Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.12.2012 | Алексей Макаркин

Внешняя политика США: новый курс?

Барак Обама выдвинул на пост госсекретаря сенатора-демократа Джона Керри. Министром обороны президент хочет сделать бывшего сенатора-республиканца Чака Хейгела. Оба политика не принадлежат к числу "ястребов". Речь, впрочем, скорее идет о корректировке внешнеполитического курса, основные положения которого останутся неизменными.

Военные герои

Оба кандидата – и уже выдвинутый Керри, и еще проблематичный Хейгел – известны не только как коллеги по Сенату, но и как участники вьетнамской войны. Керри награжден тремя медалями "Пурпурное сердце", Хейгел – двумя. Это особо почетная награда американской армии, вручаемая за ранение. Впрочем, после столь почтенной военной службы они не стали "ястребами", а, напротив, принадлежат к сторонникам умеренного и взвешенного курса во внешней политике.

Такое явление не случайно. Характерно, что в числе американских "неоконов", которые планировали войну в Ираке, были люди с опытом работы в государственных учреждениях, аналитических центрах, бизнес-структурах. Только ветеранов войн среди ведущих участников этого сообщества не наблюдалось. Одно дело – математически просчитывать плюсы и минусы военной операции, в кабинетных условиях решать вопросы минимизации издержек и прогнозировать долгосрочные последствия "локальных операций". И совсем другое – командовать, как Керри, быстроходным разведывательным катером, в котором высокая скорость сочетается с отсутствием брони.

Кстати, Керри после возвращения из Вьетнама стал активным деятелем антивоенного движения (что припомнили ему консерваторы, когда в 2004 году он противостоял Джорджу Бушу-младшему на президентских выборах). А Хейгел в начале 80-х годов был некоторое время заместителем руководителя ведомства по делам ветеранов и ушел в отставку в знак протеста против курса своего шефа на сокращение расходов на помощь американским военнослужащим, пострадавшим от применения во Вьетнаме дефолианта "Эйджент орандж". Тогда от этого отравляющего вещества, вызывавшего рак и генетические мутации, пострадали не только вьетнамцы, но и американцы.

Разные перспективы

Впрочем, несмотря на общность судеб, ситуация с продвижением кандидатур Керри и Хейгела выглядит различной. Керри пользуется поддержкой в Сенате, что делает его утверждение почти гарантированным (если, конечно, в последний момент не произойдет чего-нибудь неожиданного). Для многих сенаторов была неприемлема другая возможная кандидатура - нынешний посол США в ООН Сьюзен Райс, которую обвинили в сокрытии информации о подлинных обстоятельствах гибели американского посла в Ливии. Что касается Керри, то республиканцам непросто найти аргументы против кандидата, который в последнее время возглавлял международный комитет Сената. Кроме того, с уходом Керри освобождается место сенатора от Массачусетса, за которое республиканцы хотят побороться.

Куда сложнее обстоит дело с Хейгелом, против которого ополчились республиканцы. Они считают своего коллегу по партии "отступником", который в свою бытность сенатором критиковал позицию Джорджа Буша-младшего по иракскому вопросу. Нередко формулировки, вполне естественные в устах политических оппонентов, не прощаются своим – так произошло и в этом случае. Еще одна претензия к Хейгелу, наверное, еще более существенная из-за своей актуальности – его позиция по иранскому и израильскому вопросам. Он выступал за мирное решение иранской проблемы и известен своим весьма сдержанным отношением к Израилю. Как-то раз Хейгел даже негативно отозвался о "еврейском лобби" в американской политике. Для многих граждан США еврейского происхождения, большинство которых традиционно голосуют за демократов, подобная фигура на посту министра обороны выглядит весьма сомнительной.

Рассматривая вопрос о выдвижении кандидатур Керри и Хейгела, Обама имел в виду проведение двухпартийной внешней политики, то есть попытку достижения консенсуса между обеими партиями. Однако именно фигура оппозиционного кандидата вызывает неприятие со стороны оппозиции, и поэтому Обама предельно осторожен. Он официально выдвинет кандидатуру Хейгела только если будет уверен в том, что его протеже может рассчитывать на утверждение. А для этого Хейгелу как минимум надо убедить законодателей, что при необходимости он сможет занять жесткую позицию по отношению к Ирану и не бросит на произвол судьбы Израиль.

Новый курс?

Что же касается нового внешнеполитического курса, то с ним дело обстоит непросто. С одной стороны, США действительно заинтересованы в том, чтобы продолжить снятие с себя части ответственности за региональные проблемы. Кроме того, и Керри, и Хейгел выступают за согласование американской внешней политики с интересами партнеров США, за максимально возможное использование ресурса международных организаций, в том числе - ООН.

Но снятие ответственности началось еще во время первого срока Обамы, при уходящем госсекретаре Хиллари Клинтон. В ливийском конфликте США не были в первом ряду противников Муаммара Каддафи, уступив эту роль Франции, президент которой, Николя Саркози, тогда добивался переизбрания и стремился повысить свой рейтинг, "наказав" ливийского лидера, обвиняемого в нарушении прав человека. Само военное вмешательство в Ливии произошло на основе, пусть и вольно трактуемой, но все же резолюции, принятой Советом Безопасности ООН. Сейчас уже новый французский президент Франсуа Олланд опередил США в официальном признании сирийской оппозиции. Напомним, что в 2003 году Франция вместе с Германией и Россией противостояла планам вторжения в Ирак. Но времена меняются, и "старая Европа" перестает идентифицироваться с "голубиной" политикой.

Отметим также, что и в ливийском, и в сирийском конфликтах, пожалуй, большую роль, чем США, играют арабские монархии, в первую очередь, Катар. Зато американцы еще при Клинтон включили в список террористических организаций "Фронт ан-Нусра", связанный с "Аль-Каидой", несмотря на его активное участие в борьбе против режима Башара Асада. В то же время репутация этого режима на Западе и в арабском мире испорчена настолько сильно, что возможностей для переговоров с Асадом (кроме как об его уходе, что неприемлемо для лидеров алавитской общины Сирии) уже давно не видно. К этому следует добавить, что в 2008 году Керри и Хейгел опубликовали в Wall Street Journal статью с призывом прагматичного подхода к Сирии, но это было в принципиально иной ситуации, еще задолго до начала военных действий.

Кроме того, Керри известен как активный сторонник защиты прав человека – поэтому, несмотря на отсутствие "ястребиного" имиджа, не стоит надеяться, что он будет удобным партнером в диалоге с Россией. А Хейгел в 2004 году в программной статье в журнале Foreign Affairs высказывался в поддержку демократических перемен в зарубежных странах с опорой "на отношения партнерства с дружественными правительствами и демократами за границей".

И, наконец, наличие умеренных политиков на ключевых постах в американской администрации не гарантирует от "силовых" решений – например, во время иракской войны госсекретарем был Колин Пауэлл, вовсе не принадлежавший к числу "неоконов". Поэтому новый курс Обамы может разочаровать тех, кто считает, что министерские посты в США займут "мягкие" и уступчивые деятели.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Оригинал статьи опубликован на сайте "Голос России" 27 декабря 2012 года

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net