Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

07.06.2011 | Дмитрий Сосновский

Галиция: между самобытностью и национализмом

Недавние события во Львове получили сильнейший резонанс как в России, так и на Украине. Возмущённые поведением не дававших горстке ветеранов пройти к кладбищу оголтелых молодчиков с красно-чёрными флагами политики, журналисты, блоггеры всего бывшего СССР поспешили высказать своё недоумение в связи с произошедшим. Ничего, впрочем, нового и удивительного – увы! – 9 мая 2011 года мы не наблюдали.

Львов считается столицей Галиции, территории, охватывающей три области Украины – Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую, а также часть приграничных польских земель. Галицию небезосновательно принято рассматривать как вотчину наиболее агрессивной формы украинского национализма.

Любуясь прекрасной львовской архитектурой во время прогулок по красивым улочкам, то и дело натыкаешься на листовки, возвеличивающие «украинскую расу», призывающие носить вышиванки, ставящие под сомнение значение Победы в Великой Отечественной Войне. В самом центре города, на площади Рынок находится культовое среди местных жителей и туристов заведение «Криївка», стилизованное под укрытие отряда ОУН-УПА. Для того чтобы попасть внутрь, нужно постучать в дверь и в открывшееся окошко произнести «пароль» - «Слава Українi». Усатый парубок по ту сторону двери может поинтересоваться, нет ли среди пришедших «москалiв» - и если есть, «поприветствовать» их бутафорской автоматной очередью. Спустившись в подвал по коридору, украшенному фотографиями бойцов коллаборационистских отрядов, попадаешь в зал, со стен которого на тебя смотрят новые украинские герои – Бандера и Шухевич. В принесённом улыбчивой дивчиной меню – сообщение о щедрой акции: посиди на 500 гривен и получи возможность 20 раз выстрелить в портрет Сталина. Меткие стрелки получат в награду значки УПА. Перелистываешь страницу с богато представленным в меню грузинским алкоголем и невольно задерживаешь взгляд на надписи: «Пйiльмйєнi – iзвiнiтйє, нйе падайом. Нйєту в асортимйєнйе» (таким образом принято изображать русскую речь и в частности «московский акцент»). Оказавшись возле неработающей кабинки туалета, узнаёшь, что дело в «москалях», которые «отключили не только газ, но и воду». Зал полон туристов – среди посетителей много москвичей, лихо подпевающих бодро шагающим между столиками «повстанческим» музыкантам.

После посещения «Криївки» выходишь на улицу проветриться и подходишь к магазинчику с сувенирами. Типичная для всех сувенирных магазинов города картина – подавляющее большинство товаров привязано не к богатой истории Львова, а к борьбе с всё теми же «москалями» - «Вставай, Украина, москаль уже час не спит!» (отсылка к разнице в часовых поясах), «Ни грамма сала москалям!», «Мы не москали, а русские» (надпись украшает магнитик на холодильник, на котором изображён пьяный бородатый мужик, валяющийся в луже), знаменитое «Спасибо, Господи, что я не москаль!» и так далее. Немногим отличаются от львовских сувениров сувениры тернопольские. Кстати, тенденция постепенно распространяется и на центральную Украину – в Киеве подобные штучки можно найти почти в каждой лавке.

Сначала такой явный интерес к казалось бы далёкой и столь нелюбимой во Львове Москве и её жителям обескураживает приезжего. Любопытный московский турист, слегка задетый таким вниманием, начинает интересоваться у своих львовских знакомых о его причинах – и в конце концов ему не остаётся ничего другого, кроме как согласиться с ними в том, что это вполне безобидный местный юмор, подчёркивающий колорит и самобытность славного города. Судя по тому, что жители Западной Украины и в самом деле продолжают с большим удовольствием смаковать анекдоты о зарубленных и застреленных «москалях», они сами действительно так считают. И не видят ничего странного и тем более обидного в том, что красивый древний город Львов вспоминается у многих как просто «место, где не любят русских».

А соглашается этот незадачливый турист со своими львовскими приятелями совершенно зря. 9 мая этого года львовские националисты в очередной раз наглядно продемонстрировали это сами. Шутки – шутками, а ненависть значительного количества представителей западноукраинских областей к тому, что русскими принято считать достоянием своей истории, шуточной назвать отнюдь нельзя. И какой бы дикостью ни казались вышеупомянутые элементы «новейшего фольклора» галицийских областей, они на самом деле отображают реальное отношение молодёжи этого региона к России, русским и их истории.

Проблема ксенофобии в Галиции имеет ужасающие масштабы. Разумеется, не вся львовская молодёжь поддерживает известную своей русофобией партию «Свобода» Олега Тягнибока, которая инициировала беспорядки в День Победы. Многие молодые люди больше обеспокоены собственным будущим и карьерой и не придают большого значения политической жизни города. Амбициозная молодёжь куда больше заинтересована во вступлении Украины в ЕС и интеграции страны в западное общество, чем в развешивании «комуняк» на фонарях. Однако широкая поддержка населением одиозной партии очень красноречива. В Львовском областном совете её фракция – самая крупная. Показательно и то, что многие из остальных партий, представленных в совете, также являются в большей или меньшей степени известными как националистические – «Фронт Перемен» Яценюка, известный ещё с 90-х годов «Народный Рух Украины», «Наша Украина» Ющенко, «Удар» Виталия Кличко, Конгресс украинских националистов, радикальная Украинская народная партия. Председатель областного совета «свободовец» Олег Панькевич недавно в интервью заявил, что для украинцев (даже не жителей Львовской области, а украинцев вообще!) 9 мая не является праздником. Такая привычка отождествлять свои взгляды на историю с взглядами всей страны – характерная черта западноукраинских политиков. Молчаливое согласие непартийной молодёжи с такой позицией ничуть не менее красноречиво, чем громкая поддержка политически активных галичан. Те, кто не поддерживает открыто какую-либо из названных политических сил, так же, как и «свободовцы», не видят в сказанном ничего странного и тем более неправильного. И их так же нисколько не смущает название улицы Дудаева (некогда носившей имя Лермонтова) в центре Львова.

Что характерно, население Юго-Восточных областей Украины, а также Крыма и Севастополя, знакомое с украинским национализмом не по учебникам истории и редким телерепортажам, совсем не так легко, как россияне, относится к упоминавшемуся выше «самобытному западноукраинскому юмору» и прочим проявлениям ксенофобии в этих областях. Хотя и прошли 90-е годы – на Украине они были тоже по-своему «лихими» - когда приехавший во Львов крымчанин или житель Донбасса, высказавшись по-русски, мог оказаться в весьма затруднительном положении (впрочем, от этого они не будут застрахованы и сейчас), активность националистических сил, имеющих серьёзную поддержку у электората Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей, продолжает вызывать у них законное беспокойство. А ещё большую тревогу вызывает то влияние, которое националистические идеи, столь популярные на Западе Украины, оказывали – и продолжают оказывать, как бы ни отказывались российские власти это признавать – на украинскую политическую конъюнктуру в течение всего периода украинской независимости. Именно в этом нежелании ряда регионов Украины признавать западноукраинские ценности идентичными своим и заключается причина того раскола, который мы наблюдаем в украинском обществе с самого 1991 года.

Очевидность этой взаимной неприязни, однако, не мешает российской элите продолжать её игнорировать и вести диалог со своими украинскими коллегами так, будто российские интересы в этом конфликте не затрагиваются. Тем не менее, произошедшее во Львове в День Победы является следствием не только вполне привычного попустительства украинского руководства, но и невнятной позиции России. И чем дольше Россия будет ограничиваться возмущёнными высказываниями министров, тем больше подобных проявлений националистического варварства мы будем наблюдать на Украине – причём не только Западной – в ближайшее время. В долгосрочной перспективе это может привести либо к развалу страны на две или более частей, либо к распространению галицкого взгляда на прошлое, настоящее и будущее страны на остальную территорию Украины – в чём ни Москва, ни тем более Киев не заинтересованы.

Дмитрий Сосновский – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net