Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

20.02.2008 | Валерий Выжутович

Ножницы в голове

Вселенский скандал с карикатурами в датском журнале, случившийся более двух лет назад и, казалось, ушедший в историю, неожиданно получил продолжение. На прошлой неделе 11 датских газет вновь опубликовали карикатуру на пророка Мухаммеда. Таким способом они выразили протест против едва не состоявшегося покушения на 73-летнего художника Курта Вестергаарда, одного из авторов тех самых карикатур, что были опубликованы в 2005 году. Полиция раскрыла заговор, трое мусульман североафриканского происхождения, подозреваемых в подготовке убийства, были арестованы. Дальше - по нарастающей.

Иранское правительство потребовало от датского извинений. Датское отказалось их принести. «Если кто и должен извиниться за свободу слова, права человека, тюремные сроки и отсутствие демократии, так это иранцы», - заявил один из членов датского парламента, а группа депутатов отменила запланированный визит в Иран. Данию захлестнула волна беспорядков. Молодые люди из иммигрантских кварталов громят витрины магазинов, поджигают автомобили, забрасывают полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью… Только в Копенгагене задержаны более полусотни погромщиков.

А в России - другая история, не столь громкая, но тоже замешенная на взаимоотношениях искусства и религии. Проведен обыск в Музее и Общественном центре имени Сахарова. Следователей интересовали экспонаты выставки «Запрещенное искусство-2006». По оценке правоохранительных органов, некоторые из этих экспонатов содержали «унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим данную религию». Организаторы выставки привлекаются к уголовной ответственности по ст. 282.1 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам отношения к религии). «К сожалению, стены сахаровского Центра используют для занятия грязным бизнесом, который бьет по репутации страны и по нравственности», - говорит сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. Организаторы выставки обвинения отвергают. «Мы не будем сотрудничать со следствием, потому что все происходящее - заказ», - заявил директор музея Юрий Самодуров. Между прочим, у него назревает вторая судимость. Несколько лет назад он был приговорен к денежному штрафу в 100 тысяч рублей. Поводом для обвинений тогда послужила нашумевшая выставка «Осторожно, религия!» Правда, было возбуждено (но не доведено до суда) уголовное дело и против группы людей, разгромивших эту выставку.

Конфликты представителей разных конфессий с людьми искусства происходят все чаще и чаще. Но, надо признать, такие конфликты обычно чем-то спровоцированы. При том, что четкую грань между художественной провокацией и провокацией религиозной провести подчас очень непросто. Ее проводят воспитание, вкус, чувство меры, а они у всех разные. Выставка «Осторожно, религия!», на мой взгляд, была непристойна. Радикализм ее устроителей мне лично претит. Но претит и радикализм погромщиков этой выставки. Ибо это цензура в агрессивном ее воплощении. Искусство, конечно, священно. Но все же не до такой степени, чтобы каждый художественный жест поверялся канонами православия, мусульманства или буддизма; чтобы в пространстве культуры шагу нельзя было ступить, не заглянув в святцы. Между тем тенденция очевидна: появление в сценическом (живописном, экранном и т.п.) произведении всяческих символов веры стало совершаться не без оглядки на церковные постулаты. Недавно в Сыктывкаре власти отказались финансировать постановку оперы «Балда» на музыку Шостаковича по мотивам сказки Пушкина. Поначалу-то они не возражали. Какие возражения? Первый - классик советской и мировой музыки, второй - вообще «наше все». Но тут кому-то что-то почудилось. В итоге из либретто был напрочь вычищен известный персонаж - тот самый, коему был дан совет не гоняться за дешевизной. Вообще-то при жизни Шостаковича гуманистический пафос его произведений сомнению не подвергался (партийную цензуру не устраивала только форма: «сумбур вместо музыки»). О Пушкине и говорить нечего - в благодарной памяти потомков он запечатлелся еще и тем, что чувства добрые лирой пробуждал. И вот оба гения разных эпох оказались неполиткорректными.

В берлинской «Дойче опер» случилась похожая история. Германская полиция порекомендовала театру снять с репертуара оперу Моцарта «Идоменео». Спектакль спокойно шел три года, но однажды вдруг заметили, что царь Идоменео в финале выходит на авансцену с тремя отрубленными головами - Иисуса, Будды и пророка Мухаммеда. Нельзя! Точнее так: предъявляемые публике головы первых двух персонажей опасений не вызывают, а вот с головой третьего лучше поостеречься - мусульмане народ обидчивый. Словом, спектакль несет в себе угрозу безопасности. И не лучше ли, мол, отказаться от него. Театр внял совету. Чем вызвал решительное неодобрение со стороны политиков, общественных деятелей. На эту тему высказалась и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она заявила, что спорить можно о вкусах, «но не о свободе искусства, свободе слова, прессы и мнений о религии».

Думаю, спорить о вкусах, и только о них, следовало и тогда, когда в Москве готовился концерт Мадонны. Ей долго искали место для выступления. Площадку на Воробьевых горах категорически забраковала милиция - здесь якобы невозможно обеспечить безопасность зрителей. Аэродром «Тушино», предложенный властями, отвергли устроители шоу - по их словам, «это место сложно назвать престижным». А Большая спортивная арена как будто бы отвечала всем требованиям. Но тут кто-то счел, что американской поп-диве вообще не место духовном пространстве России, что ее «антихристианское», «кощунственное» шоу может оскорбить чувства верующих. К счастью, разум возобладал над предрассудками. Вот так же несколько лет назад предавался остракизму спектакль «Благовещение», которым открывался Московский международный балетный фестиваль «Гран па». Некий общественный комитет требовал запретить показ «кощунственного и развращающего балета». Я спектакля того не видел, и могу лишь довериться критикам, оценившим постановку французского балетмейстера Анжелена Прельжокажа как «чистый шедевр, тишайший и целомудренный». Впрочем, авторы тогдашней петиции, адресованной столичному мэру и руководству Малого театра, где проходил фестиваль, тоже не смотрели «Благовещение». Но заранее углядели в нем «разврат и сатанизм». Забавно вспомнить времена, когда все у нас было наоборот. Советские идеологические надсмотрщики запрещали балет Мариинки «Сотворение мира», поскольку от него, как тогда говорилось, «несло религиозным душком», подрывающим основы коммунистической нравственности.

Стремление табуировать содержание и форму произведений искусства, кому-то кажущихся «кощунственными», становится знаком времени. А главное, оно находит отклик в светском обществе. После первого скандала с карикатурами в датском журнале чего только мы не наслушались! И про неотвратимое противостояние двух цивилизаций, грядущее смертельное столкновение между исламом и христианством, бедностью и богатством... И про то, что в виду происходящего миру следует отказаться от «обветшалых» стандартов поведения, выработанных столетиями, надобно срочно пересмотреть все прежние ценности…

Короче, нас призывают к политкорректности. Что это такое, проще говоря? Правильно, самоцензура. Добровольный отказ от высказываний, способных оскорбить чьи-то чувства. Но и здесь все подчас через край. Вот, скажем, в Вашингтоне рядом с Конгрессом США каждый год, в начале декабря, начинает сиять огнями «праздничное дерево». Именно так, отдавая дань политкорректности, называют гигантскую елку, установленную у здания Капитолия. По тем же соображениям во время церемонии вместо фразы «С Рождеством!» произносится нейтральное: «Поздравляем с праздником!» Год назад несколько конгрессменов обратились к коллегам: хватит сходить с ума, давайте вернем дереву у Капитолия название «рождественская елка». Инициатива не получила поддержки. И не в последнюю очередь потому, что на нее мгновенно отреагировали общественные и религиозные организации, пригрозившие законодателям судебными исками.

Самоцензура, доведенная до абсурда, замешенная на страхах и современных фобиях, - это все те же ножницы. Только не в руках религиозных ортодоксов, а в собственной голове.

Валерий Выжутович - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net