Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.12.2007 | Сергей Маркедонов
Черкесская самодеятельность и молчание Москвы
2 декабря 2007 года завершился долгоиграющий политико-управленческий кризис вокруг муниципальной власти столицы Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) Черкесска. Этому способствовали прошедшие выборы в представительное учреждение республиканской столицы. Напомним, что своими корнями этот кризис уходит в 2004 год. Еще 7 декабря 2004 года в рамках реализации закона о местном самоуправлении парламент КЧР наделил Черкесск статусом городского округа и определил его границы. А далее пошли правовые разночтения и споры (отягощенные борьбой властных группировок республики) по поводу сроков выборов в представительный орган столицы КЧР.
Сроки выборов мэра города по законодательству о местном самоуправлении должен был до 31 марта 2005 года определить республиканский парламент. Однако этого не было сделано. Не воспользовалась своим конституционным правом и избирательная комиссия КЧР (которая должна была в случае отсутствия парламентского решения назначить сроки выборов в течение двух недель). Вместо этого горсовет Черкесска на своей сессии от 12 июля 2005 года назначил дату выборов на 25 сентября того же года. Это решение черкесского представительного органа стала причиной долгих судебных разбирательств, отмен и переносов дат выборов. В суд обратился Петр Коротченко (на тот момент вице-мэр города), требуя отмены избирательной кампании. Черкесский городской суд поддержал Коротченко и свернул избирательную гонку, начавшуюся в августе 2005 года.
Далее 31 декабря 2005 года черкесская муниципальная избирательная комиссия назначила выборы мэра Черкесска на 12 марта 2006. В этот раз было выдвинуто 7 кандидатур на пост главы города. С другой стороны, против самой процедуры всенародного избрания мэра столицы выступил уже упомянутый выше Петр Коротченко (к тому времени и.о. мэра). Кстати, вопрос о назначении и.о. мэра также стал предметом жарких судебных баталий. 15 сентября 2005 года Петр Коротченко издал распоряжение о своем назначении исполняющим обязанности главы Черкесска. На каком основании было принято подобное решение? 24 октября 2004 года городской совет Черкесска принял решение о продлении полномочий прежнего мэра Михаила Якуша до 30 сентября 2005 года. Однако судебные инстанции (городской суд) признали решение горсовета недействительным. Коротченко, таким образом, оправдывал свои действия апелляциями к суду. По его мнению, судебное решение об отмене пролонгации полномочий прежнего мэра делает Коротченко главой города автоматически. В свою очередь городская прокуратура обжаловала «самоназначение» мэра города. В итоге в течение некоторого времени в Черкесске было «два мэра, две политики». Михаил Якуш и Петр Коротченко вели друг с другом пропагандистскую и судебную войны, доказывая свои притязания на высшую власть в городе. Естественным образом, работа муниципалитета была парализована. Несмотря на жесткую «вертикаль власти», вмешательство в городские дела федеральных структур фактически отсутствовало. Всем этим бесконечным тяжбам (дискредитировавшим власть вообще как таковую) не было дано принципиальной оценки.
В январе 2006 года городское собрание Черкесска приняло новый устав, в соответствие со статьями которого мэр города должен избираться по советскому принципу – депутатами горсобрания, а не всенародным голосованием. Помимо этого два члена городского избиркома оспорили в судебном порядке решение о назначении выборов 12 марта. В течение всего 2006 года «черкесский вопрос» слушался в судебных инстанциях КЧР, однако возрожденная «советская власть» стала с этого времени реально действовать в отдельно взятом муниципалитете.
И вот, наконец, 2 декабря 2007 года с выборами нового состава городского собрания Черкесска кризис власти оказался разрешенным. В том смысле, что они подвели черту под процедурным вопросом, кто и как должен избирать главу города. Эти выборы прошли одновременно с думской избирательной кампанией. В городскую думу Черкесска прошли только 2 партии - «Единая Россия» и КПРФ. Однако распределение депутатских мест поражает гигантскими диспропорциями. Из 33 депутатских мест 31 принадлежит единороссам, а 2 коммунистам (последние едва перешли семипроцентный рубеж).
8 декабря 2007 года состоялось первое пленарное заседание новой городской думы. Муниципальные депутаты по его итогам назначили на 15 декабря 2007 года выборы спикера Думы Черкесска, который одновременно будет исполнять обязанности и главы города. Долгие годы в республике у Черкесска и городских властей была репутация управленческого «бастиона» для русских. Даже в ходе муниципального кризиса главными его фигурантами выступали Петр Коротченко и Михаил Якуш. Другой вопрос, насколько подобного рода представления соответствуют реальности. Однако и после выборов 51,5 процента депутатов (т.е. более половины) русские.
Явка на эти выборы резко контрастирует с рекордными показателями по республике в ходе парламентской кампании. В некоторых районах КЧР результаты парламентских выборов превзошли кое-где достижения Чечни и Ингушетии. В Хабезском районе 100 процентов избирателей пришли на выборы и эти же 100 процентов поддержали «партию власти». В среднем же по республике за "Единую Россию" проголосовали 92,9 процентов избирателей при 93%-ной явке. В городе Карачаевске (к которому принадлежит и курортная зона КЧР - Домбай и Теберда) результат также был близок к стропроцентному - 99,55 процентов. На выборах же депутатов черкесской гордумы явка составила 86,3%. На сей раз выборы проводились исключительно по партийным спискам. Одномандатные округа были исключены. Помимо двух прошедших партий за депутатские места боролись 6 региональных отделений всероссийских партий. Лучшим результатом из показателей аутсайдеров стали 1,04% ЛДПР. Количество мандатов было увеличено с 20 до 33.
Однако и в новом составе городской думы уже определились свои «бунтари». Ими стали коммунисты, один из которых Михаил Якуш (опытный политический боец, избиравшийся еще в первый созыв Совета Федерации в 1993 году) вел долгую борьбу с Петром Коротченко за право быть мэром. Втором союзником «опального» экс-мэра стал Алексей Хуранов. Коммунисты подготовили жалобу в суд, апеллируя к процедурным нарушениям в ходе выборов. Однако, по мнению других депутатов, борьба столь незначительного думского меньшинства против «партии власти» заведомо обречена на неуспех. Пока же думское большинство успешно решает важнейшие организационные вопросы. На первом пленарном заседании избран вице-спикер думы (им стал Аслан Махов), а также председатели депутатских комиссий (всего их семь).
Таким образом, региональное подразделение «Единой России» может торжествовать. Политический кризис завершен. Скорее всего, выборы главы города 15 декабря 2007 года не принесут сенсаций. Им станет представитель партии власти, который получит соответствующую поддержку и у республиканской элиты. Форматы и процедуры выборов главы города «утряслись». Однако эта «утряска» была сделана без серьезного вмешательства Москвы, что называется «своими силами» (и со своими же представлениями о том, как такие вопросы следует решать). С одной стороны, можно согласиться с тем, что Москва не должна вмешиваться в управленческие мелочи вроде муниципального кризиса. С другой стороны, муниципальный кризис в северокавказском субъекте федерации несколько отличается от схожих проблем, происходящих где-нибудь в Липецкой или Тамбовской области. В этом смысле главным вопросом становится проблема интерпретаций. Если 100 (а может и более) процентов на выборах и незаметная смена прямых выборов главы города на советскую модель становятся нормой сегодня, то завтра нормой может стать и большая вольность в трактовке федеральных рекомендаций и установок.
Сегодня Москве еще не поздно понять простую управленческую истину. Обеспечение нужного результата на местах (через сворачивание демократических процедур и публичной политики, сведение ее к политике кулуарной) вовсе не означает того, что в случае споров и разногласий с центральной властью власть региональная будет столь же послушна и гибка. Скорее наоборот. Поощрение самодеятельности в малом (обеспечение «правильных» результатов на муниципальном уровне) способствует большей самодеятельности.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.