Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.01.2008 | Николай Пахомов
В Вашингтоне недовольны Сербией
Приезд в Москву сербского президента дал очередную информацию для анализа возможностей современной российской дипломатии. Особенно любопытно взглянуть не только на подписанные в Москве договорённости, но и на международный контекст, в рамках которого эти соглашения были достигнуты. Россия не только продемонстрировала своё умение пользоваться внешнеполитическими инструментами для получения экономических дивидендов, но и показала, что может действовать более эффективно, чем её конкуренты на международной арене.
Экономическая сторона дела в российской и мировой прессе в эти дни комментируется весьма активно. Что касается покупки «Газпромом» сербской компании NIS, существуют оценки, согласно которым компания стоит в пять раз больше, чем заплатит «Газпром» - 2 млрд. против 400 млн. евро. Эти числа неплохо бы держать в уме критикующим российскую внешнюю политику, которые заявляют, что Москва не имеет больших возможностей в современной мировой политике, а вето в Совете Безопасности дохода не приносит...
Если же возвращаться к договорённостям о строительстве газопровода «Южный поток», то и западные аналитики не стесняются называть вещи своими именами: Россия одержала ещё одну (возможно, не последнюю) важную победу в «трубопроводной войне», в обозримой перспективе гарантировав, что Европа будет снабжаться главным образом российским газом. Даже наиболее проработанный из альтернативных проект «Набукко» пока буксует. «Южный поток», сооружаемый вместе с итальянской компанией ENI, стал ещё одним российским успехом за последние годы.
Некоторые эксперты заявляют, что вела эту «войну» Москва с Брюсселем, не желающим оказаться в зависимости от российского газа. Обнародованная накануне агентством «Рейтерс» информация свидетельствует о другом — больше всего беспокойства из-за успехов России демонстрирует Вашингтон. По данным агентства, американские дипломаты встретились с высокопоставленными сербскими представителями и заявили им свою обеспокоенность — мол, «Южный поток» экономически не обоснован, а лишь является инструментом политического влияния Москвы. Кстати, в очередной раз можно спросить, что это Соединённые Штаты так волнуются? Ответ просто: экспертов, знающих, что трубопроводы имеют два конца и создают взаимозависимости, и в Америке хватает. Однако с мыслью, что Россия от продаж газа в Европе исправно извлекает не только политические дивиденды, но и экономическую прибыль для других целей, в Вашингтоне смириться не могут. Тут бы и предложить американцам своим европейским партнёрам место, где Старый Свет может покупать газ в больших объемах и дешевле российского. Однако предложить нечего.
Брюссель же российской экспансии не противится. И совсем не из-за миролюбия — единая европейская внешняя политика остаётся по-прежнему недостижимой мечтой. Лучший последний пример тому опять-таки Сербия. Вроде бы была у руководителей ЕС мысль отвадить Белград ориентироваться на Москву, предложив Сербии Соглашение о стабилизации и ассоциации с Европейским Союзом, способным со временем привести балканское государство в ряды членов ЕС. Однако нет среди нынешних членов согласия и по этому вопросу — особенно противятся этому, требуя от Белграда вначале изловить всех военных преступников, Бельгия и Нидерланды. (Последние, словно стыдясь, что их миротворцы в своё время безучастно взирали на резню в Сребренице).
От России же в складывающейся благоприятной обстановке требуется одно — последовательность. На днях министр Лавров заявил, что Россия не собирается идти на чрезвычайные шаги, например, признавать не признанные пока государства постсоветского пространства, в ответ на возможное появление независимого государства Косово. Путин же после встречи со своим сербским коллегой, наоборот, подтвердил решительную позицию Москвы. Запад же пока находится в изрядной растерянности — поддерживать радикального, «пророссийского» Николича резона нет, «прозападный» же Тадич здорово помог Москве.