Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

22.02.2011

Что сдерживает модернизацию?

Выскажем банальную мысль – для осуществления инвестиций инвестору необходимо иметь представление о налоговом режиме. В идеале - на весь срок окупаемости проекта, в крайнем случае – на ближайшие 7-8-10 лет, когда формируются основные затраты и первая прибыль. В противном случае осуществить стандартные расчеты финансовой эффективности проекта крайне тяжело, а порой невозможно. Более того, если вы точно знаете, что налоговый режим изменится, но каким он будет неизвестно, то склонность к инвестициям неизбежно снизится, или полностью исчезнет. Именно в такое положение поставлены компании российской нефтяной отрасли.

Налоговый режим, в целом, делает эффективными или неэффективными вложения в разработку новых месторождений, а соотношение между вывозными пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты, в частности, задает соотношение эффективности между экспортом нефти и нефтепродуктов и, тем самым, оказывает существенное влияние не только на объемы производства нефтепродуктов, но и на технологическое перевооружение отрасли. Сомнений в необходимости модернизации нет ни у кого – глубина переработки нефти в России не превышает 70%, что является недопустимо низким уровнем в современном мире. Тем не менее, на протяжении уже многих лет налоговая политика российских властей никоим образом не стимулирует прогрессивных тенденций, а зачастую – даже и наоборот.

Если рассматривать соотношение между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты с начала XXI века, то мы увидим, что решения в этой области пересматривались с калейдоскопической быстротой. Из данных нижеприведенного графика видно, что со второго квартала 2001 года до февраля 2003 года экспортная пошлина на светлые нефтепродукты была выше экспортной пошлины на нефть. В период с февраля 2003 года по апрель 2005 года пошлины на светлые и темные нефтепродукты устанавливались на одном уровне. Экспортировать нефтепродукты при пошлинах, превышающих уровень пошлин на сырую нефть было невыгодно, что тут же сказалось на объемах нефтепереработки, уровень которой снизился до 180-185 млн.т в 2001-2002 годах, приблизившись к объемам внутреннего потребления нефтепродуктов.

С мая 2005 года до января текущего года действовал налоговый режим, при котором пошлины на светлые нефтепродукты варьировались в диапазоне 70-80% от пошлины на сырую нефть, пошлины на топочный мазут – в диапазоне от 30 до 43%. Впрочем, вплоть до принятия постановления Правительства России от 27 декабря 2010 г. № 1155 никаких формальных соотношений не существовало - пошлины на нефтепродукты определялись отдельными решениями правительства.

Такое соотношение экспортных пошлин обеспечивает более высокую эффективность экспорта нефтепродуктов по сравнению с экспортом нефти (дополнительные доходы составляют 80-90 долл. на тонну нефти), что привело к практически полной загрузке мощностей нефтеперерабатывающих предприятий, но никоим образом не подталкивало их к реконструкции. Более того, существовавший налоговый режим делал более эффективным наличие мощностей, обеспечивающих высокий уровень выхода мазута. И никого – ни Минэнерго (в различных реинкарнациях), ни Минэкономики, ни Минфин – не волновало то, что примерно 80% произведенного топочного мазута и около 60% производимого дизельного топлива шло на экспорт, где использовалось ... как сырье для дальнейшей переработки.

В соответствии с постановлением № 1155, в 2011-2013 годах произойдет сближение экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и в 2013 году пошлины на все нефтепродукты составят 60% от нефтяной экспортной пошлины. Таким образом, похоже, Правительство наконец осознало абсурдность сложившейся ситуации и решило подтолкнуть нефтяные компании к углублению уровня переработки. Казалось бы, нефтяным компаниям можно крикнуть: «Ура!» и, хотя эти изменения означают для них существенные потери, начать крупные модернизационные проекты в нефтепереработке. Но ... эти проекты требуют крупных инвестиций с большими сроками окупаемости, а уверенности в том что налоговые «правила игры» уже зафикисрованы надолго и не изменятся в ближайшем будущем нет. Напротив, хорошо известно, что Правительством готовятся новые важные изменения в налоговом законодательстве.

В соответствии с заявлениями министра финансов А.Кудрина, в ближайшее время могут быть приняты решения о сближении уровней пошлин на нефть и нефтепродукты при понижении экспортной пошлины на нефть или без оного. На прошедшей неделе представитель Минфина Е.Грызлова заявила, что Минфин и Минэнерго готовят законопроект о введении с 2012 года налога на добавленный доход (НДД), который может заменить современные НДПИ и экспортную пошлину на нефть. Введение НДД и отказ от НДПИ и экспортных пошлин, помимо всего прочего, приводит к тому же эффекту, что и выравнивание экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. При таком варианте, значительная часть современной российской нефтепереработки может оказаться просто неэффективной и будет подлежать закрытию, поскольку зачем тратиться на переработку нефти, если от экспорта сырой нефти можно получить такой же доход? Впрочем, не ясно, можно ли будет прокачать всю «высвобожденную» от переработки нефть на экспорт при ограниченных возможностях российской трубопроводной системы. Другой вопрос – как скажется новый налоговый режим на внутренних ценах на нефтепродукты? А самое главное, для принятия любых инвестиционных решений – в добычу и/или переработку нефти - нефтяным компаниям нужны гарантии, что новый налоговый режим не будет меняться по крайней мере 10-15 лет. А кто-то готов их дать?

Андрей Чернявский

Материал подготовлен Центром развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net