Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.10.2006 | Сергей Маркедонов
Адыгея: станет ли смена президента сменой вех?
Очередное обострение российско-грузинских отношений (осенью 2006 года они вышли на качественно новый уровень), а также обсуждение внешнеполитической проблематики (корейский ядерный проект, иранский вопрос, взаимоотношения России и США, РФ и ЕС) затмили многие события внутриполитического значения. Между тем их влияние на общеполитическую ситуацию внутри России трудно переоценить. К числу таких событий относится смена главы Республики Адыгея.
25 октября 2006 года Госсовет (парламент) Адыгеи утвердил кандидатуру "Единой России" на пост главы республики. Асланчерий (Аслан) Тхакушинов теперь в числе других кандидатур, подобранных полпредом президента РФ в Южном федеральном округе будет представлен на рассмотрение президента России, за которым о остается последнее слово. Судя по всему, главой Адыгеи станет именно Тхакушинов. До этого он занимал пост ректора Майкопского технологического университета. За Тхакушинова проголосовало 46 из 54 народных избранников Адыгеи. Будущий глава республики родился 12 июля 1947 года (то есть к молодым начинающим политикам его отнести трудно) в ауле Уляп Красногвардейского района Адыгеи. Нынешний лидер республики имеет в своем активе два высших образования (филологическое и преподавателя физкультуры). По мнению многих жителей Майкопа, именно ему принадлежит заслуга превращения Майкопского технологического университета в солидный (по республиканским меркам) вуз. Тхакушинов уже однажды пытался побороться за пост главы республики, правда, неудачно. В ходе президентских выборов 2002 года (легислатура президента Адыгеи больше, чем у президента РФ - 5 лет) он получил всего лишь 2,6%. Значит, Аслан Тхакушинов более склонен не к публичной, а к аппаратной политике.
Кремль может быть доволен. Недавний возмутитель спокойствия Хазрет Совмен ушел с политического Олимпа в республике. На высший пост заступил человек, во многом обязанный своей карьерой президентскому полпреду и партии власти «Единой России». Тхакушинов продемонстрировал свою лояльность и президенту Путину. В 2000 году он активно работал в его избирательном штабе в Адыгее, республике, известной своими прокоммунистическими симпатиями. Но, с нашей точки зрения, было бы крайним упрощенчеством праздновать победу и считать, что «адыгейский вопрос» благополучно решен. Чтобы осознать эту простую истину, необходимо вернуться к недавним событиям.
Весной 2006 года эксперты и политики с тревогой наблюдали за развитием этнополитического кризиса в Адыгее, президент которой Хазрет Совмен совершил знаковый политический демарш. Он сделал нетипичный для чиновника эпохи «властной вертикали» шаг, объявив о своей отставке. Этот шаг Совменом был сделан в знак протеста против объединительного проекта (республику, чья территория находится внутри Краснодарского края, предполагали включить в состав крупного причерноморского региона России). Полемика между Хазретом Совменом и президентским полпредом Дмитрием Козаком переместилась в публичное пространство. Хотя, если быть более корректным, в это самое пространство переместился адыгейский президент и адыгские (черкесские) этнонациональные объединения. Тут были и митинги протеста, и съезды, и обращения в международные инстанции (далекие от политической корректности по отношению к России). В это же самое время и Дмитрий Козак, и представители Кремля взяли паузу. В апреле 2006 года Президент России Владимир Путин, проведя серию консультаций, предложил Совмену исполнять свои обязанности до истечения срока полномочий последнего. Таким образом, до февраля 2007 года у главы Адыгеи появлялось время для «размышления». Тогда многие в Адыгее расценили действия федеральной власти как слабость, а пролонгацию полномочий Совмена как победу. «Может быть, они начнут думать не о том, как ликвидировать республику адыгов, а как способствовать развитию экономики», — заявил Мурат Берзегов, председатель Черкесского конгресса. Губительность стратегии "объединения" и поглощения национальных республик краями и областями констатировали авторы Обращения влиятельного черкесского движения "Адыге Хасэ". Свою поддержку Совмену высказал и адыгейский "Союз ветеранов Абхазии".
Однако Кремль перегруппировался. Проект «объединения» представители федеральной власти назвали измышлением недобросовестных политиков. Проиграв бой в пространстве публичной политики, федеральные чиновники оказались гораздо более успешны на поле административно-бюрократическом. На этом поле и не только в ситуации с Адыгеей они чувствуют себя намного более уверенно. Они сумели наладить хорошее взаимодействие с региональным отделением «Единой России» в обход действовавшего тогда президента. В итоге упорной аппаратной борьбы в предложенном Козаков списке Хазрета Совмена – не оказалось.
Нельзя сказать, чтобы Совмен ушел без боя. Он публично выразил сомнение в том, что голосование за кандидатуру главы республики было правильным с процессуальной точки зрения. Пресс-служба главы республики в среду сообщила, что «в ходе сессии (Госсовета-Хасэ) Совмен выразил свое отношение к рассматривавшемуся парламентом вопросу об одобрении предложения партии «Единая Россия» о представлении кандидатуры Тхакушинова на пост президента Адыгеи». Уже бывший президент Адыгеи отметил, что вопрос о кандидатуре лидера республики рассматривался «в нарушение действующего регламента, а также, что особенно важно, не обсужден депутатами со своими избирателями». Однако на сегодня очевидно, что в парламенте Аыгеи подавляющее большинство за Тхакушинова. Его поддерживает и федеральная власть. И даже вчерашние ярые защитники Хазрета Совмена (они же – противники объединительного проекта с Краснодарским краем) сегодня вполне лояльны новому главе. По словам уже цитируемого Мурата Берзегова, Тхакушинов «обладает большими организаторскими способностями, и нет сомнений, что это достойный кандидат на пост президента. Прилагая большие усилия, несколько поколений адыгов продвигались к нынешнему статусу республики. Мы прошли путь от полного забвения до сегодняшней государственности. Я не могу себе представить моральный облик этнического адыга, который смог бы выступить против республики, зная, что его проклянет весь народ. Более чем уверен, что ни Тхакушинов, ни кто-либо этого не сделает. Хочу напомнить, что адыгский народ на своем чрезвычайном съезде 21 мая 2006 года четко и ясно определил свое отношение по статусу и поставил в известность ООН, европейские структуры, федеральные и республиканские власти». Таким образом, представители этнонациональных объединений Адыгеи (а также их явные и тайные сторонники в органах республиканской власти) надеются на то, что с уходом Совмена и приходом Тхакушинова не изменятся существенным образом «правила игры». Многие в Адыгее рассчитывают, что главного республиканской элите удалось добиться. На пост главы республики не пришел «засланный казачок» из Краснодара или варяг из Москвы. Президентом был избран «свой», человек, прекрасно знающий социокультурные особенности республики, а также региональную элиту. Ректор вуза сам - далеко не последний представитель республиканской элиты.
Подобного рода опасения разделяют и представители русского большинства республики. Несмотря на абсолютное численное большинство, русские в Адыгее испытывают определенную кадровую дискриминацию. Попасть на ведущие должности в республиканской администрации русскому чрезвычайно трудно. Гораздо легче получить посты в городской администрации столичного города Майкопа. В этой связи Владимир Каратаев, председатель исполкома «Союза славян» Адыгеи отмечает: «Я не считаю Тхакушинова человеком, способным решить те реальные проблемы, которые стоят перед Адыгеей. Первая проблема – справедливое решение национального вопроса, то есть кадровая политика и все эти вещи. Второе – это борьба с коррупцией. Лидер республики может стать, по сути, таким инициатором тотальной чистки правоохранительных органов – прокуратуры, судов, милиции. Сегодня их коррумпированность такова, что можно говорить о том, что государства реально нет. Так вот, боюсь, что Тхакушинов не справится с этими задачами, которые являются основными и глобальными для лидера».
Увы, но печальный опыт такого рода в республике был. В 2002 году Хазрет Совмен одержал победу на выборах, используя и антикоррупционные, и антинационалистические лозунги. Тогдашний кандидат в президенты забрал немало «русских» голосов у Нины Коноваловой, традиционно педалирующей тему дискриминации русскоязычного населения республики. В его команде было немало русских. Однако, войдя во власть, Совмен во многом повторил печальный опыт своего предшественника Аслана Джаримова. С той лишь разницей, что вокруг Джаримова был собран «кошехабльский клан», а вокруг Совмена «шапсугско-бжедугский». Совмен в своей управленческой практике повторил и фаворитизм, и волюнтаризм предшественника. Сможет ли новый глава Адыгеи устоять перед старыми соблазнами? Ведь старая система власти работает, хотя и плохо и неэффективно. Разбор старых завалов чреват и актуализацией национальной темы (антикоррупционная борьба неизбежно повлечет за собой вопрос «кто за кем стоит, и кто под кем ходит»). В то же время, очевидно, что не разбирать эти завалы тоже нельзя. Иначе возникнет феномен «отложенного решения».
В любом случае, и Кремль, и представители регионального политического сообщества должны понимать, что простая смена лидеров не будет «сменой вех» в жизни Адыгеи. Сегодня Тхакушинов говорит о своих разработках программы социально-экономического развития республики. И это отрадный факт, поскольку далеко не каждый новый руководитель может похвастать подобным. Однако региональное развитие Адыгеи в значительной степени не сводится к проблемам социально-экономического развития. Здесь придется заниматься куда более сложными иррациональными (и эмоциональными) материями. А значит, говорить о том, что в Адыгее наступает «беспроблемная эпоха» и торжество «диктатуры закона», рановато. Сначала придется немало потрудиться над реальным (а не формальным) укреплением государственных (а не кланово-родственных институтов). Однако очевидно также, что без серьезной (и не только бюрократической) поддержки Москвы эту проблему в одиночку не решит ни один республиканский лидер. Сколь бы искушенным он ни был.
Сергей Маркедонов - зав. отдлелом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.