Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Лица бизнеса
03.11.2005
АНДРЕЙ ПОПОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РУССКОЙ ЧАЙНОЙ КОМПАНИИ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ИДЕЙ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ ЕЩЕ ДОСТАТОЧНО
…Я вышел из среды интеллигенции, коренной москвич. В моей биографии нет ничего особенного, она достаточна типична. Закончил технический вуз по специальности инженер-механик. Получилось так, что мне пришлось заняться общественной работой, и я был вынужден остаться в институте, хотя этого не планировал, в качестве освобожденного заместителя секретаря комитета комсомола института. Далее работал сначала в райкоме комсомола, потом в ЦК комсомола. С 1989 по 1992 гг. - в Министерстве внешних экономических связей СССР и РФ в достаточно скромной должности старшего инженера внешнеэкономического объединения, где занимался закупкой оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности.
Там же закончил Московский институт международного бизнеса, Высшие курсы иностранных языков и получил хорошую языковую практику, свободно владею английским языком. Работа была очень интересной, связанной с командировками в основном в европейские страны, такие как Германия, Финляндия, Австрия и некоторые другие. Однако в дальнейшем вследствие начала экономических реформ продолжать работу стало невозможно, поскольку было прекращено финансирование, и мы оказались не нужны. Покинув государственное предприятие в 1992 г., я стал использовать свои знания и опыт, работая на совместных предприятиях и в коммерческих структурах. Я не отношусь к той категории людей, которые хотят заработать быстрые и легкие деньги. Конечно, возможности для этого были. Но я искал для себя тему, которая была бы перспективна и интересна. И мне повезло, что я нашел такую тему - чайный бизнес, в который реально вошел в 1995 г.
До 1998 г. я работал в российской компании в должности коммерческого директора, где одним из направлений и был развесной ароматизированный чай и посуда. Поставки были из Финляндии (чай Форсман). Мне пришлось вплотную столкнуться с этой тематикой и заниматься развитием нового для нашего рынка направления. Мне это показалось крайне интересным и перспективным. Однако в конце 1997 г. в компании случился финансовый кризис, и она оказалась на грани банкротства по причинам, не связанным с чаем.
Во избежание закрытия данной темы мне пришлось вывести ее в другую компанию и обеспечить ее дальнейшее развитие. Впоследствии, соединившись с моими нынешними партнерами, мы нашли другого производителя ароматизированного чая, а также разработали собственную торговую марку - "Русская чайная компания". Некоторое время (примерно 3 года назад) чай Форсман был нашим очень сильным конкурентом, так как по способу реализации и качеству мы были очень схожи.
- Как так получилось, что "Русская чайная компания" появилась в один из наиболее трудных для российской экономики периодов?
- Дело в том, что компании схожего с нами профиля на тот момент были, но кризис 1998 г. их достаточно сильно подкосил. В условиях полной неопределенности они пытались выйти из кризиса, однако доля их присутствия в силу объективных причин значительно сократилась. Это как раз тот случай, когда колоссальный по своим масштабам экономический кризис помог становлению нового бизнеса.
- А с кем вы начали работать?
- Мы нашли партнеров в Германии: компанию Wollenhaupt Gmbh со 120-летней историей, - с которыми работаем уже 7 лет. Они являются производителями ароматизированных сортов чая, травяных смесей, фруктовых коктейлей и некоторых других видов продукции. Это надежная и очень респектабельная компания. Помимо партнерских нас связывают теплые дружеские отношения. Потом появились производители из Китая, Шри-Ланки, Индии, Парагвая.
- Насколько сложно было входить в рынок?
- Конечно, это было очень непросто в условиях полной неопределенности и конкуренции. Одной из основных проблем было неверие потребителей, что можно покупать качественные и достаточно дорогие продукты. Потребовалось около трех лет работы, чтобы мы стали узнаваемой компанией на чайном рынке. Сейчас в компании работают 150 человек, своя производственная база, хороший кадровый потенциал, разветвленная система сбыта.
- Какова динамика развития компании?
В силу того, что мы начинали с нуля, динамика развития была достаточно хорошая, и в течение первых четырех лет рост объемов продаж ежегодно составлял 100 %. Приходилось на ходу делать очень серьезные структурные изменения, расширять площади, закупать оборудование, набирать и обучать персонал, обеспечивать финансирование. Сейчас такого бурного роста уже нет. В прошлом году объемы выросли на 60%, в этом году прогнозируем 25-30% по сравнению с прошлым годом. Сказывается фактор конкуренции и определенного насыщения рынка. Основной потенциал развития на ближайшее будущее мы видим в регионах.
- Как вы себя позиционируете на рынке?
- Мы, безусловно, являемся компанией среднего бизнеса.
Сегодня Россия потребляет примерно 166 тыс. тонн чая ежегодно. Россиянин в среднем выпивает около 1 кг чая в год. Годовой оборот чайного рынка в денежном выражении - около 1 млрд. долл. США. Примерно 93% составляют черные чаи, традиционные для нашего рынка. В советские времена это было 98%. Оставшиеся 7% - это черные и зеленые ароматизированные чаи, зеленые, в том числе эксклюзивные, травяные смеси. Именно в этом сегменте рынка и находится наша компания.
Мы активно участвуем в международных выставках, ярмарках и фестивалях, не боимся участвовать в конкурсах среди именитых чайных компаний. Практически всегда занимаем призовые места. Так, на последнем Международном фестивале чая и кофе, который проходил в Москве на Васильевском спуске в мае 2005 г., наш китайский черный чай "Желтый дракон" был удостоен наивысшей награды - Гран-При, а по итогам Международного профессионального конкурса продуктов питания "Продукт года", проходившего в рамках 14 Международной выставки продуктов питания и напитков в сентября 2005 г., два наших чая были удостоены Золотой медали и три - Серебряной.
Поверьте, нам есть чем гордиться.
Мы - одна из основных ведущих компаний-производителей, формирующая рынок элитного и ароматизированного чая. Воздействуя на общественное мнение, мы не только продаем чай, но и предоставляем информацию о том, что это за продукт - тот же, например, зеленый чай, насколько он полезен. На торговых точках регулярно проводятся дегустации чая.
Сегодня наша клиентская база - свыше 3000 клиентов в 75 регионах России. Их спектр необычайно разнообразен, от индивидуальных предпринимателей до известных международных и отечественных розничных сетей, таких как "Метро", "Реал", "Рамстор",
"Спар Ритэйл", "Ашан", "Перекресток", "Седьмой континент" и многие другие.
- А ценовая политика?
- 100 грамм обычного ароматизированного черного или зеленого чая стоят около 75 рублей, что является вполне доступной ценой для большинства населения. Но еще 4 года назад, когда мы делали первые шаги, наш чай считался достаточно дорогим. Другое дело - эксклюзивные сорта чая, рассчитанные на истинных гурманов или тех, кому все равно, какие деньги платить, лишь бы кого-нибудь удивить. Там цена за те же 100 грамм может достигать 250-300 рублей.
Наш ассортимент ежегодно обновляется примерно на 20-30 %, что, несомненно, прибавляет нам авторитета и любви наших клиентов, так как любая новинка, - кстати, как удачная, так и не очень - первое время дает прирост товарооборота в розничной точке.
Вообще, завоевать и сохранить доверие клиента, предоставить ему хороший сервис - это, пожалуй, одна из самых важнейших задач компании.
В своей текущей деятельности я руководствуюсь постулатом: существует только один босс - клиент. И он может погубить всех в вашей компании - от президента до последнего рабочего - очень просто: если начнет тратить деньги в другой компании.
- Как вы пришли к тому, чтобы торговать не только чаем, но и чайными аксессуарами, причем в таком ассортименте, что просто глаза разбегаются?
- Вообще-то это все не ново, и пришло из азиатских и европейских стран. "Америку" мы не открывали. Если бы мы ограничились только продажей весового и фасованного чая, такого бы развития однозначно не было. Есть еще одни момент, на который я хотел бы обратить внимание. Мы отличаемся от других компаний тем, что мы не просто предлагаем товар. Мы риски делим с клиентом, включая его в бизнес: даем оборудование, причем изготавливаем за свой счет, обучаем продавцов-консультантов. Его задача как частного предпринимателя - арендовать место и организовать процесс торговли. Основные вложения делаем мы. Поэтому с нами работает достаточно много мелких предпринимателей, делающих свои первые шаги в бизнесе. Они минимально рискуют и видят в нас партнера, помощника в становлении собственного бизнеса. В этом случае мы фактически "привязываем" его к себе.
- Существует ли при этом какая-то система отбора людей с точки зрения надежности? Ведь вы реально рискуете.
- Проверки как таковой не существует. Сейчас, когда активно развивается потребительское кредитование, даже банки дают кредиты, по сути дела, под паспорт. Проверить платежеспособность и порядочность человека мы можем только в процессе совместной работы. Могу сказать, что за все время было лишь несколько случаев, когда наши клиенты откровенно не выполняли своих обязательств. Как правило, люди работают нормально, причем не только в Москве, но и регионах. Конечно, мы не всем помогаем, но если нам интересна торговая точка, мы готовы рисковать, и, как правило, риск бывает оправданным.
- У вас есть специальная аналитическая структура?
- У нас есть отдел, который занимается в том числе и маркетингом, однако все исследования рынка мы доверяем профессиональным компаниям. Такие исследования проводились в Москве, где доля нашего товарооборота составляет почти 50%, и в Санкт-Петербурге, где уже в течение многих лет работает представительство нашей компании. В результате полученных данных мы обнаружили некоторые пробелы в отдельных сегментах рынка, где мы значительно уступаем компаниям-конкурентам. К таким сегментам и сегодня относятся, например, открытые розничные рынки.
Кроме того, мы изучаем и состав наших потребителей: социальный, возрастной, пол. Исходя из полученной картины, мы выстраиваем свою рекламную политику. Учитывая, что основными потребителями нашего продукта являются женщины, с этого года мы стали размещать рекламу в таких журналах, как "Караван истории", "Бурда моден", "Женские секреты".
Если говорить о статистике наших продаж, то, естественно, мы ведем аналитический учет по всем видам продукции, четко знаем наши продажи по всем секторам рынка.
- Вы занимаетесь благотворительностью?
- Это сильно сказано, это больше именно спонсорство в рамках тех небольших возможностей, которые у нас есть. Естественно, для нас это хорошая реклама. Например, в течение последних двух лет мы очень активно сотрудничаем с известным в России информационным агентством "Росбизнесконсалтинг", выступая в качестве одного из спонсоров международных бизнес-конференций, ежегодно проводимых в разных странах. В этом году решили оказать поддержку нашему прославленному хоккеисту Владиславу Третьяку в проведении международного турнира среди юношей по хоккею с шайбой.
- Легко ли быть в России предпринимателем? Какими качествами должен обладать предприниматель?
- Я бы ответил так: бизнес формирует человека. Обязательно происходит перестройка человека. Это сложный процесс. К основным качествам человека, входящего в бизнес всерьез и надолго, я бы отнес следующие: целеустремленность, работа на результат, интуиция, умение рисковать и брать на себя ответственность за принятые решения, уважение и абсолютная честность по отношению к партнерам, четкое выполнение взятых на себя обязательств и социальная ответственность перед коллективом.
Очень важно уметь находить компромиссные решения. Многие компании с хорошей идеологией, хорошим потенциалом оказывались несостоятельными, потому что акционеры не всегда могли найти общий язык, каждый тянул одеяло на себя.
- Как я понимаю, у вас такой проблемы нет?
- У нас команда единая и сплоченная, профессионально ориентированная. У меня есть два партнера. Мы дополняем и поддерживаем друг друга.
- Насколько вообще велика роль случая, удачи в бизнесе?
- Несомненно, это важно. Я считаю, что удача сопутствует тем, кто идет вперед, берет на себя ответственность, рискует и добивается результата. Просто так она не приходит. Если просто сидишь и ничего не делаешь, никакая удача к тебе не придет. Надо обязательно к чему-то стремиться, двигаться вперед.
- Но движение вперед всегда связано с риском. Каковы риски в бизнесе сейчас?
- Риски были, есть и будут. Чем больше доля на рынке, тем выше степень риска. Наибольшему риску, с моей точки зрения, подвержены компании в таких отраслях, как газовая, нефтяная, лесная и некоторых других. Те, кто имеет собственность: здания, землю.
Но, с другой стороны, если бы в период Горбачева и Ельцина не были заложены основы рыночной экономики - конечно, у нас она не совсем рыночная, - не было бы развития личности и вряд ли появились бы и наша и другие компании.
- А в целом, как вам кажется, входить в рынок сейчас стало сложнее или проще?
- Это зависит от отрасли, но в любом случае нужен финансовый ресурс. Нереализованных идей достаточно. Однако, прежде чем выбрать то или иное направление, необходимо провести маркетинг и понять, насколько серьезно занята ниша и кто в ней работает. Для любого бизнеса изначально существуют три основополагающих вопроса, ответив на которые, можно начинать действовать: что? (продукт), кто? (потребитель), каким образом? (как продать).
- Чувствуете ли вы себя членом бизнес-сообщества?
- Да, чувствую. Это сообщество называется ассоциацией "Росчайкофе", которое объединяет компании, занимающиеся чайным и кофейным бизнесом в России. В настоящее время президентом Ассоциации является легенда отрасли Устим Генрихович Штейман, герой социалистического труда. В этом году он отметил свой 85-летний юбилей. По сей день занимает активную жизненную позицию. Этот человек является для всех нас, несомненно, бесспорным авторитетом.
Другой организацией, объединяющей предпринимателей не по профессиональному признаку, а по сути своей деятельности, должен быть Российский союз промышленников и предпринимателей.
- То есть какая-то внутренняя потребность в этом существует?
- Конечно. Общение, формальное и неформальное. Информация. Знакомишься, решаешь какие-то вопросы.
Вообще, всегда интересно встречать новых людей, послушать новые мнения. В том же Английском клубе публика очень разная, но при этом все друг друга понимают.
- Каково отношение к предпринимателям, оно каким-то образом меняется?
- Да, меняется, потому что все больше людей становятся индивидуальными предпринимателями и понимают значение бизнеса для развития страны. В странах Запада большую часть бюджета формирует малый и средний бизнес. И к нам недоверия стало меньше: в нас видят людей, которые делают конкретное дело и зарабатывают деньги, при этом, занимаясь меценатством и спонсорством, помогают своим родным и близким.
Кроме того, такие компании, как наша, создают рабочие места, вовлекают в процесс цивилизованного труда население, тем самым снимают социальную напряженность в обществе.
- Насколько напряжен ваш рабочий режим, удается ли вам отдыхать?
- Рабочий день начинается строго в девять тридцать, а дальше уже как сложится. Я стараюсь уделять время переговорному процессу. Считаю совершенно нормальным самому приехать к клиенту для решения каких-то острых вопросов вхождения в крупные сетевые структуры. Наиболее сложные переговоры я стараюсь вести сам. Я достаточно динамичный человек, не прикован к креслу. Конечно, бич всех руководителей, не только мой, - текущие проблемы, которые все время отвлекают. Но я стараюсь, насколько это возможно, делегировать свои полномочия другим сотрудникам и больше времени тратить на развитие.
- Вам хватает свободного времени для семьи и досуга?
- У меня такая ситуация, что жена находится примерно в таком же состоянии. Она достаточно активный человек, и я бы еще сравнил, кто из нас занят больше. Вот уже в течение 12 лет она работает в одной крупной немецкой компании, возглавляет бухгалтерию. У нас есть много общих интересов, мы достаточно активно посещаем очень интересные мероприятия в Московском английском клубе, хотя вступили сравнительно недавно, в апреле этого года. Еще один общий интерес - горные лыжи. Сначала я ими увлекся, это было два года назад в Швейцарии, где находился в командировке, а потом поставил на лыжи жену. Теперь, кроме подмосковного курорта "Сорочаны", мы ежегодно ездим вместе с нашими друзьями на европейские курорты.
- В завершение хотелось бы поговорить о планах компании.
- Конечно, мы будем и дальше развиваться. Стратегической задачей является развитие производства, внедрение более сложных технологических процессов. По-прежнему большое внимание будет уделяться расширению ассортимента, контролю качества, привлечению новых клиентов и развитию отношений с действующими, созданию собственных представительств в ряде городов России, выходу на новые рынки и, прежде всего, на рынки стран СНГ. В 2004 г. мы создали совместное предприятие на Украине, которое показывает прекрасные результаты, в планах на ближайшее будущее - создать аналогичную компанию в Белоруссии.
СПРАВКА
Андрей Попов - генеральный директор "Русской чайной компании", заместитель председателя Комиссии по развитию инфраструктуры сетевой торговли и услуг в рамках Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве г. Москвы.
"Русская чайная компания" - одна из наиболее авторитетных российских торгово-производственных чайных компаний. Созданная в 1998 году, на сегодняшний день она является признанным лидером на рынке ароматизированного, черного и зеленого чая, а также эксклюзивных видов чая. Основу чайной коллекции составляют только первосортные и тщательно подобранные чаи из Цейлона, Китая, Индии и Японии (около 250 видов). Начиная с 2001 года, коллекция пополнилась высококачественными эксклюзивными сортами чая, которые напрямую привозятся из Китая.
Неотъемлемой частью ассортимента является свежеобжаренный и ароматизированный кофе. С 2001 года "Русская чайная компания" представила на рынок собственную торговую марку "Santa Fe", которая сегодня насчитывает более 15 видов кофе.
Исключительно важная часть ассортимента - произведенная в Китае чайно-кофейная посуда и аксессуары (более 1050 наименований). "Русская чайная компания" многократно становилась призером и награждалась дипломами и медалями международных чайных салонов, продовольственных выставок и ярмарок, занимала призовые места в дегустационных чайных церемониях, получала благодарности от государственных и общественных организаций.
В 2005 г. решением Российского фонда защиты прав потребителей стала лауреатом конкурса "Лучшие в Москве".
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.