Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.03.2008
Поддержка авансом
Главный политический вопрос последних лет, «что будет после Путина», наконец-то обрел настоящее время. «После Путина» настало. Чего стоит ждать от этой эпохи в первую очередь? На вопросы «Политком.ру» отвечает руководитель политологического департамента Центра политических технологий Алексей Зудин:
- Каковы могут быть моральные последствия для общества от издержек проведения первой части операции «преемник» – то есть от выборов? Насколько использование административного ресурса в ходе прошедшей кампании девальвирует институт выборов?
- Эта проблема возникает уже во второй раз, в первый раз - в 2004 году, после президентских выборов. Существующее противоречие между ресурсами моральной поддержки, действительно имеющихся в обществе, и инструментами их мобилизации властью приводит к частичному обесцениванию этой моральной поддержки. Начинают меняться мотивы участия в выборах - активизируются позднесоветские мотивы голосования. Суть выборов – возможность выбрать между кандидатами – отступает на второй план.
Как мне кажется, для арифметического большинства такого рода выборы не являются чем-то неприемлемым. Это народное большинство воспринимает их терпимо. Другое дело, что есть и социально активное меньшинство, которое очень важно для будущего страны, и именно для этой части общества выборы в таком виде являются неприемлемыми. И это социальное меньшинство в наибольшей степени оказывается отверженным. Ирония в том, что типологически Медведев ориентирован именно на это меньшинство. По возрасту, по биографии, по посылам, которые он делал. В рамках курса Путина он позиционирует себя как совместимый с этим меньшинством. И здесь возникает второе противоречие: президент, который аппелирует к этой части общества, избран при помощи механизмов для нее неприемлемых.
Как будет развиваться это противоречие – я пока сказать не берусь.
Поддержка, оказанная Медведеву, носит авансовый характер. И оказывается даже не ему, а Путину. Теперь Медведев будет поставлен перед необходимостью завоевывать реальную поддержку после избрания. И это третья особенность плебисцитарных выборов 2008 года. Захочет ли он ее завоевывать, и сможет ли – уже отдельный вопрос.
Ну и конечно, такие выборы разлагающе действуют на политические партии и на сам институт выборов. Меняются представления о мотивах, о правилах – о том, что можно и что нельзя, как у самих участников выборного процесса, так и у тех, кто должен обеспечивать его законность.
- Вслед за выборами произошло несколько событий, которые оценивались в демократической прессе как «ужесточение» режима – запрещение и разгон в столице марша несогласных, арест лидера питерского «Яблока». Почему власть закручивает гайки сейчас, когда ротация ей удалась?
- Ротация власти, даже управляемая, это все равно очень уязвимый для власти момент. В наших условиях процент уязвимости власти нужно помножить на определенную величину – управляемая ротация происходит во второй раз. И возможность для сбоев исключительно велика. И цена таких возможных сбоев исключительно велика.
Очевидно, что новый президент будет политически окрашен немножко по-другому. Путин - фигура максимально приближенная или максимально удаленная (что одно и то же) от всех основных политических направлений. Медведев окрашен более либерально, при всей условности этого понятия применительно к нему. Можно сказать, что таким образом власть подает сигнал тем политическим силам, которые она считает неприемлемыми, о том, что либерализации политической жизни ожидать не стоит.
Есть и более тривиальное объяснение – административная инерция.
У меня есть ощущение, что имиджевая ниша, которую занимает Медведев, будет корректироваться достаточно существенно - с учетом существования у нас внесистемной оппозиции, и с учетом тех действий, которые власть будет против нее предпринимать. Более того, я не исключаю, что какие-то силы захотят этот процесс ускорить – чтобы доказать, что Медведев никакой не либерал, а такой же неприемлемый, как Путин. Например, устраивать марши, чтобы их разгоняли.
Здесь возникает новое противоречие, которое будет только развиваться, особенно после мая, когда Медведев будет введен в должность.
- Теперь нам предстоит наблюдать второе действие операции «преемник» – вхождение нового президента в реальное управление делами страны, которые, по оценкам некоторых аналитиков, не так хороши, как преподносили их в рамках предвыборной пропаганды. Чего ожидаете Вы от первого этапа президентства Медведева?
- Этот этап я бы озаглавил словами «Новая реальность - старая оптика». В первую очередь нас ожидает привыкание к тому, что теперь в центре будет не одна фигура, а тандем. И привыкание к тандему будет проблемой для всех, хотя и в разной степени, и в разной форме. Именно на этой почве родился сценарий, который чаще всего обсуждается как возможный - тандем приведет к двоевластию. На укрепление этого прогноза работает очень много разных факторов: и прошлый опыт, и привычка видеть одну фигуру во главе страны. Против этого я нашел только одно возражение – все-таки речь идет о тандеме внутри одной команды, которая была создана не вчера. Это придает тандему прочность. Хотя конечно дальнейшие события будут прочность этого тандема испытывать.
Второе обстоятельство связано с курсом. Медведева, который послал мэссидж о том, что возможны новые акценты в государственной политике. На этой почве возникает сильный контраст с уходящим президентом. И это тоже будет работать на разрыв тандема. Несоответствие будут обсуждать. И уже обсуждают.
Во-первых, думаю, что этот поворот согласован с Путиным и им авторизован. Во-вторых, те, у кого память немножко длиннее, могут вспомнить, что курс Медведева в рамках преемственности живо что-то напоминает. А именно напоминает курс раннего Путина. Есть свои серьезные акценты, касающиеся в основном социальных инноваций, а укрепление демократических институтов, судебная реформа, борьба с административными барьерами для бизнеса и аппеляция к гражданскому обществу – это ранний Путин.
- Но это же означает, что за 8 лет президентства Владимира Путина эти задачи так и не были решены?
- Возвращение к проблемам лучше, чем непризнание их существования.
- В чем вы видите политический смысл президентства Медведева?
- Одна из первых задач, которая перед ним стоит – это попытка воссоединения с социальным меньшинством, которое почувствовало себя отлученным от политической жизни за последние четыре года. Что составляет это меньшинство? Бизнес, средний, класс, гражданские активисты, ориентированные на решение социальных или экономических проблем, экспертное сообщество. Это ресурсное меньшинство. В эту социальную среду Медведевым была послала серия сигналов, один из которых – стилистика его риторики, которая заметно отличается от путинской.
И, наконец, таким сигналом является состав его команды, в которой присутствуют фигуры, способные вызвать дополнительное доверие того самого социального меньшинства. В частности – ясно, что более активную роль будет играть Дмитрий Козак. Ясно и то, что в окружении нового президента почти нет силовиков.
Вторая задача – попытка синтеза двух направлений, которые всегда присутствовали разрозненно в политическом курсе российского руководства - либерального и государственно-патриотического. То есть преемственность по отношению к курсу Путина, но в рамках этого курса попытка активизировать либеральную составляющую – прорыночную, не силовую. Судя по всему, будет предпринята попытка осуществить административную, экономическую и социальную модернизацию без политической либерализации. И это тоже может быть источником напряжения в обществе, вернее в той самой ее части, которую, как мы предполагаем, стремится интегрировать Дмитрий Медведев.
Беседовала Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.