Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.07.2008 | Валерий Выжутович
Плата за лояльность
Президиум правительства на днях рассмотрел проект федеральной целевой программы социально-экономического развития Чечни на 2008-2011 годы. Это вторая такая программа. Первая воплощалась с 2002 года и по объему финансирования значительно уступала нынешней, предполагающей беспрецедентные ассигнования - 120,6 млрд руб. Почему шесть лет назад Москва была не столь щедра, объяснил Владимир Путин: «Тогда мы в буквальном смысле с нуля, из руин занимались восстановлением республики. Сейчас ситуация изменилась, мы переходим к планомерному, комплексному развитию».
Действительно, преодоление чеченской разрухи в недавние годы напоминало сизифов труд: возвращение мятежной республики в конституционное поле с помощью бомбардировочной авиации еще продолжалось, и восстановленные объекты нередко вновь превращались в руины. Но умеренность федерального центра в удовлетворении растущих финансовых запросов чеченского руководства имела еще одну причину, и весьма основательную: Чечня превратилась в «черную дыру», куда год за годом бесследно проваливались миллиарды. Перечень объектов, подлежавших восстановлению, а значит и требовавших средств, по мере налаживания в Чечне мирной жизни почему-то не сокращался, а расширялся. Нередко в нем фигурировала одна и та же хлебопекарня, одна и та же поликлиника... По официальным сводкам, их то взрывали, то поджигали, то они терпели ущерб от природной стихии. Чаще всего эти объекты располагались в горной части республики, куда никакая проверяющая комиссия никогда не доберется. Если же ревизорам хватало отваги и терпения подняться в горы, им можно было предъявить любой завалившийся на бок сарай и сказать: «Этот дворец культуры дважды пострадал от паводков и трижды его взрывали».
О махинациях с деньгами, предназначенными населению в качестве компенсаций, в одном из своих интервью рассказывал Рамзан Кадыров: «Из 145 тысяч документов, подготовленных для выплат, я оставил 35 тысяч. Остальные забраковал. Лично выезжал в села Итум-Калинского района, где не разрушено ни одного дома и даже потемкинские деревни встречались, где с незапамятных времен стояли одни средневековые башни, а по документам значилось сто домов и все якобы разрушены».
Но чтобы снимать навар с федеральной казны, вовсе не обязательно заниматься «восстановлением» того, что разрушению и не подвергалось. В Чечне полно зданий, действительно требующих капитальных затрат на ремонт. Это и основательно поврежденные дома местных жителей, и порядком изувеченная недвижимость владельцев магазинов, шашлычных, автомастерских и т.п. Нередко хозяева, не дожидаясь помощи, на собственные средства приводят в порядок свои жилища или заведения, и вот когда все готово, к ним является представитель генподрядчика: «Я вижу, вы тут сами... Молодцы. А у меня этот объект в плане значится. Давайте так. Двадцать процентов от выделенной суммы устроит вас?» Устроит, конечно. Иначе можно вообще не получить ни копейки. А так - полная взаимная выгода. Хозяину дома или уличной забегаловки удается хотя бы частично компенсировать расходы на ремонт. Генподрядчик же кладет в карман 80 процентов денег, «затраченных» им на восстановление объекта и получает расписку, что работа выполнена, претензий нет.
Несмотря на все это, Москва поддерживает чеченское руководство в его стремлении максимально расширить экономическую самостоятельность республики. Минфин РФ готов возвращать в Чечню собранные там федеральные налоги. С одной принципиальной оговоркой, сделанной Алексеем Кудриным: «Абсолютно все федеральные налоги, собираемые в Чечне, сначала будут направляться в федеральный бюджет и лишь затем пойдут на восстановление экономики и социальной сферы республики». Это еще одна попытка поставить заслон воровству.
Был момент, когда вдобавок к государственному контролю над финансами Чечни предлагалось установить контроль общественный. Инициатором такого контроля выступала Общественная палата. Затея выглядела вполне демократически, но ее возможное воплощение вызывало вопросы. Если, как мыслилось инициаторам, в состав новой инстанции с ревизорскими полномочиями необходимо включить представителей Счетной палаты, Минфина, Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, Совета федерации и Госдумы, то почему такой контроль именуется общественным? И сколь эффективным он будет, если, как сказал Рамзан Кадыров, «все эти документы (на выплату неположенных компенсаций. - В.В.) были подписаны федеральными чиновниками, а вообще самый большой виновник в хищениях - это Госстрой»? Опыт государственных ревизоров, посещавших Чечню, остерегал от поспешных упований на ревизоров общественных. Вероятно, посему эта идея не получила поддержки.
Все новые и новые миллиарды рублей, направляемые на восстановление Чечни, - в сущности, плата чеченскому населению за лояльность. Таково целевое назначение этих денег. Последствия нецелевого их расходования Москва должна осознавать. Если Чечне добавят денег, но сам механизм ее финансирования и контроля над расходами кардинально не изменится, очередные миллиарды ухнут туда же - в чьи-то карманы.
Валерий Выжутович – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.