Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Интервью
12.05.2006
«Президент сделал шаг к переходу в новый статус»
После майских праздников президент Путин выступил с новым посланием к Федеральному собранию РФ. Традиционно это послание считается документом, определяющим основной политический курс действующей власти. В отличие от прошлогоднего послания, адресованного, по мнению некоторых аналитиков, в большей степени западной аудитории, чем российской, в нынешнем были четко расставлены акценты и обозначены первоочередные задачи именно в области внутрироссийской политики. Послание комментирует руководитель политологического департамента Центра политических технологий Алексей Зудин.
- Что можно сказать о нынешнем послании в сравнении с предыдущими?
- Оно конкретизирует тот новый курс, который формируется на наших глазах уже несколько лет. Собственно, об этом и заявил президент, сказавший, что нынешнее послание необходимо рассматривать в непосредственной связи с предыдущим. Акценты у них разные, но, повторю, оба они - составная часть формирующегося нового курса.
Причем речь идет о долгосрочном курсе, который Путин хотел бы видеть стратегическим для России и который, как он надеется, будет осуществляться и после того, как он уйдет с поста президента. Речь идет о долгосрочной политической повестке развития. Причем оно носит разносторонний характер и относится не только к развитию экономики. Речь также идет о развитии социальной, военной сферы, преобразованиях в области государственных институтов и политической системы. Говоря о содержании нового курса, имеет смысл давать комплексную оценку последним президентским посланиям, а никак не противопоставлять новое послание предыдущему. Кроме того, не нужно забывать, что будет еще и послание 2007 года, которое станет, скорее всего, завершающей частью в формировании долгосрочной повестки развития.
- Почему в послании было заострено внимание на военной и демографической проблемах? Можно ли говорить о «консервативном крене», ведь армия и семья – ценности определенно консервативные?
- Это две очень важные проблемы. Есть соблазн сказать, что они связаны и с наиболее консервативными общественными институтами, которые занимают центральное положение в консервативной системе ценностей, из чего и делается вывод о том, что послание было выдержано в консервативном духе. Но прошу заметить, что в системе ценностей любого современного общества присутствуют как либеральные, так и консервативные элементы. Для жизни необходимы и те, и другие. Я не вижу ничего страшного в том, что акцент был сделан именно на социальных и военных аспектах.Более того, акцент этот достаточно закономерен. Опыт последних 15 лет показал, что мир не становится более спокойным и предсказуемым, напротив, он становится все более взрывоопасным. Поэтому фактор военной силы занимает очень важное место в совокупной мощи государства. Конечно, этот фактор нельзя абсолютизировать, но, тем не менее, особое внимание к военному строительству тем более закономерно на фоне полного провала и отсутствия движения в российском оборонном комплексе в последние 15 лет.
Кроме того, президент в оборонном блоке своего выступления не сказал ничего нового – он только обратил внимание на те проекты, которые уже реализуются. Речь идет только о политическом акценте, который был сделан. И называть послание оборонным можно только с большой натяжкой.
На самом деле это куда в большей степени послание социальное.
Именно в «социальной» части выступления президента прозвучали новые и неожиданные вещи. Впрочем, и они неожиданными показались, скорее, по инерции, - внимание к этим вопросам тоже закономерно и разумно. Тот факт, что демографическая проблема не входит в число приоритетов российского общественного мнения, еще ни о чем не говорит. Проблема это структурная и долгосрочная, а люди реагируют на текущую ситуацию. Но они знают о существовании данной проблемы, что негативно окрашивает их отношение к жизни - очень неуютно жить в стране, про которую известно, что она вымирает. Кроме того, демографические ресурсы давно превратились в важнейший ресурс государства, который важен и для его военной, и для экономической силы.
Вообще, все большие проблемы связаны друг с другом – все их можно рассматривать с точки зрения проблемы национальной безопасности в мире, который становится все более небезопасным. И политическое руководство старается найти такие способы укрепления совокупной силы и безопасности, которые, во-первых, отвечали бы реальностям современного мира, а во-вторых, учитывали бы негативный советский опыт. Не случайно акцент на необходимости военного строительства был подчеркнуто увязан с демографией. В этом суть нового подхода – обеспечить такие способы укрепления безопасности, которые не сопровождались бы разорением экономики и общества – как это было в советское время, например, при Сталине. С учетом того, что тоталитарная система была основана на варварском использовании демографического ресурса, особое внимание к этому вопросу говорит о том, что государство только-только начинает возвращать исторические долги обществу.
И, наверное, не очень умно рассматривать этот шаг с точки зрения того, каким ценностям он соответствует – либеральным или консервативным. И тем, и другим!
Социальные программы, о которых говорил президент – помощь молодым семьям, поддержка материнства - это инвестиции в будущее, инвестиции в людей, инвестиции в оптимизм рядового человека.
Конечно, все это только шаг к решению демографической проблемы. Ее реальное решение лежит в плоскости целого комплекса мер, и возможно только при наличии современной жизнеспособной экономики.
- Но в современном мире демографические проблемы испытывают как раз развитые государства, с устойчивой экономикой и высоким уровнем жизни населения.
- Я думаю, что не нужно ставить знак равенства между демографической ситуацией в России и в развитых странах. Действительно, в стране произошел демографический переход, который связан с утверждением нуклеарной семьи. И это сопровождается снижением уровня рождаемости. Но у нас на эту общую с развитыми странами характеристику наслаиваются демографические пустоты, которые появились в результате наследия прошлого, - и массовая бедность, и другие специфические российские факторы. Мне представляется, что помощь государства способна выровнять эту ситуацию. Хотя понятно, что помощь матерям и семьям - это не панацея, и отношение к семье нормализуется лишь тогда, когда произойдет нормализация социальной среды в целом.
- Перед посланием говорилось о том, что оно будет «внешнеполитическим». Однако отношения с внешним миром оказались освещены в послании преимущественно сквозь призму российских внутренних проблем. Путин почти никак не отреагировал на ту волну критики России, которая идет сейчас на Западе. Более того, создалось впечатление, что президент исключил отношения с Западом из числа приоритетов российской политики. Можно ли говорить, что в послании обозначилась изоляционистская тенденция?
- Когда мир становится все более непредсказуемым, и в нем появляется все больше угроз, лучший способ подготовиться к встрече с этими угрозами – заняться самоусилением. Это первое. Второе – сейчас мы наблюдаем попытку России вернуться на мировую арену в качестве самостоятельного игрока и в качестве субъекта, а не объекта мировой политики. Эта линия наметилась достаточно давно, и можно говорить лишь о ее продолжении. Но попытка России вернуться в большую политику сталкивается с недовольством тех игроков, которые уже занимают сильные позиции и привыкли к тому, что России в их числе нет. Поэтому определенная напряженность неизбежно будет сопровождать этот процесс.
Возвращение в мировую политику осложняется еще и тем, что в современном мире присутствует доминантный игрок – США. И именно США самыми различными способами, в первую очередь мягкими и косвенными, активно препятствуют России в ее попытках вернуться в качестве полноценного игрока. Не радует это и ЕС. В подобных условиях стремление уравновесить внешнеполитический курс при помощи расширения контактов с другими восходящими центрами силы, среди которых на первом месте Китай и Индия, очень разумно. И в то же время в доминантном мире очень важно избегать прямой конфронтации, что, собственно говоря, и было сделано.
Сейчас образ США для России виртуально раздвоился. С одной стороны, есть США, с которыми выстраиваются партнерские отношения. А с другой стороны, США, в адрес которых были произнесены слова о «товарище волке». Я думаю, что появление этого образа в выступлении президента – косвенный ответ на попытки США противодействовать России и ответ откровенный нажим со стороны Чейни, означающий, что Россия не будет менять свою политику в ответ на это давление.
Было бы большой глупостью, если бы президент ввязался в прямую полемику. Но этого и не произошло.
Сейчас очевидно обозначился тот модус Запада, в котором он выступает как соперник России. Что же касается США, в отношениях с ними действительно происходит своего рода «откат». США после 1991 года решили, что можно вести себя с Россией, как с Германией после 1945-го, и пытались навязать нам восприятие самих себя как побежденной страны. Довольно, кстати, успешно. Однако советских коммунистов победили не США, а народы бывшего СССР. Получается, что США пытались украсть политические дивиденды, активно используя тезис о победе в холодной войне. Но ни СССР, ни Россию никто не побежал. Поэтому отказ подыгрывать этой логике нормален и оправдан. Другое дело, под силу ли он нам.
Современный мир не является миром, в котором государства обмениваются букетами цветов. Но это мир, где сотрудничество и соперничество идут рука об руку.
Перед нами разворачивается сейчас попытка России вернуться в разряд субъектов мировой политики, избежав прямой конфронтации. Но усиление напряженности при этом неизбежно. Кроме того, остается открытым вопрос о том, будет ли удачна эта попытка. Но сама по себе она закономерна и легитимна.
- Сейчас, когда государство взяло курс на усиление своей роли в экономике, появился новый термин, обозначающий его функции в российском экономическом пространстве - дирижизм. Как это совместимо с либералами в экономическом блоке правительства? Насколько вообще выстраиваемый курс будет совместим с либерализмом?
- Необходимо отличать либерализм как инструмент и ориентир экономической политики от либерализма идеологического. И президент, и правительство по определению прагматические игроки, точнее, они сочетают две роли – прагматических игроков и игроков, которые обязаны руководствоваться определенной стратегией. Мне кажется, что ориентация на либеральную экономику остается неизменной. Либеральная экономика вообще превратилась сейчас в синоним нормальной, жизнеспособной экономики. А вот инструменты, которые использует государство, могут быть различными – они могут быть и либеральными, и нелиберальными. И еще – государство в экономике всегда играет важную роль. Речь идет о том, насколько она осмыслена и подчинена соображениям, выходящим за рамки текущей ситуации, насколько эти нелиберальные действия создают (или не создают) угрозу для рыночных механизмов.
Мы знаем по опыту других стран, что на пути движения в современность, составной частью который является рыночная система и демократические институты, эти страны пользовались таким инструментом, как «государство развития». Речь идет о том, что государство в определенной ситуации брало на себя функции главного субъекта модернизации. В том или ином виде, под теми или иными названиями «государство развития» появлялось в разных частях мира. И в Южной Корее, и в Тайване, и в Японии, и во Франции.
Более того, в послании прозвучали слова о том, что основные параметры экономического развития, которые определяются либеральными ценностями, остаются в силе. И на этот момент, в частности, обратил внимание президент РСПП Александр Шохин, комментируя послание президента.
Конечно, можно говорить о том, что нынешний экономический рост, на основе которого государство строит планы, вызван временной причиной – высокой ценой на нефть. И когда (или если) эти нефтяные доходы прекратятся, возможно, всю стратегию развития придется существенно корректировать. Но это не означает, что этот относительно неожиданный благоприятный фактор не нужно использовать. Пока к нефтяным сверхдоходам государство относится достаточно разумно. И это обстоятельство удостоверяется стабилизационным фондом.
- Прозвучали ли в послании какие-то "подсказки" касательно кандидатуры преемника, судьбы "партии власти", будущего места Путина во властной системе после его ухода с поста президента. Иными словами, какова политическая составляющая послания?
- Любое послание – это политический документ, и анализируя его в этом качестве, можно сказать, что Путин, во-первых, сделал еще один шаг в формировании долгосрочной политической повестки, которая призвана работать и после того, как он уйдет с поста президента. Во-вторых, он сделал шаг к переходу в новый статус – из российского президента в гаранты этой самой повестки. И, в-третьих, послание свидетельствует о том, что в нем снова на передний план выходит политическая конструкция, наиболее выигрышная для нынешнего президента. Она стала решающим фактором его победы в 1999-2000 годах, и, судя по всему, с опорой на нее будет осуществляться проект перехода к «России без Путина». Суть этой конструкции в равноудаленности от элит и социальном контракте президента с обществом поверх голов элит.
Интересно, что какие-то моменты в послании, которые не были специально развернуты, прозвучали или в первый раз, или по-новому. Речь идет о том, что Путин дистанцируется не только от бизнеса, но и от власти. И второе: мы уже привыкли, что власть напоминает бизнесу о необходимости социальной ответственности перед обществом, но впервые эта тема была расширена за счет включения в нее ответственности самой власти.
Да, безусловно, внимание к теме демографии означает не только желание решить одну из острейших проблем, но и шаг навстречу ожиданиям массовых избирателей и попытку сближения с российским обществом. Делая эти шаги, Путин подтверждает те предположения, которые уже высказывались ранее на страницах «Политком.Ру», о том, что президент намеривается уйти со своего поста сильной фигурой. Значит, он собирается играть активную роль и после того, как покинет свой нынешний пост.
А делать большие выводы о шансах преемников из того, что Путин импровизированно обратился во время своего выступления к Иванову, а не к Медведеву, довольно комично. Это носит, скорее всего, случайный характер. И без этих наблюдений ясно, что преемники - оба, что один из них займет пост президента (скорее всего, Медведев), а второй останется сильной фигурой при новом президенте, причем не единственной сильной фигурой. Еще одной в условиях деконцентрированной власти станет сам Путин в каком-то новом качестве.
Подготовила Любовь Шарий
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.