Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.02.2014 | Сергей Слободчук
Тайский Майдан против демократии
Уличные протесты в Таиланде и блокада правительственных зданий только на первый взгляд кажутся тайским «ремейком» Майдана или «арабской весны». А вот на деле организаторы протестов надеются после победы ввести имущественный/образовательный ценз на выборах, чтобы отсечь большинство в виде бедных избирателей от влияния на политический процесс. Да, бывает и так, когда «арабская весна» по-тайски провозглашает своим лозунгом сворачивание демократии, а не борьбу против авторитарного строя.
Таиланд сегодня представляет собой красноречивую картину конфликта между клановым родоплеменным строем и экспортной демократией западного образца, когда аристократия с помощью уличных протестов пытается исключить из политического процесса клан премьер-министра Йинглак Чинават. Государственные учреждения в столице страны – Бангкоке с населением около 8 миллионов 200 тысяч человек – более двух месяцев парализованы в результате антиправительственных протестов. Массовые демонстрации «желторубашечников» начались в ноябре 2013 года, после того как правительство во главе с лидером партии «Для Таиланда» Йинглак Чинават попыталось провести через парламент законопроект об амнистии. «Желтые рубашки» - сторонники оппозиционной Демократической партии, в то время как приверженцев клана Чинават называют «краснорубашечниками». Тогда оппозиция обвинила премьера в создании условий для возвращения в страну и в тайскую политику ее старшего брата Таксина Чинават, которого армейская хунта отстранила от власти в 2006 году в ходе военного переворота. Официальный лидер Демократической партии – экс-премьер Абхисита Ветчачива, но телеканалы показывают в качестве лица протестов бывшего вице-премьера в его правительстве и бывшего генерального секретаря «демократов» Сутепа Таугсубана. Он декабря сложил полномочия депутата парламента и полностью сконцентрировался на организации уличных демонстраций и блокаде учреждений в административных и коммерческих районах Бангкока.
Сначала оппозиция требовала отставки премьер-министра Йинглак Чинават. Но аппетит, как известно, приходит по время еды. Поэтому когда глава правительства все же написала заявление об отставке, а король по ее ходатайству распустил Палату представителей и назначил на 2 февраля досрочные парламентские выборы, оппозиционеры провели upgrade своих требований. Теперь Таугсубан & Co от имени протестующих начали требовать, чтобы Чинават ушла в отставку и с поста и.о. премьера, а также передала власть от правительства и парламента «Народному совету». По задумке оппозиции, Народный совет будет формироваться за счет авторитетных старейшин и уважаемых людей, а управлять страной будет Народный комитет демократических реформ во главе с Сутепом Таугсубаном, провозгласившим себя его «генеральным секретарем».
Затем Демократическая партия во главе с Абхиситом Ветчачива заранее заявила о непризнании результатов выборов в Палату депутатов Таиланда 2 февраля. Одновременно координаторы протестующих под руководством Таугсубана призвали блокировать главные магистрали Бангкока и юга Таиланда, чтобы избиратели не могли добраться до своих участков. «2 февраля мы должны полностью превратить Бангкок в территорию для пеших прогулок, чтобы на свои избирательные участки смогли добраться лишь самые упорные. Паркуйте свои машины прямо посреди дороги», - как мантру твердил Сутеп Таугсубан накануне выборов. По итогам голосования 2 февраля каждая из крупных партий – правящая «Для Таиланда» и оппозиционная Демократическая партия – поспешили объявить себя победителями.
Но ситуация усугубляется тем, что Избирательная комиссия подведет официальные итоги только в конце месяца. А главное, что в 8 южных провинциях оппозиция не позволила кандидатам пройти регистрацию, поэтому в 28 округах кандидаты в депутаты просто отсутствовали. Для этого Избирательная комиссия назначила на 23 февраля повторные выборы. А Сутеп Таугсубан заявил, что это прямое нарушение норм Конституции, устанавливающей единый день голосования для всего Таиланда, поэтому оппозиция, по его мнению, теперь имеет железобетонное право требовать отмены выборов. Тем более, что «демократы», судя по всему, все равно проиграли.
Однако не стоит воспринимать ситуацию в Таиланде в черно-белой логике. Скажем, Таугсубан – это аналог украинских Юлии Тимошенко или российского Михаила Касьянова, политик со списком коррупционных скандалов за плечами. Затяжные уличные протесты, парализовавшие политический процесс и управленческий аппарат - не только результат конфликта между феодальной аристократией и популярными политиками (клан Таксина и Йинглак Чинават, ко всему прочему, представляет собой этнических китайцев – национальное меньшинство в Таиланде, составляющее примерно 14 % от 67 миллионов населения). Таиланд – единственная страна Юго-Восточной Азии, которая никогда не была колонией Запада, а также не знавшая фундаментальных революций в своей истории. Поэтому фактически страной управляет родовая аристократия, чья генеалогия насчитывает сотни лет. По своей сути, Таиланд – это феодальная страна, поэтому расстановка политических сил типична для феодального государства – это король и его окружение в виде аристократии, судьи и помещики. Да, а еще крайне влиятельным политическим игроком в Таиланде является армия. Добавим для полноты картины буддистское духовенство, выполняющее роль общественного и морального авторитета.
Крупнейшая оппозиционная Демократическая партия основана в 1945 году, она выражает интересы крупного бизнеса, руководства армии и окружения короля, а также претендует на роль выразителя интересов и запросов среднего класса. Политическая база «демократов» - это Бангкок и юг Таиланда. А правящая «Для Таиланда» - потомок партии Таксина Чинават «Тайцы ради тайцев», построившего политический фундамент своего клана на завоевании поддержки среди нищего крестьянства севера и северо-востока Таиланда. Когда в 2006 году военные совершили переворот и свергли премьера Таксина Чинават, «демократы» поддержали военную хунту. Но загвоздка в том, что с начала 2000-х Демократическая партия традиционно проигрывает политическим проектам клана Чинават, начиная с 2001 года, когда «Тайцы любят тайцев» по итогам парламентских выборов получила 248 голосов, а «демократы» - только 128. Что касается выборов 2 февраля, то Сутеп Таугсубан заявил, что протестующие не признают их легитимными еще до проведения самого дня голосования. Начиная с 13 января, оппозиция начала новую волну протестов под названием «Закроем Багкок», продолжающуюся по сей день. План заключается в том, чтобы блокировать центр Бангкока, где протестующие перекрыли подступы к бизнес-районам Силом и Сухумвит, а также торговый район Ратчапрасонг, где расположены самые дорогие ТРЦ столицы Таиланда.
Изначально Таугсубан, и стоящие за ним аристократия и олигархия, рассчитывали, что протесты на улицах Бангкока и блокада госучреждений спровоцируют военных вмешаться в политический кризис. Армия в Таиланде - давний и влиятельный политический игрок. Более того, за прошедшие 80 лет военные 18 раз совершали военные перевороты, силой отстраняя от власти неугодных политиков. Как случилось, например, в 2006 году с Таксином Чинават, которого свергла военная хунта во главе с командующим Королевской армией Сонти Буниаратглином. История Таиланда свидетельствует: каждый раз, когда политический кризис заводит страну в тупик, в дело вмешиваются военные.
Однако протесты и блокада длятся уже почти 3 месяца, а военные так и не перешли к действиям. С одной стороны, и правда, военное руководство традиционно тяготело к аристократии во главе с королем Пхумипоном Адульядетом и «желтым рубашкам» в лице оппозиции. С другой - благодаря усилиям «красной» и.о. премьера Йинглак Чинават данный союз за последние годы серьезно ослабел. Чинават постаралась установить хорошие связи со средним звеном и верхушкой армии, да и значительная часть солдат – это те, кого в Таиланде называют «арбузы». Т.е. выходцы с севера и севера-востока страны – политической вотчины Чинават и партии «Для Таиланда». «Арбузы» носят зеленую форму военных, но в душе являющиеся сторонниками «красных рубашек» и клана Чинават. Поэтому, в отличие от прошлых лет, попытка переворота – несомненный риск, потому что армия разделена по политическим симпатиям, как и общество страны. Сам же командующий королевской армией Таиланда Прают Чан-оча (Верховным главнокомандующим является король) на вопрос о вероятности вмешательства военных ответил, что «дверь не открыта и не закрыта».
По мнению Макса Саксера, аналитика фонда им. Фридриха Эберта в Таиланде, убедившись, что спровоцировать военный путч не удается, «желторубашечники» во главе с Сутепом Таугсубаном решили изменить свою линию «на марше». Теперь «желтые рубашки» воплощают в жизнь стратегию псевдо-легитимности – т.е. пытаются добиться власти с помощью внешне демократических методов. Сегодня сторонники «желтых рубашек» доминируют в Конституционном суде, Национальной антикоррупционной комиссии, Избирательной комиссии, Федеральном суде Таиланда etc. Поэтому, с одной стороны, вышеперечисленные органы блокируют любые попытки партии «Для Таиланда» и правительства Йинглак Чинават выработать политико-правовые пути выхода из конфликта. С другой стороны, оппозиция от лица протестующих на улицах Бангкока требует передать власть Народному совету. Совет – это изобретение «желтых рубашек» и Сутепа Таугсубана. По их замыслу, Народный совет станет высшим управленческим органом в Таиланде, а формировать его состав оппозиция планирует из числа старейшин и «уважаемых людей».
Но, снова-таки, аппетит приходит во время еды, поэтому в случае успеха Таугсубан & Co не собираются останавливаться. В планах оппозиции, обвиняющей правительство в нарушении принципов демократии – ограничить избирательное право для населения Таиланда, отказавшись от системы «один избиратель – один голос». Таким путем «демократы» надеются раз и навсегда пресечь ситуации, когда бедное большинство севера и северо-востока Таиланда определяет победителя на выборах в Палату представителей, а значит, формирует и Совет Министров Таиланда. Вот почему ситуация с уличными протестами в Таиланде – это украинский Майдан наоборот, когда руководители протестующих используют методы демократической борьбы для того, чтобы ограничить экспортную демократию западного образца. И если «демократам» во главе с Таугсубаном удастся добиться своего, тогда Таиланд станет примером возврата к демократии XIX века - то есть, демократии, предназначенной для богатых и выражающей в первую очередь их интересы.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.