Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.05.2006
Гомосексуалисты замкнули тройку врагов народа
Организаторы гей-парада в Москве подали заявку на его проведение в мэрию столицы. Гомосексуалисты уверены, что пройдут по Москве маршем - несмотря на неоднократные заявления мэра Юрия Лужкова о том, что он не допустит этого мероприятия. Речь идет о заявленном летом прошлого и намеченном на 27 мая 2006 года гей-параде. Решение о запрете шествия, если таковое будет вынесено, заранее осудили российские и международные правозащитные организации. А в понедельник было опубликовано заявление генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса, в котором он «резко осуждает недавние насильственные действия против геев и лесбиянок в Москве и призывает власти расследовать эти нападения и наказать людей, ответственных за них, а также предотвратить такое насилие в будущем». При этом опросы, проведенные «Левада-центром» в апреле 2005-го и спустя год – в апреле 2006 года, показывают, что с того момента, как гомосексуалисты привлекли к себе внимание, заявив о гей-параде, мнение общественности изменилось в лучшую для них сторону. Ситуацию комментирует политолог, научный руководитель РНИ «Общественный договор» Денис Драгунский.
- Почему столько эмоций по поводу такого, в сущности, простого вопроса?
- Наше общество находится в поисках своей идентичности. На каком-то этапе самоидентификации необходим образ врага - негативного «другого». Это как определение от противного. И такой «другой» находится, и в области национальной, и в области внешней политики, и, наконец, даже в виде сексменьшинств. В этом смысле гомофобия – то же самое, что и ксенофобия. Ненависть к другому.
Другое дело, какие это имеет внутренние корни. У меня была статья «Внутренний еврей», в ней говорилось о том, что антисемитизм каждого отдельного человека – это проявление неприятия внутри себя чего-то, что мешает жить хорошо, притесняет и внушает страх, то есть внутри почти каждого человека сидит такой «жадный и жестоковыйный внутренний еврей». Только «внутренний гомосексуалист», в отличие от «внутреннего еврея», не метафизическая, а вполне реальная составляющая, потому что, по мнению физиологов, абсолютно гетеросексуальных людей почти не бывает. И чем больше человек не приемлет этого в себе, тем больше он ненавидит гомосексуалистов вовне.
Один американский консерватор как-то сказал, что все беды Америки от либералов, евреев и сексуальных вырожденцев (имея в виду гомосексуалистов). Вот вам и готовая троица «во всем виноватых», даже слова эти можно заменить сугубо российскими аналогами – «дерьмократы», «хачики» и - наконец, эта тройка у нас стала полной - «голубые».
Все это очень неприятно, потому что тот энтузиазм, с которым эта тема обсуждается, показывает, что чувства общественных низов у нас актуализовались.
- Допустим, запретят шествие в этом году. Но вопрос ведь будет поднят в следующем году. Какое вы прогнозируете развитие этой истории?
- Я, кстати, не уверен, что в этом году парад все-таки запретят. В любом случае что-нибудь они устроят, пусть даже и без разрешения. А в конечном итоге победа все равно будет за ними, по очень простой причине - за них, во-первых, закон, за них мировое общественное мнение, за них прогрессивные и социально активные слои общества и какая-то часть протестных активистов.
У активных противников сексменьшинств есть такое мнение, что они чуть ли не враги народа, в том смысле, что в то время, как нация вымирает, гомосексуалисты призывают нас не размножаться. Эти разговоры - с одной стороны, крик отчаянья, а с другой – они абсолютно бессмысленны, поскольку точного ответа на вопрос, почему люди в развитых странах не хотят рожать больше одного ребенка, нет. В любом случае демографическая проблема не лежит в плоскости проблем сексуальной ориентации. Так же беспомощны, на мой взгляд, и реплики о пропаганде. Вряд ли можно человека, по преимуществу гетеросексуального, убедить стать гомосексуалистом, также как невозможно гомосексуалиста убедить создать семью и растить детей. Явление это не новое, оно существовало, насколько мы можем судить, всегда, и род человеческий от этого не вымер.
Наша муниципальная (в данном случае – московская) власть совершила большую ошибку, ввязавшись в это дело. Во-первых, как я уже говорил, она вряд ли победит, а во-вторых, то, что в это втянули всех этих бабушек с крестами и молодых националистов, только взвинчивает и без того не особенно благополучную социальную обстановку. Тем более что федеральная власть ее в этом не поддержит, она отмалчивается на эту тему и будет продолжать отмалчиваться – не царское это дело.
Социальный взрыв часто приходит не с той стороны, откуда его ждут. Вот, например, не завезли в 17-м году в Петербург хлеба – и рвануло. Казалось бы, ну что, не могли еще потерпеть? А не могли. Так и эта история может стать спусковым крючком для разделения общества на очередных «красных и белых» или «голубых и серых».
- Насколько весом такой аргумент противников гей-парада, что в наших условиях нельзя его проводить из-за того, поскольку «страна у нас дикая, и народ закидает каменьями»? Вообще, отличаются ли русские в этом смысле от американцев или европейцев?
- Любую демонстрацию, которая не нарушает законов страны, нужно охранять милицией. Например, в Германии есть такие немногочисленные политические партии, разрешенные немецкой конституцией, которых граждане считают фашистами и регулярно собираются их бить, когда те проводят демонстрации. Но государство их защищает, и говорит, что, конечно, их лозунги на острие бритвы, но с той стороны острия, которое в правовом поле. Поэтому демонстрации все-таки проходят, хоть и под охраной немецкой полиции.
Это очень печальное признание для власти, если она говорит, что боится не справиться с народом – признание свой слабости. Потому что у государства есть главная монополия - монополия на принуждение, на насилие, на разгон демонстраций, на право кричать «всем лечь лицом вниз» и так далее. Поэтому государство должно защищать такие демонстрации не только ради абстрактных для него гуманитарных принципов. Но защищая гомосексуалистов от толпы, государство защищает прежде всего себя – оно как бы говорит этим, что никто, кроме меня, на этой территории не может применять силу.
А если власть говорит, что «мы бы не против, но народ их будет колошматить», то такой власти нужно уходить в отставку.
Страна у нас совсем не дикая. Везде дикие люди. В Америке совсем недавно был Ку-клукс-клан, в Германии - неонацисты. В любом обществе всегда есть маргиналы. Но не надо их называть народом. Это безнациональная люмпенизированная бескультурная масса, которая существует везде и везде одинаковая. У нас любят говорить, что те 10 процентов, которые составляет интеллигенция – это не народ. А по-моему, те 10 процентов, которые занимают низшее положение в социальной лестнице, не народ. Это их надо вычеркивать из списка народа. И у нас этой публики столько же, сколько везде, не больше и не меньше.
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.