Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.07.2008
Вадим Колесниченко: «Впервые политсила, по большому счету, наступает себе на шею»
Партия регионов в конце этой недели зарегистрировала в Верховной Раде в качестве законопроекта свой вариант поправок к Конституции. Все парламентские фракции уже знакомятся с этим документом. Будет ли Украина парламентской республикой, станет ли она федерацией, и что будет с должностью президента, - об этом в интервью «Политком.ру» народный депутат Верховной Рады от Партии регионов, председатель Всеукраинского совета российских соотечественников Вадим Колесниченко.
- В проекте Конституции есть такое понятие как «единая структура исполнительной власти». Вы можете это пояснить?
- Единая вертикаль исполнительной власти. Сегодня мы имеем «двуглавую курицу», а не двуглавого орла, у которой одна голова, лапа и нога подбиты… не понятно, кто за что отвечает и кто что формирует. Мы считаем, что вся структура исполнительной власти должна принадлежать Кабинету министров. Премьер выдвигается исключительно правящим большинством, а не президентом. Всех министров выдвигает и отзывает исключительно правящее большинство. Очевидные вещи: если мы идем на выборы и формируем большинство, особенно в той концепции, какую мы предложили, то мы несем ответственность за то, что мы делаем! А в том случае, если вмешивается президент – сторонний наблюдатель этого процесса – несут ответственность те, кто отвечает за формирование программы правительства, само правительство и перспективы развития страны. Это подразумевает единую исполнительную вертикаль власти.
Необходимо поставить уполномоченных Кабинета министров на местах, типа префектов в Европе, которые будут надзирать за соблюдением законности и при необходимости исполнять контрольные функции по решениям местных советов там, где эти уполномоченные будут находиться.
- Институт губернаторов будет упразднен?
- Да. Он, по сути, не имеет значения! Мы считаем, что председатель областного совета должен быть главой исполнительного комитета.
- Таким образом, сливаются две ветви власти на уровне местных органов?
- Нет. Почему? Знаете, новое – это хорошо забытое старое. Областной совет избирается населением области, как и губернатор, который является главой исполнительной власти. Действия исполнительной власти контролируются областным советом. То есть ничего нового нет, и я не вижу, каким образом здесь сливается исполнительная и представительная власти. Депутаты – не наемная рабочая сила.
- Тот исполнительный комитет, о котором Вы сказали, какую нишу здесь занимает?
- А это, по сути, исполнительный орган, то, что сегодня, я думаю, неправомерно на себя перетянула президентская областная администрация. Ведь получаются парадоксальные вещи: эта администрация назначаема и несет исполнительные функции, но не несет ответственности перед населением области или города! Она подчиняется президенту. Вам не кажется это странным и более чем извращенным лицемерием из уст людей, которые проповедуют нам с утра до вечера демократический, европейский выбор Украины? В Европе этого в принципе нет, там даже в ум никому не может прийти, что исправный налогоплательщик, на деньги которого, по сути, нанята исполнительная власть, не контролирует эту власть! Он не может проверить, как используются его деньги, потому что администрации, назначенные президентом, не подконтрольны местному самоуправлению. Они подконтрольны президенту. Исполнительная власть на местах сейчас с половиной делегированных полномочий! Областные администрации постоянно вмешиваются в функции исполнительной власти местных органов самоуправления.
Чтобы этого дуализма исполнительной власти не было, чтобы был единственный орган, который несет всю ответственность, мы и предлагаем выстроить нормальную единую систему исполнительной власти.
Самое интересное, что это отражено в решении Верховного Совета 2004 г. (после третьего тура президентских выборов) об окончании реформы местного самоуправления с целью децентрализации власти. Поэтому в этой части Партия регионов очень последовательна, очень методична и очень настойчива. Как бы нас еще ни обвиняли, мы остаемся единственной из всех политических сил, которая является действительно партией европейского типа, которая во главу угла ставит человека и местное самоуправление как основу целостности и развития государства.
- Пресловутая федерализация как-то отражена в проекте Конституции?
- Вы сказали верную фразу: пресловутая федерализация! Для того чтобы уйти от жупела и пугающих нормотворческих идей, мы предлагаем, чтобы территориальной громадой сегодня были не жители отдельного города или села, а чтобы статусом территориальной громады, то есть общности людей, которые вправе принимать решения, были наделены люди, которые могут проживать в селах, городах и поселках. Севастополь – очень яркий пример! У нас 21 населенный пункт в составе города Севастополя. Но коллизия, которую можно назвать «матрешкой», не позволяет сегодня нам представлять интересы единого города Севастополя. И таких «матрешек» в Украине достаточно много, да и в России, думаю, достаточное число. Мы предлагаем, чтобы в Конституции была такая норма: статус своей территориальной громады, ее территориальное распространение определяют жители тех населенных пунктов, которые считают необходимым объединиться в один единый округ, грубо говоря. То есть может получиться так, что жители пяти сел, двух городов и одного поселка решили на сходах своих граждан либо через референдум считать себя единой территорией, единой территориальной громадой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потому что единственным носителем власти на данной территории будет территориальная громада.
Это прообраз того федерализма, о котором Вы говорите. Люди будут объединяться, исходя из экономической целесообразности, потому что отдельные села, поселки не в состоянии прожить сами – они являются дотационными, а другие готовы жить самостоятельно. Мне кажется, это очень прогрессивно, перспективно и, самое главное, мы уходим от политической остроты момента и от насаждения идеологии «сверху».
- Но Украина все равно формально останется унитарным государством?
- Формально – да, но мы же не говорим о том, что эти территориальные громады будут иметь отдельные законы, свои отдельные органы исполнительные власти, которые подчиняются «внутренним» законам! Это будут территориальные громады, которые будут принимать свои собственные Уставы, будут действовать в рамках закона о местном самоуправлении и иметь полномочия, которые у них будут по Конституции. Естественно, они не будут заниматься вопросами внешней политики государства и обороны. Этого нет необходимости делать. Все будет делаться поэтапно. Если эта система сработает и через некоторое время станет понятно, что она не устраивает, то тогда мы сможем поставить вопрос уже о повышении статуса территориальных громад, о дальнейшем укрупнении и объединении, то есть, по сути, об административно-территориальной реформе.
Но все это надо делать поэтапно, не революционным наскоком, как было два года назад.
- А кем будет президент в этой системе власти? Отдельной ветвью власти?
- Нет. Это будет представительный пост, человек, который будет заниматься концентрацией и выработкой, в первую очередь, внешней политики и нести определенные контрольные функции. Но он не будет главой исполнительной власти, потому что в данном случае получается парадоксальная ситуация. Т.н. глава т.н. исполнительной власти вмешивается во все, все рекомендует, все предлагает, но ни за что не несет ответственности! Смешно слушать все посулы, указы президента за последние три года, когда он говорит: «Я считаю, что нужно повысить минимальные заработные платы». Замечательно! Я тоже так считаю! Но тогда ты скажи, откуда деньги взять! А это уже возникает проблема того правящего большинства, которое пришло к власти и не несет никакой ответственности за деяния президента, но несет ответственность перед народом, перед своими избирателями.
Чтобы устранить этот парадокс, нужно устранить подобный дуализм, глупость в политике, которая неприемлема и не присутствует, по сути, нигде в Европе.
Президент будет осуществлять, в частности, представительские функции на внешних рубежах нашего Отечества. Я думаю, мы в этом режиме можем проработать, а через некоторое время проанализируем – я имею в виду политиков в целом, а не только Партию регионов – и сделаем вывод, будем ли дальше продолжать строить парламентско-президентскую республику либо это будет промежуточным этапом перед переходом вообще к парламентскому стилю организации работы нашего государства.
- Как Партия регионов намерена «протолкнуть» этот вариант Конституции? Ведь действующая Рада состоит примерно на четверть из членов Блока Юлии Тимошенко.
- По сути, все предложения, о которых мы говорили, в той или иной степени отражены в идеологических установках всех политических сил. Мы на этом фоне и будем искать сотрудничество с этими силами. Я, откровенно говоря, считаю, что для Тимошенко нет ничего неприемлемого в том, о чем мы говорим. По крайней мере, большинство жителей Украины поддерживают те идеи, о которых мы сказали в своем концепте и в своих конкретных предложениях по изменению Конституции. Более того, я не исключаю, что если будет необходимость идти на выборы, мы на них пойдем со своими конкретными предложениями. Учитывая то, что эти идеи поддерживает большинство населения, то мы будем идти на выборы с предложением, чтобы население поддержало нас для того, чтобы мы реализовали именно эти изменения. Я уверен, что мы получим ошеломляющую поддержку именно потому, что впервые политсила, по большому счету, наступает себе на шею в интересах местных органов власти, местного населения и местных органов самоуправления.
Беседовал Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.