Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.11.2007 | Николай Пахомов
Туск-прагматик
В попытках понять происходящее в других государствах общественное мнение всегда склонно к стереотипам. Польша исключением не является — в российском сознании она воспринимается то образцом либеральных и демократических реформ, то, наоборот, оплотом консерватизма и национализма. При желании найти в польской политике можно и то, и другое — тем более, что в последнее время политическая жизнь у западных российских соседей по Калининградской области отличается особенной насыщенностью. При этом известные стереотипы совершенно не обязательно окажутся правильными, хотя новое европейское, рациональное правительство Дональда Туска вынуждено учитывать особенности своей страны.
Что касается демократичности поляков, то, пожалуй, приход к власти кабинета Туска эту любовь к народовластию доказывает вполне. Правительство Качиньского не только не добилось ничего выдающегося, но и неоднократно заставляло думающую часть электората краснеть из-за своих лидеров. Особенно часто это происходило из-за внешней политики того кабинета. Это соседский президент Лукашенко может делать сколько угодно забавных заявлений, а поляки от дипломатической экстравагантности устали очень быстро.
Избиратели в Польше понимают, как много зависит от их выбора, они проявили сознательность, на выборы пришли и определили в качестве руководителя правительства образованного, сдержанного, во всех смыслах респектабельного Дональда Туска. На первый взгляд, все основания для того, чтобы вздохнуть с облегчением есть и у западных, и у восточных соседей Польской Республики — и дебатов бурных (например, про упоминание бога, аборты, смертную казнь) на саммитах ЕС будет поменьше, и вопрос «польского мяса» отношения Москвы с Брюсселем должен перестать портить.
Однако не будем торопиться. Ясно одно: Туск и члены его правительства — прагматики. Ожидать горячей и бескорыстной дружбы Москвы от Варшавы вряд ли разумно: например, новый глава МИД Сикорский, будучи министром обороны в кабинете Качинского, совсем недавно слал депеши в Вашингтон и безрезультатно взывал к прогрессивной международной общественности, бдительно обращая внимание, что Москва и Берлин куют союз пострашнее времён «Пакта Молотова-Риббентропа» и вот-вот сотворят с Польшей, а затем и всем Старым Светом что-то ужасное.
Правда, и следовать тактике героини известной басни Крылова, старавшейся всячески досадить обращавшему на неё мало внимания слону, новый польский кабинет вряд ли будет. Совсем свежий пример — объявление Туска о согласии Польши на вступление России в ОЭСР. (Конечно, президент Лех Качиньский, после ухода правительства брата, по всей видимости, ощущающий себя последним защитником цивилизации от российской угрозы, объявил, что Туск совершает ошибку. Напомним, до недавнего времени Польша была единственной из 30 участников этой солидной организации, кто не поддавался российскому очарованию и был твёрдо уверен, что России нечего делать в клубе наиболее развитых государств планеты).
Европейцам на резкое повышение конструктивности Польши рассчитывать тоже, пожалуй, не следует. Польские элиты вряд ли откажутся от претензий на «особость» их страны внутри ЕС. Да и влиятельная польская церковь продолжает оставаться важнейшим игроком. Церковные иерархи, скажем, по-прежнему настаивают на том, что Польша должна воздержаться от присоединения к Европейской хартии прав человека — в тексте этого манифеста про бога всё-таки не вспоминают, да и клонирование полностью не запрещают.
Настоящей же проверкой для нового польского руководства станет вопрос о размещении у них в стране части американской системы ПРО. Если до конца следовать польской демократической традиции, то надо бы спросить население, согласно ли оно на такой шаг. Вот только очень велика угроза отрицательного ответа на этот вопрос — по последним данным, в поддержку американской базы ПРО высказываются меньше четверти поляков. Если в Варшаве действительно хотят хороших отношений с европейскими государствами и, уж тем более, с Россией, то очень стараться исполнить просьбы-распоряжения из Вашингтона вряд ли разумно. В случае же если сооружение системы ПРО в Польше всё-таки начнётся, все претензии на самостоятельность, столь типичные для польской политической культуры, окажутся лишь пустой риторикой.
При этом упрекнуть Польшу в традиционной для последнего времени ориентации на Вашингтон язык тоже не поворачивается — дружить выгодно с сильными. Сложное геополитическое положение столетиями определяло тот факт, что поляки не без успеха старались найти себе могущественных друзей. Еврооптимисты сколько угодно могут твердить о силе Европейского Союза, но вот в Варшаве по-прежнему предпочитают ориентироваться на США.
Это среди прочего надо иметь в виду и оценивая перспективы российско-польских отношений — огромной и искренней любви к нашей стране в Польше взяться неоткуда, а вот силу (мораторий на участие в ДОВСЕ совсем не причём, в двадцать первом веке имеют значение лишь экономические возможности) ценить в Варшаве умеют.
В принципе улучшения в российско-польских отношениях при правительстве Туска очень возможны. Хотя новый премьер клянётся в верности демократическим идеалам, прагматизм, скорее всего, станет определяющим для его внутренней и внешней политики. Впрочем, одного рационального, а не популистского и идеологизированного как у Качиньских подхода, может не хватить: нужны реальные свершения — слишком серьёзны стоящие сейчас перед Польшей проблемы. Низкий уровень оплаты труда, особенно сильное недовольство вызывающий у врачей и учителей, назревшая бюджетная реформа, продолжающийся отток кадров на запад и прочие экономические трудности для страны несут опасность куда большую, чем навязчивый для Качиньских заговор неких тёмных сил и агенты спецслужб советского периода. Именно в борьбе с экономическими сложностями будет коваться успех (или неуспех) кабинета Туска.
Николай Пахомов - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.