Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.04.2007 | Сергей Маркедонов
Пройдут ли в Армении авторитарные выборы?
Избирательная кампания по выборам в Парламент Армении стартовала. В 18-00 28 марта 2007 года завершился срок подачи документов в Центризбирком республики. Выборы в Армении пройдут 12 мая 2007 года по смешанной системе (парламент республики будет формироваться и по пропорциональной системе, и по одномандатным округам). По словам председателя ЦИК Армении Гарегина Азаряна, изначально в предвыборную борьбу включились 27 политических партий и 1 предвыборный блок. Однако 3 партии не смогли предоставить все необходимые документы для заявки на участие в выборах и оказались за бортом. После подачи всей документации в ЦИК определилось число претендентов на депутатские кресла по одномандатным округам (141 человек). С 2 по 7 апреля 2007 года будет проведена регистрация и «мажоритарных» и «партийных» кандидатов, после чего 8 апреля 2007 года начнется официальная агитация.
Наиболее многочисленный список был представлен оппозиционной партией «Оринац Еркир», возглавляемой экс-спикером парламента Армении Артуром Багдасаряном (131 человек). Напомним, что «Оринац Еркир» до весны прошлого года входил в правительственную коалицию, а лидер партии возглавлял высший законодательный орган республики, рассматривался как один из возможных политических наследников Роберта Кочаряна. Однако внешнеполитическое «диссидентство» Багдасаряна (его публичные высказывания о необходимости геополитического разворота в сторону Запада) стоило ему высокого статуса. Теперь Артур Багдасарян имеет все возможности предложить избирателю свой отличный от власти проект. 117 кандидатов на выборах по пропорциональной системе было включено в партийный список старейшей политической силы страны - Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (ее лидер – действующий вице-спикер парламента Ваан Ованнисян, считающийся умеренным дашнаком). Дашнаки в нынешнем созыве парламента входили в правительственную коалицию (и до, и после «геополитического бунта» своих партнеров по коалиции из «Оринац еркир»).
Что же касается армянской «партии власти»- Республиканской партии Армении, то ее список - это 112 кандидатов. Однако именно эта партия на самом старте избирательной кампании понесла ощутимые потери. Фактически для нее начало избирательной кампании оказалось зарифмовано как с кадровой и политической потерей, так и с человеческой трагедией. Всего за несколько дней до официальной подачи документов в ЦИК Армении 25 марта 2007 года от инфаркта скончался лидер Республиканской партии (номер первый в ее предвыборном списке), глава Правительства республики Андраник Маргарян.
Однако было бы неверно рассматривать ушедшего из жизни премьер-министра исключительно с точки зрения его административного положения и партийной принадлежности. Маргарян был, без преувеличения, одним из ведущих политиков независимой Армении. Скажем больше. И на всем постсоветском пространстве было не так много фигур такого масштаба и таких широких взглядов, как он. Никто из представителей нынешней армянской власти не пользовался таким уважением и доверием не только среди «своих», но и среди оппозиционеров. «Хорошим и конструктивным партнером» назвал Маргаряна сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США по Карабахскому урегулированию Мэтью Брайза. «Никто его в Армении не ненавидел. Будь-то провластные, будь-то оппозиционные силы, имели хорошие взаимоотношения с премьером, все говорили о его человеческих качествах»,- заявил член правления Народной партии Армении Степан Закарян. Предшественник Маргаряна на посту премьер-министра Армении (ныне оппозиционер, лидер Демократической партии) Арам Саркисян отметил, что мало кто из представителей правящей элиты республики мог демонстрировать готовность к политическому диалогу с оппозицией. По словам же депутата Парламента Армении, представителя Народно-демократической партии Шаварша Кочаряна, «трудно предположить, чтобы изменения, предполагаемые в связи со скоропостижной кончиной премьер-министра Армении, главы Республиканской партии Армении Андраника Маргаряна, были положительными». Достаточно даже беглого знакомства с азербайджанскими СМИ последних дней, чтобы понять, что на фоне общей негативной информации об Армении (и даже открытого неприятия любых действий армянской власти и общественных процессов внутри Армении) сведения о Маргаряне отличаются подчеркнутой корректностью.
Теперь уже экс-премьер Армении не принадлежал к группе выходцев из Нагорного Карабаха. Он родился 12 июня 1951 года в Ереване. В 1972 году он получил техническое образование, окончив Ереванский политех (факультет технической кибернетики). Однако политическое «образование» Маргарян стал получать еще до того, как получил вузовский диплом. С 1968 года он вступил в Национальную объединенную партии (НОП) Армении, диссидентскую националистическую организацию, действовавшую подпольно и считавшуюся антисоветской. Став членом Совета НОП в 1974 году, Маргарян вскоре был арестован, хотя и получил мягкий приговор (2 года лишения свободы за распространение антисоветских идей). Однако в конце 1970-х гг. во всех республиках советского Закавказья действовали национал-коммунистические режимы, которые к «своим» «национально ориентированным» диссидентам относились достаточно терпимо. Начиная с 1977 года, Маргарян делает карьеру, обычную для советского инженера (главный инженер НИИ, начальник технических отделов в разных структурах республики). Его восхождение на политический Олимп начинается в 1990—е гг. С 1992 года он – член Республиканской партии Армении. В 1995 - 1999 гг. Маргарян был депутатом Национального Собрания Армении первого созыва. В следующем созыве парламента он (начиная с 1999 года) возглавлял парламентскую фракцию «Единство». В мае 2000 года Маргарян был назначен премьер-министром Армении. Это было непростое для Армении время. Только что всю республику потряс террористический акт в Парламенте Армении (когда жертвами террористов пали председатель Парламента Карен Демирчян и глава правительства республики Вазген Саркисян). Во многом в том числе и стараниями Маргаряна политическая ситуация в Армении стабилизировалась.
После парламентских выборов 2003 года Андраник Маргарян продолжил работу на занимаемой должности, руководя сформированным в результате выборов коалиционным правительством. И 2003 год был также непростым в новейшей истории Армении. После парламентских и президентских выборов в Армении в 2003 году ее имидж на Западе был радикально испорчен. Хотя в этих оценках американских и европейских политологов нельзя было не увидеть предвзятости и ангажированности (чего стоили выводы об Армении, как о «втором Ираке» или клоне брежневского СССР)! Тем не менее, находясь, на своем посту Маргарян сумел превратить правительство в нормально работающую структуру, а также установить конструктивный диалог с оппозицией. В 2004-2005 гг., и президент, и премьер Армении смогли взять на вооружение многие оппозиционные лозунги, эффективно поработать с европейскими структурами. Результат – конституционный референдум в Армении (ноябрь 2005 года), который существенно развернул мнение Запада о республике в лучшую сторону. Конституционные поправки, расширявшие полномочия правительства, парламента республики, а также институтов местного самоуправления выглядели несомненным прогрессом особенно на фоне «поражения оранжевых» в Азербайджане. Таким образом, можно констатировать, что в выводе Армении из тени, в которую она попала в 2003 году, была значительная роль и покойного ныне премьер-министра. Наверное, именно за это многие стали считать Маргаряна «прозападным». Однако такая маркировка не может быть принята на 100 %. Премьер-министр был реалистом и прагматиком. Маргарян осознавал необходимость диверсифицированной внешней политики для Армении и ее национальных интересов. Только и всего!
Он не занимался пустым препирательством с президентом Армении и его окружением, не пытался стать «первым лицом» государства, но вместе с тем «гнул свою линию», сдерживая авторитарные поползновения в высших эшелонах власти. Семь лет на посту главы правительства - еще один политический рекорд Маргаряна. До него премьер-министры менялись в Армении гораздо более часто. Безусловно, уход из жизни такого политика- это потеря не только для одной лишь правительственной коалиции и армянского истеблишмента. Это - серьезный вызов для республики в целом.
Армения стала первым государством среди стран Южного Кавказа, в котором начался очередной избирательный цикл. В 2008 году Армении предстоит избрать президента республики. Помимо этих избирательных кампаний (официально признанных мировым сообществом) летом 2007 года пройдут президентские выборы в непризнанном Нагорном Карабахе. Между тем, карабахский фактор всегда оказывал существенное влияние на внутриполитические расклады в Армении. Таким образом, фактор НКР будет для Еревана значимым не менее, чем майские парламентские выборы. В этих условиях для Армении чрезвычайно важно избежать тех ошибок и просчетов, которые были сделаны в 2003 году. Сегодня Армении, как никогда важно, не попасть в «черные списки» Запада. Продолжающееся российско-грузинское противоборство (без каких-либо шансов на улучшение), а также охлаждение российско-азербайджанских отношений (хотя, Слава Богу, без грузинских крайностей) усиливают изоляцию Армении. Получив еще и «неуд» от Запада для Армении было бы крайне невыгодно. Следовательно, политике, которую старательно проводил Андраник Маргарян, нет альтернативы. Нужен диалог с оппозицией, а также умелая «приватизация» ее лозунгов. Это Кочарян умеет делать, если вспомнить 2005 год. Сегодня многие оппозиционные политики и эксперты в Армении опасаются, что смерть Маргаряна усилит министра обороны республики Сержа Саркисяна (с которым связывают авторитарные тенденции). Именно он стал и.о. премьера после 25 марта 2007 года.
Однако подобного рода прогнозы игнорируют несколько объективных обстоятельств, которые армянские лидеры не могут не учитывать просто исходя из властных инстинктов. Кто бы ни был премьером (и возможным преемником ныне действующего президента), он будет проводить более «прозападную политику» (почему мы уже не раз писали на сайте politcom.ru). Ослабление российских позиций на Южном Кавказе толкает Армению к этому. Между тем, это вовсе не означает, что Армения пойдет «грузинским путем». Отношения с Россией чрезвычайно важны для Армении. Хотя бы до тех пор, пока Ереван не достигнет исторического примирения с Анкарой (членом НАТО). А такое «примирение» явно не стоит в сегодняшней актуальной повестке дня. А значит и пророссийский курс (хотя и слегка подкорректированный) будет проводится Ереваном с любым (по фамилии премьером).
Следовательно, те достижения, которые связаны с именем и деятельностью Маргаряна, будут, скорее всего, продолжены. Иначе не избежать потерь. «Авторитарные выборы» (по сценарию 2003 года) будут чреваты уже не имиджевыми потерями, а осложнением геополитического положения Армении. А значит, определенный уровень демократии (по постсоветским меркам, естественно) в мае 2007 года будет продемонстрирован. Свою роль сыграют и президентские выборы в НКР (там глава непризнанной республики добровольно покидает свой пост и демонстративно не назначает преемника). Таким образом, политическое наследие Андраника Маргаряна должно быть востребовано.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.