Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.05.2005 | Михаил Сергеев
ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ НУЖНЫ НОВЫЕ НОРМЫ
Несоответствие налогового и экономического законодательства требованиям развития информационного общества стало сегодня очевидным для специалистов информационно-коммуникационной отрасли. Устаревшие нормы не только не способствуют развитию ИКТ-отраслей экономики, но даже препятствуют их росту. Чтобы изменить эту ситуацию, эксперты решили начать работу над программой совершенствования экономического законодательства. Такое решение было принято на заседании круглого стола "Экономика информационно-коммуникационной инфраструктуры", которое состоялось 17 мая в Центре развития информационного общества (РИО-Центре).
В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной власти, Российской Академии наук, ИТ-отрасли, эксперты и специалисты в области экономики ИКТ. С докладами выступили: начальник отдела Департамента бухгалтерского учета ОАО "Связьинвест" Светлана Бочарова, директор Некоммерческого партнерства "Электронные библиотеки", заместитель директора НТЦ "Информрегистр" Александр Антопольский и первый заместитель генерального директора ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Александр Калин.
Директор Института либерального развития профессор Юлий Нисневич, выступивший в качестве ведущего круглого стола, обратил внимание экспертов на несоответствие российского налогового законодательства новым отношениям, возникающим в сфере применения ИКТ. По мнению Юлия Нисневича, экспертам сегодня нужно сосредоточить усилия на модернизации законодательства в области четырех направлений технологического развития - экономики телекоммуникационных сетей, экономики производства информационного контента, экономики Интернета и экономики телерадиовещания.
Свое выступление Светлана Бочарова посвятила проблемам нормативного регулирования экономики телекоммуникационной отрасли. В частности были затронуты проблемы соотношения отраслевого и налогового законодательства и режима налоговой тайны с тайной связи, вопросы совершенствования порядка налогового администрирования и определения понятия "услуги" как объекта налогообложения и др.
Она рассказала об опыте налоговых споров ОАО "Связьинвест". Например, в соответствии с действующими правилами налоговые органы могут потребовать от ОАО "Связьинвест" информацию об оказанных услугах за последние пять лет, причем на бумажных носителях. Однако телекоммуникационные компании в современном мире редко имеют дело с пользователями услуг напрямую. Документирование услуг, при условии, что клиент пользуется средствами ИКТ для их получения, не всегда возможно. Например, оплата доступа к услугам связи через систему карт делает невозможной идентификацию абонента и установление факта оказания той или иной услуги.
С.Бочарова подчеркнула, что Налоговом кодексе РФ необходимо определить форму хранения и представления по требованию налоговых органов документов, информации, сведений: на бумажных носителях и в электронной форме. Формирование документов в электронной форме необходимо реально закрепить в отраслевом законодательстве об ЭЦП. Сроки хранения документов технического учета должны быть определены в НК РФ или в ФЗ "О связи". Несовершенство законодательства и неопределенность базовых терминов в сфере регулирования ИКТ приводят к постоянным угрозам налоговых санкций, штрафов и даже уголовного преследования. Неопределенная ситуация в сфере законодательства в применении к телекоммуникационным компаниям создает дополнительные риски и тормозит их экономический рост.
Производители цифрового контента также не могут похвастаться ясностью действующих экономических механизмов. Для решения проблем создателей "информационного содержимого Интернета" заместитель директора НТЦ "Информрегистр" Александр Антопольский предлагает различать два крупных класса контента: создаваемого в некоммерческом и коммерческом секторах.
Для некоммерческого сектора основным источником финансирования являются внешние источники - бюджет, меценатство, реже - доходы от других "несетевых" видов деятельности. В силу крайне низкого уровня бюджетного финансирования, а также общей неэффективности многие организации этого сектора вынуждены оказывать платные услуги (платный доступ к информации). Реклама в поддержании ресурсов этого сектора играет очень малую роль. Напротив, затраты на создание контента для многих некоммерческих организаций являются формой расходов на рекламу своей основной деятельности. Таково большинство сайтов научных и образовательных учреждений.
Главная проблема некоммерческого сектора, особенно государственных информационных структур, заключается в том, что государство до сих пор не определилось с составом ресурсов, которые должны быть бесплатными для пользователя. Для устранения этой проблемы Александр Антопольский предлагает определить перечень публичных информационных услуг, оказываемых в некоммерческом секторе и поддерживаемых государством и общественными фондами и в связи с этим определить на долговременной основе разумную степень государственной поддержки некоммерческих информационных структур, включая государственные информационные учреждения.
По словам докладчика, необходимо разработать и реализовать механизмы финансовой поддержки не только разработки, но и функционирования общественно-значимых ресурсов. Целесообразно также стимулировать развитие общественных фондов, ставящее своей целью развитие некоммерческих ресурсов при помощи налоговой системы. Необходимо стимулировать приобретение государственными и другими некоммерческими информационными организациями прав на некоммерческое использование произведений в цифровой среде.
Прежде всего, это касается общественно значимой информации (наука, культура, образование, медицина, экология и др.). В связи с этим Александр Антопольский предлагает установить правило выделения бюджетных средств на поддержку книгоиздания и др. информационных продуктов только при условии передачи этих продуктов в электронные библиотеки для некоммерческого использования. Следует также уточнить действие системы обязательного экземпляра в части электронных форм всех видов документов, имея в виду расширение их использования обществом при условии охраны авторских прав.
В своем докладе "Экономика контента цифрового телевидения" первый зам. генерального директора ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Александр Калин заявил, что новые технологии в ближайшее время радикально изменят экономику телерадиовещания. Возможности цифровых технологий приведут к интеграции всех информационных потоков и сделают бессмысленной нынешнюю систему лицензирования. Между вещателями и производителями программ (контента) развернется острая борьба. Основой информационной среды станет так называемый "всепроникающий" (ubiquitous) мир цифрового телевидения, который обеспечит передачу данных в офисе и дома на любые периферийные устройства - от наладонных компьютеров до ноутбуков и домашних кинотеатров.
По словам Александра Калина, переход к цифровому вещанию уже стремительно происходит в странах Европы. Эфирное цифровое вещание уже начато в Великобритании (ноябрь 1998), Швеции (апрель 1999), Испании (май 2000), Финляндии (август 2001), Германии (ноябрь 2002), Нидерландах (апрель 2003), Бельгии (июль 2003) и Италии (январь 2004). В 2005 году эфирное цифровое вещание начнется в Австрии, Дании, Франции, Литве, Норвегии. Все другие страны уже выбрали стандарт DVB-T и готовы перейти к тестированию пилотных проектов.
Среди принципиально новых процессов эры цифрового телевизионного вещания Александр Калин называет фрагментацию целостной сегодня телевизионной аудитории и, как следствие, - угрозу неэффективности действующих бизнес-моделей. Каждый телезритель в ближайшие годы превратится в локального контент-провайдера. При этом на смену домашнему телеприемнику и видеомагнитофону придет универсальный домашний медиа-сервер. Это новое устройство станет своего рода интегратором информационных потоков цифрового телевидения и Интернет. Время передачи и просмотра программ будут отличаться. Программы по индивидуальному выбору будут закачиваться на индивидуальный домашний видео-сервер. Основные доходы будут формироваться в сфере пакетирования каналов, мультиплексирования и управления подпиской, за которую и развернется конкурентная борьба между компаниями.
Обострится конкуренция по доставке контента через различные виды каналов - такие, как эфир, кабель, спутник, ADSL, мобильные системы, оптоволокно, энергосети. Расширение возможностей обмена, агрегации и трансформации контента повлечет за собой переход к новым правилам, регулирующим авторское право, к условно открытым системам для некоммерческого использования.
Признаками новой реальности станут появление новых видов контента, развитие конкуренции между конечными поставщиками контента за время конечных пользователей и приближение к предельно допустимому уровню потребление контента в развитых странах. По мнению Александра Калина, уже сегодня экспертное сообщество должно задуматься о создании новых экономических механизмов эры цифрового телевидения и об адаптации российского законодательства к требованиям развивающихся технологий.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.