Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Интервью
23.04.2006
Американское бремя лидерства
Сейчас, когда решение иранской проблемы не за горами, у США появилась необходимость в поддержке своих возможных действий в отношении Ирана, тем более, что некоторые страны, которые поддержали США в случае с Ираком, уже заявили о том, что в этот раз такой поддержки не будет. В мае начинается восточное турне вице-президента США Дика Чейни, цель которого,– поиск новых союзников. Каковы перспективы США на постсоветском пространстве? Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:
- Действительно ли США сейчас особенно заинтересованы в поиске новых партнеров и союзников? Я думаю, что Америке необходимы партнеры. Даже если речь идет о стране, доминирующей в мире, то она не может тянуть эту доминантную роль одна, не опираясь на чью-то помощь. Даже у Римской империи были союзники. Конечно, там речь шла о побежденных правителях, сейчас ситуация все-таки совершенно другая. Но любая страна нуждается в системе союзов, иначе оказывается в изоляции.
Я думаю, что вряд ли Америка имеет какие-то иллюзии по поводу того, что она может сама реализовать свой проект доминирования без партнеров. Другое дело, что ситуация изменилась по сравнению с периодом холодной войны – существенно снизилась роль международных организаций. В частности, роль ООН. Военные операции в Югославии и Ираке были проведены без санкций ООН. Происходят подобные трансформации и с НАТО, что приводит к тому, что в ряде случаев Америка может меньше обращать внимания на своих партнеров по НАТО. То есть стопроцентной консолидации Запада нет. Но при этом Америка старается взаимодействовать со своими партнерами в рамках своего круга, где она чувствует себя комфортнее: на уровне «Большой восьмерки» или в рамках двухсторонних контактов.
Но и традиционные организации еще не исчерпали свою роль: недаром США по поводу Ирана апеллируют к Совету Безопасности. Конечно, США не хотят остаться в одиночестве, иначе бремя лидерства очень быстро станет невыносимым.
- Перспективно ли в этом смысле для США постсоветское пространство?
- Расстановка сил в СНГ уже определена. Есть страны - партнеры США, есть страны, которые важны для Штатов стратегически, и есть страны, отношения с которыми еще не определены. К первым относятся Украина, Молдавия и Грузия. Это страны, которые рассматриваются в качестве наиболее близких партнеров США в СНГ. Если говорить о Грузии, то там даже речь идет не только и не столько о партнерских отношениях, сколько о клиентских.
Есть в СНГ страны, которые важны США стратегически из-за их природных ресурсов. Например, Казахстан и Азербайджан. Америка очень аккуратно относится к политическим процессам, которые там происходят, и старается не делать резких движений (вроде тех, которые были сделаны в Киргизии). А эти страны, в свою очередь, максимально диверсифицируют свою политику и выстраивают ее, исходя из своих интересов по тому или иному вопросу.
Есть и третий тип стран, где США или не имеют интересов, или еще не определилась с ними, или сильно в них разочаровалось. Это Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Армения. Конечно, в этих странах американцы тоже работают и имеют интересы, но они не являются столь значительными, чтобы можно было говорить о проведении направленной политики.
Не случайно, когда у Каримова возникли проблемы, американцы осудили его режим, а не держались за него до такой степени, чтобы закрыть глаза на обстоятельства подавления мятежа. Американцы могли себе позволить испортить с ним отношения.
Или, например, в Киргизии они попытались поэкспериментировать, поддержать оппозиционное движение и поколебать режим Акаева. Они пытались изменить расстановку сил в клановом государстве, где куда более важна клановая идентичность, а не идеологическая: демократизм или коммунизм. Сейчас у США есть задача сохранить военную базу в Киргизии. Но насколько их присутствие будет долгосрочным, сказать пока сложно.
То есть сложно говорить о том, что у США есть сформировавшаяся линия по отношению к этим странам. И есть две страны в СНГ, отношения с которыми у США совсем особые. Одна из них Россия. С одной стороны, это партнер по «Большой восьмерке» и по антитеррористической коалиции, но соперник на постсоветском пространстве. Соответственно и отношения скачущие. И в последнее время количество спорных моментов в отношениях между Россией и США серьезно выросло, что создает сложный психологический климат. Россия считает, что Америка должна признать эксклюзивные интересы России на постсоветском пространстве, а Америка так не считает. Но никто не хочет подрывать систему диалога. И значительная часть политического класса США эмоционально настроена против России, но никто из высшего политического руководства не рассматривает всерьез исключение России из «Большой восьмерки».
Вторая страна – Белоруссия. Страна, которую США включили в список наименее демократических стран, страна, в которой Америка очень хотела бы сменить президента, но что сделать будет очень не просто, в том числе и потому, что Россия занимает противоположную позицию. Проблема Лукашенко в том, что он президент европейского государства. Был бы он президентом в азиатской стране, к нему не было бы столько претензий, ведь его режим куда более демократичен, чем, например, режим Туркменбаши. Но для Европы он выглядит фигурой архаичной, одиозной и раздражающей.
Делая вывод, можно сказать, что приоритеты Америки на постсоветском пространстве – укрепление своих позиций в тех странах, которые уже являются ее ближайшими партнерами, и противодействие Лукашенко.
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.