Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.11.2005 | Виталий Портников
КОНЕЦ ПРОТЕКТОРАТА
Лидеры боснийских сербов, хорватов и мусульман подписали в Вашингтоне декларацию, открывающую путь к конституционным реформам в этой бывшей югославской республике. В частности, будет реформировано коллективное руководство Боснии и Герцеговины - президиум из трех членов, введен пост президента страны, изменены функции других властных структур. Проще говоря, только сейчас, спустя годы после соглашений в Дейтоне, Босния и Герцеговина начинает превращаться из протектората в государство.
Дейтонские соглашения, в которых гарантами мирного процесса в регионе выступили наряду с международными посредниками Слободан Милошевич и Франьо Туджман, смогли остановить военные действия, но не превратили боснийское государство в реально функционирующий организм. А сохранение в составе этого государства Республики Сербской как отдельной административной единицы вообще породило ложные надежды о возможности объединения очищенной от мусульман и хорватов территории Боснии с Сербией - если не сейчас, то в отдаленном будущем.
Соглашение в Вашингтоне ставит точку на этой утопии. Но оно же подводит черту под возможностью создания отдельного национального государства боснийских мусульман. По сути, достигнутое согласие означает возвращение к той Боснии, которая - в национальном смысле - существовала до краха титовской Югославии и подразумевала сожительство и сотрудничество сербов, мусульман и хорватов. То есть Боснии наций, готовых устроить соседу Сребреницу, противопоставляется Босния граждан. И такая Босния может стать участником европейских процессов и рассчитывать на присоединение к ЕС - это, собственно, и есть главный приз за готовность достичь согласия.
Конечно, декларация еще не является реальным результатом преобразований. До сих пор о Боснии и Герцеговине говорили как о стране, лишь формально являющейся государством. Миротворцы оставались главным гарантом стабильности, Республика Сербская жила своей жизнью, мусульманско-хорватская федерация своей. И при этом в самой мусульманско-хорватской федерации случались конфликты между мусульманами и хорватами. Коллективное руководство страны функционировало как представительский орган, и наблюдатели нередко отмечали, что западные чиновники в Боснии куда авторитетнее и влиятельнее ее собственных "трех президентов".
Словом, Дейтон принес Боснии мир, но одновременно загнал в тупик саму возможность развития страны. Но, с другой стороны, именно отложенное решение проблемы и замораживание государственного организма помогло прийти к взаимопониманию в будущем. Ведь Вашингтонскую декларацию подписали представители всех основных политических партий сербов, хорватов и мусульман. А сербы к тому же призвали сдаться главных военных преступников Боснии - Радована Караджича и Ратко Младича, которых так не хватает в Гааге - и в качестве фигурантов собственных процессов, и в качестве неоценимых свидетелей на суде по делу главного конструктора югославского кровопролития Слободана Милошевича.
Конечно, боснийские мусульмане выступали за большую централизацию Боснии, а боснийские сербы продолжали защищать свою республику. Но рассчитывать, что все изменится так быстро, тоже не приходится. Во всяком случае, теперь на смену годам ожидания перемен и стабилизации в двух частях страны придут годы государственного строительства в самой Боснии. А это уже немало.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.