Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.08.2005 | Наталья Серова
БАЗЫ В ОБМЕН НА КАРАБАХ
Пока Москва только еще готовится кардинально изменить свою политику по отношению к странам СНГ, элиты постсоветских государства уже вовсю ведут свою собственную игру. При этом России отводится роль одного из возможных партнеров, а главный мессидж адресуется Западу.
В преддверии назначенных на ноябрь 2005 года парламентских выборов засуетилось и руководство Азербайджана. И это совершенно естественно: уличные беспорядки, которыми сопровождались выборы 2001 года, попытки оспорить результаты голосования, предпринимавшиеся руководством партии "Мусават", и негативные оценки предвыборной кампании и последующих событий со стороны международных наблюдателей и правозащитных организаций, а также сегодняшняя активность украинских и грузинских "революционных менеджеров" являются основанием для серьезных размышлений.
Заметим, что отмеченные скандалами и беспорядками парламентские выборы 2001 года проходили еще во времена "тяжеловеса" Гейдара Алиева, за два года до известных событий в Тбилиси, когда мало кто допускал возможность нештатного развития событий. Тем не менее, бросается в глаза тот факт, что выступления оппозиции в Баку в 2001 году мало отличались от начала "революции роз" два года спустя. А сегодня, когда сезон "демократических революций" открыт, опыт накоплен, а активная часть населения знает, что и как делать, действующей власти всякий раз следует готовиться к худшему.
Впрочем, общая ситуация тоже отличается динамичностью, и непрерывно происходящие изменения быстро меняют расклад сил. Это напрямую относится к Азербайджану, который, начав эксплуатацию нефтепровода Баку-Джейхан и переговоры о совместных нефтяных проектах с Украиной, уже как бы отчасти интегрировался в "оранжевый пояс". С другой стороны, на роль проводника демократии с гораздо большим основанием может претендовать азербайджанская оппозиция, замеченная в связях с зарубежными "оранжевыми эмиссарами".
Одновременно картину усложняет до сих пор не решенный карабахский вопрос, а агрессивно-популистская риторика Ильхама Алиева, который при каждом удобном случае напоминает о наращивании военного потенциала и увеличении военного бюджета, позволяет говорить о неослабевающем давлении со стороны Баку на руководство Армении, которая, если верить ереванским аналитикам, также находится на грани "оранжевой революции".
Между тем проблему Нагорного Карабаха вряд ли удастся быстро разрешить, даже устроив сразу две революции - в Баку и в Ереване. Максимум, на что можно рассчитывать - это снизить статус карабахского вопроса в актуальной повестке дня, выведя на первый план совместное "движение в Европу" или участие в военно-политических союзах, будь то НАТО или некий "оранжевый пояс", состоящий из Грузии, Украины и стран Прибалтики.
Еще больше осложняет расклад географическая близость Азербайджана и Армении к Ирану, давно находящемуся в зоне пристального внимания Вашингтона. Агрессивные заявления Дж.Буша, с известной периодичностью говорящего о возможности силового решения проблемы Ирана, делают актуальным вопрос о возможности повторения иракского сценария в непосредственной близости от границ Армении и Азербайджана.
В такой ситуации дружба с США подразумевает готовность оказать посильное содействие, например, предоставив свою территорию для размещения американских военных, но это вряд ли понравится Москве и будет крайне негативно воспринято в Тегеране. Что касается Европы, то там готовятся к мониторингу азербайджанских выборов на предмет установления их соответствия демократическим нормам. Прибывший в Баку президент ПАСЕ Рене ван дер Линден недвусмысленно пообещал жесткие санкции в случае обнаружении фактов фальсификации или других серьезных нарушений.
Таким образом, руководство Азербайджана столкнулось с необходимостью выработки оптимальной стратегии, увязывающей задачу сохранения власти в ходе выборов с амбициями Алиева по карабахскому вопросу и отношением Баку к вероятному конфликту между США и Ираном.
24 августа позиция азербайджанского руководства была озвучена Алиевым в развернутом интервью, данном британской телекомпании "Скай ньюз". Судя по его словам, проблему Нагорного Карабаха Азербайджан намерен решать исключительно мирным путем, рассчитывая "уговорить соперника отказаться от оккупации азербайджанской территории".
Говоря о ситуации вокруг Ирана, Алиев подчеркнул, что стремление Азербайджана урегулировать карабахский конфликт мирным путем, "несмотря на оккупацию своих земель", дает ему право обратиться к другим странам с предложением также "отказаться от какого бы то ни было насилия". Одновременно Алиев подчеркнул, что развитие событий вокруг Ирана практически не зависит от позиции Баку, и следом опроверг "слухи" о якобы идущих между Вашингтоном и Баку переговорах о размещении американских военных баз на территории Азербайджана.
Заявления эти были сделаны накануне саммита глав государств СНГ и двусторонних переговоров Алиева с президентами Армении - по карабахской проблеме, и Украины - о совместных нефтяных проектах. Однако, судя по тексту интервью, а также по тому, что озвучено оно было на англоязычном британском телеканале, адресованы все эти достаточно витиеватые речи были не России и даже не Армении или Ирану, а именно США.
И смысл их - в переводе с дипломатического - сводится к тому, что руководство Азербайджана увязывает возможность военного сотрудничества с США с позицией администрации Дж.Буша по Нагорному Карабаху. То есть попросту говоря, если Вашингтон "уговорит" Армению покинуть оккупированные ею азербайджанские территории, Баку позволит разместить на своей территории американские базы и примет сторону США в конфликте с Ираном.
Таким образом, в ответ на шантаж Запада, пугающего руководство Азербайджана "оранжевой революцией", Ильхам Алиев переводит разговор в совершенно иную плоскость, как бы отмахивается от возможности каких бы то ни было революций и увязывает в единый пакет вопрос о размещении американских баз на территории Азербайджана, проблему Нагорного Карабаха и конфликт вокруг ядерной программы Ирана.
Заметим, что до недавнего времени - а точнее, до антиамериканского "бунта" Узбекистана и требования ШОС определиться со сроками вывода американских баз из Центральной Азии - такая постановка вопроса представлялась совершенно немыслимой.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.