когда по итогам подсчета голосов Юлия Тимошенко формально заняла второе место. Если же оценивать результат в количественном выражении, то она получила всего лишь 12, 81 % или 2 миллиона 310 тысяч 050 голосов. По сравнению с победителем Петром Порошенко (54, 70 % или 9 миллионов 857 тысяч 308 голосов) составил 41, 89 %. Не говоря уже о том, что третий номер в лице бывшего члена фракции «Блок Юлии Тимошенко» Олег Ляшко со своими 8, 32 % отстал от Леди Ю всего на считанные 4, 49 %! А ведь он долгое время считался в Украине исключительно маргинальным политиком, недостойным даже формального сравнения с дважды премьер-министром. Не говоря уже о том, что Олег Ляшко впервые стал депутатом на парламентских выборах 2006 года именно по списку «Блока Юлии Тимошенко» и долгое время являлся одним из ее многочисленных подчиненных.
Поэтому после неудачных для нее президентских выборов перед Тимошенко выросли две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, проявили себя неминуемые споры с новым лидером партии Яценюком и его окружением за кадровые назначения в аппарате и областных организациях, финансовые решения, квоты в предвыборном списке и т.д. Во-вторых, увидев скромный результат по итогам 25 мая, Яценюк и многие VIP-персоны «Батькивщины» посчитали Юлию Тимошенко бесперспективным политиком. Не говоря уже о ключевом «яблоке раздора» - кто станет №1 списка на будущих выборах в Верховную Раду. В итоге, как известно, ряды партии в один миг покинули премьер Арсений Яценюк, глава МВД Арсен Аваков, министр социальной политики Людмила Денисова, влиятельные народные депутаты Сергей Пашинский, Николай Мартыненко, Николай Княжицкий и другие. О чем говорить, если в ряды «Народного фронта» перешел даже спикер Александр Турчинов, являвшийся ее соратником еще с 80-х годов и считавшийся вторым человеком в партии после самой Юлии Тимошенко.
А настолько массовый исход политических спикеров и высших функционеров, да еще накануне выборов, оказался сильнейшим ударом по имиджу в глазах избирателей. Ведь бывшие соратники «не словом, а делом» продемонстрировали, что считают Тимошенко и ее проект не имеющими политического будущего. И ладно бы список свалившихся на Тимошенко накануне выборов проблем этим и заканчивался. Так нет, после массового «исхода» начались логичные осложнения: дефицит опытных кадров для управления партийными штабами, отток спонсоров и потеря административного ресурса. Ведь функционеры, финансисты и чиновники устремились вслед за Яценюком и Турчиновым к «Народному фронту».
И, наконец, против Тимошенко сработала одна из причин ее популярности – ее собственный политический имидж. Начиная примерно с 2006 года, когда президент Виктор Ющенко внес в парламент кандидатуру Виктора Януковича на пост премьер-министра, Тимошенко долго, тщательно и творчески выстраивала свой имидж на контрасте с главой Партии регионов. Консультанты лидера «Батькивщины» и сама Юлия Тимошенко настойчиво продвигали избирателям черно-белую картинку. Команда Тимошенко возводила ее массовый имидж на антитезисе - есть «антинародный режим» Януковича, его «Семьи» и Партии регионов, а есть бесстрашный «защитник интересов народа» и «борец против преступной власти» Юлия Тимошенко. Поэтому когда Янукович & Co дематериализовались из украинской политики, рухнула и имиджевая схема самой Тимошенко. Зачем нужен противовес, если противника больше нет на ринге? Тем более, сама Тимошенко по причине тюремной изоляции не имела вообще никакого отношения к свержению политического режима – а это никоим образом не соответствует образу «борца №1».
Именно поэтому парламентский результат партии Юлии Тимошенко стоит расценивать двояко. С одной стороны, пять с копейками процентов – это шанс на кресло младшего партнера при победителях выборов, но уж никак не право на первые роли в новой Верховной Раде и будущем Кабинете Министров. С другой стороны, накануне выборов многие вообще списали Тимошенко со счета, прогнозируя, что ее список не преодолеет барьер в 5%. Поэтому попадание в хит-парад победителей выборов, пусть и на последнюю строчку, дает Тимошенко и ее политическому проекту шанс на возрождение.
Сергей Слободчук - политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.