Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.12.2006
Касьянова крестили на улице
Прошедший в субботу «Марш несогласных» - «уличное продолжение» объединившихся левых и правых - вызвал противоречивые оценки наблюдателей. По мнению одних, акция была провальной, поскольку в ней не приняли участия обещанные оппозицией 5 тысяч человек. По мнению других, акцию следует признать успешной, несмотря на это обстоятельство, потому что она в первую очередь была призвана продемонстрировать совместимость сторонников радикалов типа НБП и Касьянова-Каспарова. Комментарий руководителя политологического департамента Центра политических технологий Алексея Зудина:
- Это был успех или неудача оппозиции?
- Если давать обобщенную оценку, то для участников и организаторов это успех хотя бы потому, что акция состоялась, несмотря на то, что ее организаторы столкнулись с многочисленными административными препятствиями. Свидетельства самих участников тоже говорят о том, что они воспринимают акцию как свой успех.
Есть и еще одно обстоятельство – к числу удач этого мероприятия нужно отнести то, что и власть, и лидеры оппозиции, руководствуясь разными мотивами, предприняли усилия для того, чтобы избежать столкновений. И с этой точки зрения, прошедшую акцию можно считать успешной.
- Адекватны ли были действия властей?
- Общая оценка зависит от критериев, среди которых на поверхности (и на первом месте) критерии чисто формальные. Стремление властей во что бы то ни стало предотвратить акцию воспринимается как избыточное: либо как свидетельство нерациональной нервозности власти, либо как неспособность оценивать реальные угрозы. В такой оценке есть рациональное зерно. Но можно оценить и по-другому, в рамках сложившейся политической ситуации. Понятно, что избирательная кампания уже началась и что она играет исключительно важную роль. Любые выборы делают уязвимыми игроков, которые уже занимают позиции в системе власти. А нынешние вообще «подвешивают» всю властную конструкцию, отчего уязвимость резко увеличивается. Со сменой игроков будет меняться и политическая конструкция. Кроме того, продолжает действовать инерционный фактор «оранжевой угрозы». США недавно публично подтвердили свое намерение и впредь оказывать поддержку демократическим силам (читай - оппозиции) в России, то есть влиять извне на развитие политических процессов внутри нашей страны.
Как можно воспринимать недавнее заявление Касьянова о том, что он непременно выиграет выборы? С учетом его электоральных позиций это означает, что он откажется признавать итоги выборов и постарается поставить их под сомнение. Как это будет происходить, в виде ли палаток на улицах или в виде выступлений на европейских форумах, неизвестно. Но что попытки делегитимизировать выборы будут, уже понятно.
Совокупность этих обстоятельстве переводит опасения власти из разряда фобий в разряд реальных.
- Как вы оцениваете тот факт, что под общим флагом «несогласия» на улицу вышли идеологически далекие друг от друга политические силы? Каковы перспективы такого объединения?
- Объединение в рамках одной акции разных по происхождению и идеологиям политических сил и лидеров – это действительно необычно. Но «необычность» это на самом деле не новая. Феномен право-левой оппозиции - прямое следствие выборов президента 2004 года и сокрушительной победы «Единой России» на последних парламентских выборах. Демократические силы впервые лишились политического представительства и объективно оказались в одной политической нише с наиболее радикальной частью левой оппозиции. Вместе этих людей собрали не убеждения или амбиции (по крайней мере, не только амбиции), но экспансия моноцентрического режима после 2004 года. Об этом обстоятельстве нужно помнить. Правда, немалое значение имеет и тот факт, что среди участников субботнего марша не было ни «Яблока», ни СПС – то есть демократических партий, которые ориентируются на участие в выборах. Участники марша представляли силы, которые либо по определению не электоральные (НБП), либо им было в жесткой форме отказано в возможности участия в выборах (Касьянов).
Длительное пребывание в одной политической нише разных сил и игроков породило коалиционный эффект. Представители демократической оппозиции увидели в НБП силу, достойную уважения. В том, кого они раньше считали безответственными экстремистами, вдруг увидели «молодых романтиков».
Кроме того, эта акция стала первым крещением Касьянова уличной политикой. Из позиции отвергнутой, но все-таки статусной фигуры, он сделал первый шаг к переходу в новое качество – человека, совместимого с протестующей улицей. Сочетание совершенно противоестественное с учетом полностью аппаратной карьеры Касьянова. Насколько успешным будет его движение в этом направлении, покажет время. Но оно началось.
Есть еще одна важная черта прошедшей акции, которая становится рельефной, если сопоставить ее с уличными акциями традиционных демократических сил. По свидетельству участников–демократов, тех, кто не раз принимал участие в однородных демократических акциях, в последнее время демократические митинги отличались двумя особенностями – малочисленностью и отсутствием так называемого «нерва», живой эмоциональной силы, которую трудно посчитать или измерить, но про которую всегда понятно, есть она или нет, и которая, возможно, является самым главным в уличных акциях. На последнем марше «нерв» ощущался в полной мере.
Эмоции участников можно выразить в двух лозунгах – «Свободу!» и «Верните выборы!». Да, тех, кто вышел на улицу под знаменами «Другой России», незначительное меньшинство. Да, их ведут лидеры, между собой практически несовместимые. Да, эти люди ориентируются на крайне радикальные лозунги, и значительная часть этой внесистемной оппозиции, хоть и требует возврата выборов, серьезно к выборам никогда не относилась, для них выборы только повод для протеста.
Но все эти обстоятельства – не повод недооценивать это событие.
Это тревожный звонок для власти. Если политическая система и дальше будет демонстрировать повышенную жесткость, может произойти беда. На мой взгляд, можно довольно долго держать в изоляции неприемлемые и неспособные к диалогу политические силы, ожидая, пока они деморализуются и ослабнут. Но что невозможно держать в изоляции, так это настроения людей. Если люди и дальше будут видеть, что их права (даже те из них, которые они прежде всерьез не ценили) будут ограничиваться шаг за шагом, то тогда кажущийся сейчас совершенно утопическим клич «Свободу!» начнет распространяться в общественном мнении и приводить в движение самые различные политические силы. Если власть хочет сохранить стабильность, система должна измениться, стать более проходимой для интересов и настроений самых разных групп людей. Только тогда действительные экстремисты окажутся на действительной обочине. Только так можно предотвратить превращение этой обочины в плацдарм для распространения настроений, разрушительных не только для сложившейся политической системы, но и для страны.
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.