Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.10.2006 | Алексей Макаркин
Региональные выборы: «Единая Россия» и левоцентристы
8 октября в девяти регионах России прошли выборы в законодательные собрания. Это вторые выборы после принятия поправок в избирательное и партийное законодательство. Теперь региональные выборы проходят всего два раза в год: в марте и в октябре. Кроме того, действует запрет на создание избирательных блоков, который выгоден «Единой России» - раньше «губернаторские» и «предпринимательские» блоки активно конкурировали с ней в борьбе за голоса лояльных власти избирателей.
У прошедших выборов были две основные интриги. Первая заключалась в результате, который получала «Единая Россия». Этой партии нужно было не столько выиграть выборы во всех регионах, сколько победить с заранее определенным счетом.
На состоявшихся выборах «Единая Россия» ставила более амбициозные задачи, чем ранее. Спикер Госдумы Борис Грызлов так сформулировал планы партии: «Результаты прошлых выборов позволяют нам уже в октябре ставить для себя высокую планку – 45 процентов голосов за список и две трети мест по округам. Это вполне реальные цели для главной партии страны. Больше можно, меньше нельзя». Стоит напомнить, что на мартовских выборах «Единая Россия» лишь в одном регионе сумела преодолеть планку в 45 процентов - в ХМАО. В остальных регионах ее результат в среднем составлял около 30 процентов, а в республике Алтай и вовсе опустился до 27 процентов. При этом стоит отметить, что почти во всех регионах была снята с выборов партия «Родина», зачастую отнимавшая значительную часть голосов у «единороссов».
Решить более тяжелую, чем раньше, задачу партия пыталась с помощью консолидации элит вокруг себя (недопущения диверсификации регионального ресурса) и активной PR кампании, которая также имела свои особенности. Как и на прошедших в марте выборах, почти все избирательные списки партии власти в качестве так называемых «паровозов» возглавили губернаторы. В октябре также в восьми из девяти регионов списки «Единой России» возглавят губернаторы. Лишь в Еврейской автономной области - спикер местного законодательного собрания Анатолий Тихомиров.
Что касается PR-кампании, то здесь партия сделала ставку на популизм. На федеральном уровне шла борьба с мигалками (правда, эту инициативу быстро перехватил президент), на региональном – открывались благотворительные магазины, выдавались «гранты» и т.д. По сути дела, «Единая Россия» оказалась чуть ли не единственной партией, которая постоянно фигурировала в региональном информационном пространстве в межвыборный период, «встраиваясь» в различные социальные программы, проводимые областными администрациями и инициируя собственные популярные проекты. Если в 2004 году «партия власти» больше ассоциировалась с непопулярным «монетизационным» законом, то теперь – с построенными спортивными площадками и проведенными детскими праздниками.
В результате «Единой России» удалось получить желаемый результат в четырех регионах – Приморском крае, Еврейской АО, Липецкой области и Чувашии. Еще в пяти регионах результат «Единой России» составляет примерно 40 процентов (правда, в Туве, несмотря на участие в избирательной кампании местного уроженца Сергея Шойгу, была одержана «пиррова победа» - РПЖ неожиданно получила сопоставимое число голосов с «партией власти»: у сторонников Миронова - 33 процента, у «единороссов» - 46 процентов). В самой партии результат оценивается как безусловная победа: «Таким образом, - подчеркнул секретарь ее генсовета Вячеслав Володин, - однозначно увеличилась поддержка «Единой России». И даже могу сказать, что в ряде регионов увеличилась кардинально - в разы по сравнению с 2003 годом. В Липецкой области, например, в этом году - практически в два раза: 28 против 56 процентов с лишним. Или в Приморье: было 27 процентов – стало 48 процентов».
Вторая интрига – выборы совпали с подготовкой реализации нового левоцентристского партийного проекта, создаваемого на основе Российской партии жизни (РПЖ), Российской партии пенсионеров (РПП) и «Родины». При этом две последние партии в течение последнего года были фактически обезглавлены, из них были вытеснены амбициозные лидеры, активно продвигавшие свои партии в публичном пространстве - Валерий Гартунг и Дмитрий Рогозин. Нынешние партийные вожди лишены больших амбиций и более заинтересованы не в электоральных успехах, а в нормальных отношениях с Кремлем. Выступление на региональных выборах было для них значимо только в контексте партстроительства – успехи способствовали бы укреплению их позиций в ходе торга при формировании новой левоцентристской партии. Неудачи же обрекали их на роль аутсайдеров при РПЖ, которая выступает в роли основного участника партстроительства.
Что касается РПЖ, то ее амбиции выглядят куда большими. Она участвовала в выборах в семи из девяти округов, причем в Липецкой области ей было позволено даже использовать изображение Владимира Путина в своей избирательной кампании. Это была особо принципиальная для партии кампания, так как ее список в этом регионе возглавлял сам Сергей Миронов. Если бы РПЖ проиграла выборы в этом регионе (где партия изначально могла рассчитывать на 1-2 процента), то вполне вероятно, что под вопрос была бы поставлена роль Миронова как лидера будущей партии.
Региональные элиты, которые прагматично ориентированы на сотрудничество с главной партией власти, поспешили «сыграть» против РПЖ, которая в регионе за регионом снималась с выборов. В итоге при помощи Верховного суда ей удалось восстановиться везде, где она претендовала на участие в выборах. Таким образом, административный ресурс РПЖ не позволил «Единой России» поступить с ней так же, как и с «Родиной» на выборах в марте этого года. Впрочем, если рогозинская «Родина» воспринималась как системный оппонент Кремля, то РПЖ, напротив, является только конкурентом «Единой России». Это, пожалуй, основное отличие нынешних выборов от предыдущих.
Однако РПЖ пришлось вести серьезную конкурентную борьбу не только с «Единой Россией», но и с партнерами по партийному торгу. В результате только в Карелии и Липецкой области Партия жизни договорилась с ослабленной «Родиной» об отказе последней от участия в выборах. Тем не менее, в пяти регионах эти партии конкурировали между собой. В четырех регионах Партия жизни также конкурировала с партией пенсионеров.
В этих условиях избиратель, не искушенный в хитросплетениях партийной конкуренции, подтвердил свою ориентацию на наиболее привлекательный и электорально выигрышный бренд, которым является РПП, и на самый административно поддерживаемый проект – то есть РПЖ. РПП прошла в парламенты Приморья, Карелии, Липецкой, Астраханской и Свердловской областей. Однако ее результаты сейчас не столь беспокоят «Единую Россию», как в прошлом году – после объединения партий ее бренд «растворится» в названии будущего партийного проекта, которое обещает быть длинным. Успех РПП на выборах может означать, что торг по поводу формата новой партии будет проходить в более жестком режиме.
РПЖ получила треть голосов в Тыве, заняла второе место в Липецкой области (Миронов решил свою задачу-минимум) и в Карелии (где власть ослаблена после конфликта в Кондопоге, а во главе РПЖ стоит Виктор Степанов, популярный предшественник Сергея Катанандова на посту главы республики). Кроме того, РПЖ получила третье место в Свердловской области, где ее лидер Евгений Ройзман устроил на финише избирательной кампании драку с «первым номером» списка «Родины» - Зяблицевым. Впрочем, в этой истории харизматичный свердловский политик повел себя сообразно своему имиджу, что не уменьшило число его сторонников. Стоит отметить также, что на выборах мэра Самары кандидат от РПЖ Виктор Тархов вышел во второй тур, опередив при этом поддержанного «единороссами» действующего мэра Георгия Лиманского. Однако бренд РПЖ в глазах избирателей выглядит значительно менее привлекательным, чем «пенсионерский» - в Липецке и Свердловске РПП обошла РПЖ. В тех регионах, где партии Миронова не удалось получить поддержку в местной элите, она вообще не преодолевала избирательного барьера.
На фоне явных успехов РПП и РПЖ очевидно угасание «Родины» - ей сопутствовал серьезный успех разве что в Астраханской области, где она заняла второе место.
Таким образом, если раньше главным соперником «Единой России» была оппозиция в лице снимаемой повсеместно «Родины», а также КПРФ и либералов (либо СПС, либо «Яблоко» участвовали почти во всех выборах), то в этот раз основная борьба развернулась между прокремлевскими силами. Оппозиция на выборах практически отсутствовала – исключение составили коммунисты, за которыми полностью закреплено левооппозиционное поле. КПРФ прошла во всех регионах за счет своего дисциплинированного ядерного электората, постоянно голосующего за «коммунистический» бренд (кроме того, коммунисты победили на выборах в Госдуму по Сахалинскому округу – впрочем, они и раньше контролировали его). Похоже, что в среднесрочной перспективе эти избиратели обеспечат партии представительство в законодательных органах власти как на региональном, так и на федеральном уровнях. Этот же электорат лишает партию стимула к развитию – любое реформирование КПРФ в направлении социал-демократии воспринимается им негативно, как признак «горбачевщины», а продвижение партии в левонационалистическом направлении может столкнуться с жестким противодействием со стороны власти. В четырех регионах коммунисты заняли вторые места. В то же время в Туве они вообще не прошли в парламент, а в целом их результаты по сравнению с предыдущими годами характеризуются тенденцией к снижению.
Свое значение как серьезной политической силы подтвердила ЛДПР, которая достаточно стабильно проходит в законодательные собрания разных уровней, причем без Владимира Жириновского во главе списка (эта тенденция отмечается со времени начала голосования по партийным спискам в регионах). Сейчас ЛДПР преодолела избирательный барьер на выборах в Новгородской и Астраханской областях, Чувашии, Карелии.
Поле либеральной оппозиции практически было свободно. Возможно, это исключительный случай. СПС решил сосредоточиться на будущих выборах в Пермском крае (они состоятся в декабре; стоит напомнить, что лидер СПС Никита Белых был вице-губернатором Пермской области). Партия «Яблоко», выступив на выборах только в Приморском крае и Свердловской области (там в последний раз у партии была возможность выдвинуть единый с СПС список по образцу московских выборов), взяла тайм-аут после провала на мартовских выборах. Республиканцы баллотировались только в Астраханской области – им нужен был позитивный результат как аргумент в торге по условиям объединения с СПС. Из проектов «спойлерского» типа, ориентированных на Кремль и действующих на либеральном поле в лице «Свободной России» и ДПР, успеха добилась лишь «Свободная Россия» - в Новгородской области, получив поддержку местного Союза предпринимателей. Это событие оказалось единственным успехом политических сил, позиционировавших себя в качестве либералов.
Стоит отметить также, что сократилось число участников выборов. На выборах в марте в восьми регионах число зарегистрированных политических партий составило 21. Сейчас – 15 партий. В то же время на нынешних выборах гораздо меньше партий были сняты с выборов – из было 5 (АПР, «Яблоко» - в принципиально важной для партии Карелии, Партия пенсионеров - в двух регионах, «Патриоты России»). На выборах в марте были сняты 16 партий (в 7 случаях - партия «Родина», в остальных - в основном провластные левые партии). Впрочем, такой результат во многом связан с тем, что РПЖ, которую пытались снять в нескольких регионах, получила иммунитет, использовав свои связи в Кремле. При этом из партий не слишком известных на федеральном уровне в региональные парламенты прошли лишь упомянутая выше «Свободная Россия», а также «Свобода и народовластие» популиста Виктора Черепкова (в Приморском крае).
Таким образом, на минувших выборах и «Единая Россия», и ее левоцентристские конкуренты в виде РПП и РПЖ в целом добились желаемых результатов. «Единороссы» почти везде получили желаемый или близкий к желаемому результат, кроме Тувы. РПЖ сделала ярко выраженную заявку на роль основной составляющей силы будущей левоцентристской партии, а РПП получила возможность для успешного торга с «мироновцами». Коммунисты подтвердили, что их стагнационного существования хватит для прохождения в Думу, но не более того. Наконец, «Родина» без Глазьева и Рогозина обречена на аутсайдерскую роль при формировании левоцентристской партии.
Алексей Макаркин – заместитель генерального директора Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.