Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.05.2008 | Сергей Маркедонов
Выборы в Грузии: финишная прямая
Парламентская избирательная кампания в Грузии вступает в завершающую стадию. До дня голосования остается ровно неделя. 21 мая 2008 года завершится одна из самых жестких кампаний в новейшей грузинской истории. По смешанной системе (по партийным спискам и по одномандатным округам) будет избрано 150 депутатов. Уже сегодня в Грузии присутствуют порядка 20 экспертов, в задачу которых входит наблюдение и за процедурой голосования, подсчетом голосов, а также за обеспечением равных соревновательных условий. Сегодня выборы в национальный парламент Грузии оказались вне фокуса экспертного внимания, хотя многие политологи и политики внутри страны считают, что именно это событие, а не череда самолетных скандалов в Абхазии и ситуация в Южной Осетии окажет решающее влияние как не внутриполитическое развитие Грузии, так и на ее внешнеполитические перспективы.
В самом деле, на фоне дипломатических баталий (а также перемещений миротворческих сил), обмена нотами и заявлениями не только между Тбилиси и Москвой, но между российскими и западными политиками, трудно уследить за внутриполитической динамикой в Грузии. Между тем, в этом отчасти и заключается план действующего президента Саакашвили по обеспечению «более равных» условий для партии своих сторонников «Единого национального движения». Расчет президента прост - представить конфликт с Россией не только, как двусторонние проблемы российско-грузинских отношений, но как покушение Москвы на фундаментальные европейские ценности, которые никто кроме действующего президента Грузии лучше не защитит. Таким образом, решаются сразу несколько проблем. Делается попытка консолидировать общественное мнение внутри Грузии на патриотической волне, а во-вторых, достигается консолидация позиций западных государств.
12 мая 2008 года после встречи с министрами пяти европейских государств (Словении, Швеции, Польши, Латвии и Литвы) Саакашвили прямо заявил: «Сегодня не стоит вопрос только Грузии, тем более одного из его регионов - Абхазии, сегодня в Абхазии решается судьба европейской демократии». Впрочем, среди политиков и политологов за пределами Грузии немало тех, кто «готов обманываться» и поддерживать концепцию Саакашвили. Во многих публикациях экспертов (особенно в США) зазвучал тезис о «качественно новых опосредованных войнах» (proxy wars), как о неизжитом атрибуте «холодной войны». Грузия в построениях подобного рода представляется, как территория «опосредованной войны» между РФ и Западом. Не отстают и действующие «Литва надеется, что ЕС более активно вмешается в ситуацию в Грузии. Мы хотим, чтобы ЕС, наконец, решился на гражданскую миссию в Абхазии и как можно скорее выслал в Грузию независимую миссию по расследованию инцидентов», - цитирует слова Пятраса Вайтекунаса, руководителя МИД Литвы пресс-служба министерства. В этой ситуации прозрачность выборов и обеспечение реальной конкуренции откладывается на неопределенное время. Представители «новой Европы» в особенности считают, что с демократией в Грузии можно повременить, если «возрождающаяся Российская империя» проводит «аннексионистскую политику». Вместе с тем, подобный подход отнюдь не разделяют представители «старой Европы». Именно благодаря их стараниями в 23-ий пункте заключительного коммюнике саммита НАТО в Бухаресте появилась следующая формула: «Мы приветствуем демократические реформы на Украине и в Грузии и ожидаем свободных и справедливых законодательных выборов в Грузии в мае».
Таким образом, выборы в Грузии станут помимо всего прочего и столкновением двух подходов Западного мира к внешней политике на постсоветском пространстве. Первый основывается на прагматизме. Ценности союзника демократической страны (или блока государств) не имеют значения. Главное- это стратегическая лояльность страны западным демократиям. Второй можно рассматривать, как «демократический интернационализм», при котором принцип «цель оправдывает средства» не работает. Спору нет, «старая Европа» не в восторге от действий России в Абхазии и в Южной Осетии. Однако она не может считать это поводом для профанации выборов в национальный парламент Грузии. Не зря именно жесткие действия Михаила Саакашвили против оппозиции 7 ноября 2007 года (разгон демонстрации, введение режима ЧП и давление на независимую прессу) консолидировали «старую Европу» в ее неготовности поддержать Грузию в НАТО «здесь и сейчас». По мнению одного из лидеров оппозиционной Республиканской партии Давида Бердзенишвили, «крах потерпела не внешняя, а внутренняя политика Михаила Саакашвили. Никогда у нас не было столь сильных лоббистов – США, часть стран Европы. Но Саакашвили не простили недемократичной политики внутри страны – жестокого подавления оппозиции 7 ноября и фальсификаций на выборах президента 5 января». Таким образом «второе издание» 7 ноября 2008 года если не поставит крест на НАТО-вских перспективах Грузии, то серьезно осложнит евроатлантическую интеграцию для Тбилиси.
Впрочем, выборы в Грузии помимо геополитического и ценностного измерения имеют и собственную (избирательную) интригу. Подготовка парламентской кампании уже привела к серьезному разочарованию в политике Запада (в особенности США) по отношению к Грузии. К сожалению, этот сюжет практически не рассматривается в российских СМИ. Между тем, грузинское интеллектуальное и политическое сообщество испытывает вторую волну разочарования в подходах «западных демократий». Первое прошло в 1990-е гг., когда и США, и страны Европейского Союза игнорировали критику в адрес «прораба перестройки» и «архитектора нового мышления» Эдуарда Шеварднадзе. Первая волна разочарований была прекращена «революцией роз» и постреволюционной эйфорией. Второе разочарование началось после аджарских выборов 2004 года, муниципальной избирательной кампании 2006 года и усилилось после ноябрьских событий 2007 года. Сегодня эта «вторая волна» набирает день ото дня обороты. 9 мая 2008 года в Тбилиси состоялась встреча одного из главных кураторов Южного Кавказа в Госдепартаменте США Мэттью Брайзы с представителями «Объединенной оппозиции». В кавычки мы берем это словосочетание не случайно, т.к. далеко не все оппозиционные силы- участники кампании объединились в один блок. Как бы то ни было, в ходе встречи главный конкурент Михаила Саакашвили на президентских выборах Леван Гачечиладзе (номер один в «объединенном списке») отметил, что в Грузии растет антиамериканизм, как реакция на безудержную поддержку Саакашвили Вашингтоном. А 12 мая 2008 года лидер грузинских лейбористов Шалва Нателашвили выразился еще более определенно: «Все выборы с 1999 года в Грузии с благословения США были сфальсифицированы». Нателашвили патетически обратился к американским политикам со свойственной грузинам театральностью и экспрессией: «Господа из Вашингтона дайте нам на этот раз провести выборы свободно и демократично, имеем же мы право в своей стране заниматься политикой, и просим об этом за неделю до парламентских выборов». Сразу оговоримся. Разочарование в искренности намерений США вовсе не означает пробуждения новой любви к России. Ни Нателашвили, ни Гачечиладзе не горят желанием пойти на уступки Москве в абхазском или осетинском вопросах (равно как оба не готовы к уступкам собственно Сухуми и Цхинвали). Однако понимание того, что у грузинского политического сообщества и Вашингтона просто разные цели и задачи приходит. В задачи американской политики строительство демократии в Грузии входит, но оно является приоритетом «второго плана». На первом - создание крепкого тыла «Большого Ближнего Востока». Для этого авторитарный, но лояльный президент Саакашвили вполне подходит. Таким образом, именно последняя парламентская кампания стала своеобразным водоразделом между частью грузинского интеллектуального сообщества и Вашингтоном.
Последние приготовления к выборам снова показали, что оппозиция в Грузии, несмотря на всю демократическую риторику, авторитарна по стилю и духу, как и действующая власть. 11 мая 2008 года в столице Грузии прекращена кампания «Объединенной оппозиции». Ее лидеры призвали продолжить ее в регионах Грузии. Таким образом, оппозиционеры начали «хождение в народ», которое уже было отмечено эксцессами (в частности, в Гурии). Весьма характерно то, что лидеры оппозиции уже сегодня за неделю до процедуры голосования предрекают фальсификации и провал партии власти «Единого национального движения». По их мнению, честная победа власти в принципе невозможна. Так фактически формируется «протестная повестка» на будущее. 13 мая 2008 года молодежная секция «Объединенной оппозиции» провела акцию протеста. «Именно из-за игнорирования принципов демократии, мы уверены, что правящая партия не сможет победить на предстоящих парламентских выборах", - заявили участники акции.
А если победа все-таки случится, то каковы будут действия оппозиционеров? Риторический вопрос. Парламентская кампания в Грузии будет интригующей. Оппозиция попробует взять под контроль законодательную ветвь власти. Для Москвы это будет тоже непростым вызовом, учитывая то, что в рядах оппозиционеров есть последовательные «атлантисты» и сторонники окончательного выхода из СНГ. Скорее всего, действия оппозиционеров в мае 2008 года будут более радикальными и жесткими, чем в январе. После выборов президента у оппозиции было пространство для отступления (переговоры с властью, подготовка к парламентской кампании). В мае 2008 года отступать будет некуда, а потому любые административные перегибы и подсчеты в стиле «вождя всех времен и народов» встретят гораздо более организованное противодействие.
Впрочем, у Саакашвили есть свои козыри для диалога со своими оппонентами. И надо понимать, что любые действия Москвы в стиле «слона в посудной лавке» объективно работают и на такой консенсус, и на укрепление позиций Саакашвили. И президент пытается эти козыри использовать. 13 мая 2008 года на встрече со студентами-лауреатами президентской стипендии он заявил: «В случае передачи оппозиции определенных рычагов власти, они каждую неудачу страны будут переживать как свою неудачу. На сегодняшний день у оппозиции нет такого чувства переживания, и это - в определенной степени, ответственность властей и наша слабость». У президента Грузии есть, прежде всего, внешнеполитические козыри (борьба за «собирание земель», противоборство России). Однако именно эти вопросы могут стать объектами жесткой критики (ведь реально ни по одному из них нет серьезных продвижений, только новые обострения и кризисы). Как бы то ни было, в мае 2008 года Грузия даст ответ на вопрос о цене того выбора, ради которого и затевалась «революция роз». Напомним, что революция 2003 года началась как раз после подведения итогов именно парламентской избирательной кампании.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.