Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональные исследования

09.12.2013 | Елена Сироткина

Анализ политической динамики в Ленинградской области (ноябрь2013 г.)

Александр Дрозденкопродолжает борьбу с недобросовестными муниципальными главами. Активнаядеятельность правоохранительных органов по раскрытию преступлений, совершаемыхглавами на местах, началась около года назад, и до сих пор криминогенностьместных властей и проблема борьбы с ними остаются одним из наиболее негативныхинформационных поводов региона. В противовес местной администрации в областисоздаются т.н. «ячейки гражданского общества» ­– в Гатчине создан «Фондмуниципального развития Ленинградской области», деятельность которогонаправлена на развитие территории, в том числе за счет привлечения местныхжителей. В идеале муниципальная жизнь должна встать под гражданский контроль,на практике, во что выльется данная инициатива, – пока прогнозировать трудно.

Область приняла бюджет наследующий год с дефицитом в 14%, что свидетельствует о неэффективномрасходовании средств на настоящий момент, с другой стороны, руководство регионаранее предупреждало о вероятности дефицитного бюджета и планирует решатьпроблему за счет привлечения кредитов. Опять же в регионе на сегодня реализуетсяряд крупных проектов, предполагающих серьезные государственные инвестиции (90%расходов бюджета реализуют посредством 16 госпрограмм), один из них - строящийсяпорт в Усть-Луге.

Дополнительных средств вследующем году также потребует, например, ремонт дорог. Деньги на этоправительство намерено привлечь за счет налогов и сборов. Главный документ,регламентирующий развитие области, – «Программа «12» – был принят губернаторомв начале ноября. Среди стратегических направлений А.Дрозденко назвалреформирование местного самоуправления, строительство дорог, расселениеаварийного жилья, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, строительстводетских садов и учреждений здравоохранения.

Вобщественно-политической жизни области сохраняются все те же проблемные зоны,наряду со стабильными успехами во все тех же сферах, что свидетельствует онекой устойчивости в региональном политическом курсе. И все же наметившаясястагнация лишь отчасти может считаться таковой: успехи и неудачигубернаторского курса связаны с долгоиграющими тенденциями, изменения в которыхмогут быть заметны лишь через длительное время.

Однако мы можем обратить внимание ипроанализировать подвижки в ту или иную сторону, что позволяет сделать выводотносительно того, насколько глубоки проблемы в каждой из сфер и как скороприоритетные направления региональной политики дадут видимые положительныерезультаты.

Наибольшеебеспокойство на сегодня вызывает ситуация, сложившаяся в сфере управления намуниципальном уровне. С ним связано сразу несколько проблемных обстоятельств:муниципальный уровень, условно, является «самым близким к народу» – то есть, вседаже самые незначительные проблемы в муниципалитетах становятся ощутимыми дляжителей региона и потенциальных избирателей. Несмотря на глобальныеэкономические проекты, которые в дальнесрочной перспективе способны принестиобласти дополнительные средства, избиратели судят о деятельности и эффективностигубернатора в соответствии с тем, как изменяется их персональный уровень благосостояния.

Анализвидимых результатов многочисленных попыток региональной администрациипереломить ситуацию на местах не позволяет, к сожалению, говорить обэффективности А.Дрозденко в этом направлении.

Покасмена глав муниципалитетов-коррупционеров принесла значимые символические выгоды,однако за столь резонансной акцией должны были последовать заметные признакиулучшения ситуации, чего не произошло. Отметим, что усилия администрации покатщетны – коренным образом ситуация может быть единовременно переломлена лишь втом случае, если А.Дрозденко удастся провести законопроект о передачеполномочий по снятию глав муниципалитетов в руки областного правительства, нопока этого сделать опять же не удалось. Предложенная мера значительно укрепилабы региональную вертикаль власти и снизила бы транзакционные издержкиуправления, что на данный момент является ощутимым камнем преткновения. Однакобудет ли инициатива в ближайшем или отдаленном будущем иметь практическоевоплощение, – сегодня неочевидно.

Болеетого, институциональные ловушки позволяют главам муниципальных образований,имеющим сомнительную репутацию, возвращаться на свои прежние места работы. Так,глава Всеволожского района Александр Соболенко, который до недавнего времени находилсяпод следствием, может вернуться к занимаемой должности. А.Дрозденкорекомендовал ему этого не делать, но наложить прямой запрет вне компетенциигубернатора.

Началоотопительного сезона показало, что ряд муниципалитетов не смогли к немуподготовиться должным образом. В частности, чрезвычайная ситуация произошла вЛуге. В 2013 г. инвестиции ООО «Петербургтеплоэнерго» позволили муниципалитетупрактически полностью отказаться от использования мазута в качестве топлива длятеплоснабжения, однако чрезвычайной ситуации избежать все же не удалось. Но справедливостиради стоит отметить, что подобные ситуации складываются каждый год в разных муниципалитетах.Для временного решения проблемы тепло- и водоснабжения используются 290дизель-генераторов, при этом в следующем году региону необходимо приобрести еще25-30 единиц для потенциально опасных с точки зрения перебоев территорий.

Длярешения чрезвычайных задач создан оперативный штаб при комитете потопливно-энергетическому комплексу. Его работу курирует профильныйвице-губернатор Юрий Пахомовский. Штаб позволяет оперативно устранить проблему,но сложная система коммуникации и управления не позволяет предотвратитьпроблему до ее обострения. «Ручное управление» не имеет упреждающей силы,используется для решения проблемы в стадии обострения, что тоже не плохоерешение, но, к сожалению, не оптимальное.

Похожаяситуация наблюдается и в области борьбы с преступностью. Значительная частьрайонов находится в зоне повышенной криминогенной опасности. Ведомственныесиловые структуры с задачей не справляются. Контроль, направленный на снижениечисла преступлений, может быть осуществлен за счет установки в наиболеенеблагоприятных районах видеокамер для слежения и повышения вследствие этого раскрываемостипреступлений. Установка камер одновременно является и символическим механизмомсдерживания, предотвращающим преступное поведение. По данным СМИ, губернаторпланирует на этапе до 2015 г. потратить на реализацию проекта около 150миллионов рублей, на этапе с 2015 по 2017 гг. - еще 250 миллионов рублей.Данную систему можно назвать «виртуальным ручным управлением», что наряду страдиционным выполняет те же функции: надзора, контроля, быстрого реагирования.

Проблемарасселения ветхих и аварийных сооружений также сохраняется. В этом месяцерасселение жителей в припортовой области Усть-Луги вызвало недовольство из-занепродуманности и плохой координации процесса. Как отметил глава региона: «Приразработке генплана в муниципальном образовании первого уровня депутатыУсть-Лужского сельского поселения не учли целый ряд требований как областного,так и федерального законодательства», – что и стало причиной нестыковок. Когдапорт будет использоваться в полную силу и станет одним из экономических центровобласти, расселение близ него станет более привлекательным, строительство будетвестись более активно, что в перспективе создаст новую агломерацию.

Опятьже на сегодня говорить о решении проблемы расселения за счет развития новыхтерриторий рано. Хотя можно оценивать проекты с учетом иностранного опытареализации похожих инициатив. В частности, правительство Ленобласти намереноиспользовать норвежский опыт в расселении ветхого жилья – строительствобыстровозводимых домов с использованием технологий «Умный дом». Областьпланирует потратить на реализацию программы 6,5 миллиарда рублей за дваследующих года.

Продолжаятему смежного строительства в порте «Усть-Луга», важно обратить внимание на то,что развитие любой территории предполагает дополнительную нагрузку натранспортно-пропускную систему. Опять же в этом вопросе необходимо решатьпроблему администрации области совместно с Минрегионом, Минтрансом иотраслевыми федеральными ведомствами, а также частными компаниями, которымгубернатор гарантирует льготные условия вложения и обслуживания объектов. Наданном этапе запланировано строительство 2-х виадуков в Выборге и Всеволожске.

Проблемагазоснабжения также не является в должной мере решенной. Наиболее уязвимымзвеном в этой связи являются мелкие плохо доступные поселки. В частности впрограмму планируется включить г. Приозерск, поселки Подборовье Бокситогорскогорайона и Рассвет Лодейнопольского района. Для решения проблемы газоснабженияпредполагается на основе частно-государственного партнерства построить вближайшее время 33 межпоселковых газопроводов в регионе, на что «Газпром»потратит 8,2 миллиарда рублей, Ленобласть - 6,3 миллиарда рублей.

Помимо,условно, проблемных направлений и усилий по благоустройству территорий икоммуникаций регион занимается освоением новых проектов и привлечением новыхиностранных партнеров. Так, в регионе появится производство по выпуску изделийиз пластика совместно с итальянской компанией Serioplast; область ведетпереговоры с Норвегией – договоренность достигнута относительно совместныхпроектов в сфере управления портовой инфраструктурой, технологий выращиваниякартофеля или обучающих семинаров.

Всевыше обозначенные направления региональной экономической деятельностидостаточно ресурсоемкие, особенно на первых этапах реализации проектов, а стоитотметить, что большая часть проектов находится именно на первом этапереализации и этапе планирования. Значительные финансовые вливания, которыетребуют масштабные проекты, реализуемые в регионе, обеспечивают относительновысокие бюджетные риски и бюджетные затраты. Именно с этим руководство регионасвязывает дефицитный бюджет - он составит 9,2 миллиарда рублей или 14,4% от доходов.

Пессимистыпридерживаются точки зрения, в соответствии с которой майские указы В.Путина(которые добавили большое число пунктов по социальным обязательствам) инеобходимость их выполнения обеспечили люфт по расходам и дефициту, который к2040 г. достигнет 30 миллиардов рублей государственного долга. Экспертыпрогнозируют, что при неизменном курсе правительства государственный долгобласти составит в 2015 и 2016 гг. – 26,2 (38% от собственных доходов) и 31,5(42% от собственных доходов) миллиардов рублей соответственно. При этом дляоценки ситуации важно учитывать и другие показатели – ВРП региона за год выросна 10%, а дополнительные расходы бюджета увеличились только на 1,9%. При В.Сердюковебюджет на протяжении 4-х последних лет его правления сохранялся профицитным,однако и никакого масштабного строительства не велось. То есть, по самымскромным оценкам, развитию региона в соответствии с бюджетными показателямимешает необходимость выполнения майских указов президента.

Назначениеинициативы по формирования Межконфессионального совета не до конца ясно. Онамогла бы стать еще одним механизмом регулирования межнациональных имежконфессиональных конфликтов в регионе, однако их не так много.Межконфессиональная проблема Ленобласти не является острой. Возможно, данныйсовет сможет задействовать неформальные связи в регионе, что станет еще однимканалом ручного управления, поскольку в ближайшее время советы помежнациональным вопросам должны появиться при всех главах муниципальных районовЛенобласти.

Приподготовке материала были использованы следующие источники:

47news.ru

«Российскаягазета»

ИА«Regnum»

ИД«Коммерсант»

«Ведомости»

«Известия»

«Труд»4

«ДеловойПетербург»

РБКdaily СПб

ИА«Росбалт»

Газета«Вести»

«АиФ– Северо-Запад»

Regions.ru

Исследование выполнено врамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательскогоуниверситета Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональныхполитических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораториейрегиональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Елена Сироткина – аналитик Лаборатории региональныхполитических исследований НИУ ВШЭ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net