Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.09.2011 | Роман Ларионов
«Дело ЮКОСа»: конец истории
20 сентября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) огласил вердикт по делу «ЮКОС против России», по которому истцы требовали возместить из российского бюджета более 98 млрд долларов за «незаконный отъем собственности государством». Суд в Страсбурге признал, что права компании на защиту собственности были нарушены российскими властями, передает Reuters. В то же время действия российских налоговых органов в отношении ЮКОСа не были признаны политически мотивированными.
Иск о материальной компенсации бывшим акционерам компании будет рассмотрен позже. Как заявил ИТАР-ТАСС официальный представитель суда, конкретные сроки рассмотрения дела пока не определены. Как говорится в вердикте, судейская коллегия не нашла достаточных доказательств того, что налоговые претензии к ЮКОСу со стороны российских налоговых органов были безосновательными и их целью являлась фактическая экспроприация компании. Как сообщал «Интерфакс», суд пришел к выводу, что в деле не было нарушений статей 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) и 14 (запрет дискриминации).
Проведенное ранее в России расследование установило, что руководство ЮКОСа, действуя через 22 подставные компании, уклонилось от уплаты налогов в крупном размере. В Страсбургском суде констатировали, что в ходе расследования дела о неуплате компанией «ЮКОС» налогов за 2000 год российские власти допустили серьезные процессуальные нарушения. Как стало известно РИА «Новости», временный судья от России в ЕСПЧ Андрей Бушев не поддержал по ряду вопросов решение по жалобе ЮКОСа. В частности, он не согласился с решением о признании нарушения статьи 1 Протокола номер 1 к Европейской конвенции (защита собственности) касательно сроков давности наступления налоговой ответственности, а также действий по исполнению вынесенных судами решений в отношении ЮКОСа. ЕСПЧ счел незаконными налоговые претензии за 2000-2001 годы в части, касающейся наложения штрафов и подсчета их размеров, так как, по мнению ЕСПЧ, в 2005 году были изменены сроки давности по статье 122 Налогового кодекса РФ, что привело к взысканию с ЮКОСа удвоенных налоговых штрафов. Все остальные налоговые претензии к компании суд признал законными. Также судья Бушев не поддержал решение по вопросу о признании нарушения статьи 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство), отметив, что практика ЕСПЧ по налоговым спорам со ссылкой на эту статью Конвенции крайне противоречива.
Россия тщательно готовилась к рассмотрению дела в Страсбурге. За два года до вынесения вердикта Россия представила Европейскому суду по правам человека в Страсбурге нового судью. Им стал доцент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Бушев, являвшийся в свое время однокурсником Медведева и направленный в ЕСПЧ судьей ad hoc (для рассмотрения конкретного дела). Все последние годы Кремль не раз предпринимал превентивные меры против возможного негативного, с точки зрения идеологов «дела ЮКОСа» решения суда. И это – на фоне значительного осложнения отношений России и ЕСПЧ: последний давно является раздражителем для российских властей, считающих его решения «политически ангажированными». ЕСПЧ стал внутри России едва ли не единственным легитимным механизмом борьбы против нарушения прав человека в России. Растет число политических исков из России. Это и целый комплекс исков в рамках «дела ЮКОСа» - одного из самых юридически уязвимых дел для представителей путинской элиты, и иски по чеченской проблеме – все то, за что Россию долго и остро критикует Запад. Каждый проигрыш России в ЕСПЧ получает широкую публичную огласку и негативно сказывается на репутации судебной системы России. В апреле ЕСПЧ, например, признал незаконным решение суда о роспуске Республиканской партии России во главе с Владимиром Рыжковым.
Глава КС России Валерий Зорькин пытался инициировать законопроект, который не признавал бы легитимность решений ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции. Так, в середине июня в Госдуму поступил проект поправок к закону «О судебной системе РФ», Уголовно-процессуальному и Арбитражному процессуальному кодексам (УПК и АПК), разработанный и.о. спикера СФ России Александром Торшиным. Суть поправок состояла в том, что российские законы, которые ЕСПЧ признал нарушающими Конвенцию прав человека, теперь должны будут проходить дополнительную проверку в КС на предмет соответствия Конституции. Если КС признает их конституционными, пересматривать законы и вынесенные на их основании судебные решения не потребуется. Правда, на законопроект вскоре поступили критические отзывы: Совет Федерации счел предложенную «формулу» «не вполне удачно» изложенной, а КС указал на пробелы в законопроекте. В итоге, как сообщается, рассмотрение законопроекта отложено до осени. Тем не менее, в последние два года политика Москвы в отношении ЕСПЧ смягчилась: был ратифицирован 14-й протокол к Конвенции о правах человека (ускоряющий рассмотрение дел в Европейском суде), а КС обязал суды общей юрисдикции принимать к пересмотру гражданские (но не уголовные!) дела на основании решений ЕСПЧ.
Решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа в итоге устроило и Россию, и тех, кто представлял интересы бывшего ЮКОСа. Адвокаты Ходорковского и Лебедева пояснили, что их подзащитные не являются стороной по делу и ни играли никакой роли в разбирательстве. Однако защитники приветствуют выводы ЕСПЧ о серьезных нарушениях права на справедливое судебное разбирательство и права собственности, допущенных Правительством Российской Федерации при обращении с ЮКОСом. Накануне в журнале «Власть» была опубликована статья Ходорковского «Россия, за которую меня посадили», в которой опальный олигарх признал, что его посадили не за политику, а чтобы присвоить его активы. «Те, кто сконструировал уголовные дела против меня и моих коллег, просто хотели забрать бесплатно самую процветающую нефтяную компанию страны рыночной стоимостью около 40 млрд долларов. Все остальное могло быть поводом, но не истинной причиной наезда», - написал экс-глава ЮКОСа.
Ситуация похожа на майское решение ЕСПЧ: тогда суд не признал первое дело ЮКОСа политически мотивированным, но нашел массу нарушений в обстоятельствах ареста и содержания под стражей экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. За незаконный арест и необоснованное содержание Россия должна выплатить Ходорковскому, в настоящее время отбывающему срок наказания по второму делу ЮКОСа в карельской колонии, около 24,5 тысячи евро. Минюст РФ также был удовлетворен отказом ЕСПЧ политизировать дело ЮКОСа. Глава аппарата заместителя министра юстиции Георгия Матюшкина Андрей Федоров в интервью «Коммерсанту» назвал решение ЕСПЧ «в целом позитивным для России», поскольку «суд не усмотрел в действиях властей политической мотивированности и дискриминации в отношении компании». «Наши оппоненты, в свою очередь, не смогли доказать, что ЮКОС был самой чистой и прозрачной российской компанией и действовал в соответствии с законом»,— заявил Федоров. Недоумение у российской стороны, по его словам, вызывает недовольство ЕСПЧ слишком быстрым исполнительным производством по делу ЮКОСа, в то время как «большинство россиян жалуются в Страсбург именно на волокиту». Аппарат уполномоченного при ЕСПЧ не видит, по предварительной оценке, повода для обжалования решения. Однако, по мнению главы аппарата, нет и повода для заключения соглашения о компенсации: «Выплачивать компенсацию не за что и некому, а Пирса Гарднера мы не считаем стороной для диалога».
В свою очередь, правозащитники одобрили решение ЕСПЧ, однако разошлись в оценке политического подтекста дела. По мнению члена совета при президенте по правам человека Елены Панфиловой, ЕСПЧ поступил верно, приняв решение не по политическому аспекту, а по спору хозяйствующих субъектов в деле ЮКОСа. Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов отметил, что Страсбургский суд поддержал право российских граждан на независимое и справедливое разбирательство дел в судах. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что не сомневалась в исходе процесса в Страсбургском суде, но процесс по делу ЮКОСа все-таки назвала «заказным политическим».
Решение ЕСПЧ фактически закрывает юридическую историю «дела ЮКОСа», и оно уже вряд ли может быть использовано для пересмотра решений российских судов. Главная юридическая проблема тут – отсутствие однозначных правопреемников ЮКОСа, имеющих права подавать иски на пересмотр дел. Главная политическая проблема – это возможности и намерение российской власти и дальше отстаивать свою позицию, пока не будет принято иного политического решения, прежде всего, по судьбе Ходорковского. Пока, очевидно, этот вопрос отложен на «после выборов», хотя судя по последним событиям в российской элите инерционный вариант является далеко не консенсусным (например, показательно, что неделей ранее Верховный суд признал незаконными еще три месяца ареста Михаила Ходорковского и Платона Лебедева). Тем не менее, решение ЕСПЧ снимает определенную напряженность в российской власти относительно возможных негативных последствий «дела ЮКОСа», и, косвенно, это может стать позитивным фактором, влияющим на дальнейшую судьбу Ходорковского и Лебедева.
Роман Ларионов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.