Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

07.03.2024 | Марина Войтенко

Новые контуры политики устойчивого роста

Марина ВойтенкоПрезидентское послание-2024 Федеральному собранию определило стратегические цели-2030 для РФ и программу действий для их достижения. Абсолютный приоритет социальной сфере, уровню и качеству жизни граждан. Повышение рождаемости сопряжено с увеличением средней продолжительности жизни с 73 до 78 лет, снижением уровня бедности ниже 7%, выходом МРОТ на планку в 35 тысяч рублей, модернизацией ЖКХ, программами капремонта детских садов и обновления общественного транспорта и многими другими мерами. Реализация намеченного должна быть обеспечена поддержкой отраслей внутреннего спроса, вносящих максимальный вклад в долгосрочный рост и перестройку экономики. На это ориентировано стимулирование инвестиций в технологии, инфраструктуру, кадры, демографию и жилищное строительство в расчете на то, что они обеспечат перезапуск производства и расширение экспорта. Это потребует концентрацию регулятивных действий на комфортности условий для деловой активности, включая модернизацию налоговой системы. Для экономической политики в целом это будет означать переход от антикризисной адаптации к вызовам последних лет к системной политике устойчивого долгосрочного роста.

Добиваться этого предстоит последовательной структурной трансформацией экономики. К 2030 году ее облик будет иметь следующие черты:

· За 6 лет несырьевой неэнергетический экспорт увеличится на две трети, импорт снизится до 17% ВВП.

· Вложения государства и бизнеса в исследования и разработки вырастут вдвое до 2% ВВП, доля отечественных высокотехнологичных продуктов на внутреннем рынке повысится в 1,5 раза.

· Россия должна к 2030 году войти в число 25 стран-лидеров по числу промышленных роботов.

· Проекты технологического суверенитета получат приоритетное бюджетное финансирование.

· До 2030 года будет создано не меньше 100 технопарков.

· Объем инвестиций в ключевых областях экономики РФ должен прибавить 70% к 2030 году (важнейшее условие для этого – достижение в 2025 году инфляционной цели – прим. авт.).

· Объявлено о новых страховых гарантиях и налоговом вычете на инвестиции граждан на фондовом рынке.

· Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) на сумму до 1 млн 400 тыс рублей будут застрахованы.

· Будет запущен «сберегательный сертификат». Можно будет размещать средства на длительный срок, а банки будут предлагать более выгодный процентный доход. Эти средства застрахуют на суммы до 2,8 млн рублей.

· Российский фондовый рынок должен удвоиться до 2030 года. Его капитализация будет доведена до 66% ВВП. Будет ускорен запуск первичного размещения акций.

· Вклад туризма в ВВП к 2030 году увеличится до 5%, а турпоток – вдвое до 140 млн человек в год (интенсивность пассажирской авиации должна вырасти при этом в полтора раза.

Только названные в послании-2024 объемы трат на долгосрочные программы и проекты складываются в сумму 9,713 трлн рублей.

· 4,5 трлн руб. на модернизацию системы ЖКХ.

· Более 1 трлн рублей на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения.

· 700 млрд рублей на реализацию нового нацпроекта «Экономика данных».

· 400 млрд рублей дополнительно на капитальный ремонт детских садов и школ.

· 400 млрд рублей на строительство не менее 40 университетских кампусов.

· 360 млрд рублей на благоустройство общественных пространств в регионах.

· 300 млрд рублей на пополнение Фонда развития промышленности.

· 250 млрд рублей на модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов.

· 250 млрд рублей ежегодно на наращивание портфеля инфраструктурных кредитов субъектам федерации.

· Не менее 200 млрд рублей на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции.

· 190 млрд рублей дополнительно на программу поддержки вузов «Приоритет-2030».

· 150 млрд рублей дополнительно на программу обновления общественного транспорта.

«Цена вопроса» еще 15 предложений колеблется от 6 млрд до 124 млрд рублей, несколько превышая в целом 1 трлн рублей. Финаналитики оценивают общий объем затрат на реализацию задач, поставленных в послании Президента РФ в интервале 14-17 трлн рублей с учетом «задействованных» налоговых льгот. Оценка, естественно, будет уточняться по мере определения затрат, необходимых для финансирования новых нацпроектов: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодежь России» и «Кадры» (уже до 2028 года в его рамках предстоит подготовить около 1 млн специалистов рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей).

Поставленные в президентском послании цели-2030 должны быть обеспечены соответствующими условиями, стимулирующими деловую активность. Главное здесь для бизнеса – предсказуемость и стабильность налоговых правил и гарантии прав собственности. Посланием поручено правительству и Госдуме модернизировать налоговую систему, дифференцируя фискальное бремя, и после этого зафиксировать ее неизменность до 2030 года. Министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что необходимые предложения будут проработаны в диалоге с бизнесом в текущем году.

Конкретики на этот счет пока немного. Собственно в послании кабмину поручено проработать параметры амнистии для некрупных компаний, которые были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации (идти на так называемое дробление, то есть разделение бизнеса на ряд юрлиц при превышении порога выручки для сохранения налоговых преференций – прим. авт.). В части других возможных новаций эксперты предполагают: дальнейшее повышение НДФЛ для высокооплачиваемых граждан, исходя из опыта применения с 2021 года ставки в 15% для годовых доходов свыше 5 млн рублей. Этот опыт может быть расширен при одновременном снижении нагрузки на малообеспеченных.

Для бизнеса же речь может идти о более высоком обложении повышенной прибыли на постоянной основе (то есть, по сути институционализации «разовых» практик windfall tax и курсовых пошлин – прим. авт.) при одновременной дифференциации фискального бремени (прежде всего, ставок налога на прибыль) в зависимости от инвестактивности.

Заметим, что это потребует перезапуска многих уже действующих инвестстимулов, включая соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – их заключено уже 66 на сумму около 4 трлн рублей. Так, 19 февраля в Госдуму внесен депутатско-сенаторский проект поправок к закону «О СЗПК». В числе новаций: ограничение целей СЗПК проектами, основной составляющей которых является объект, генерирующий прибыль (на деле это расширяет возможности инвестора без дополнительных разрешений и согласований создавать сопутствующую или обеспечивающую инфраструктуру в соответствии с Градостроительным кодексом – прим. авт.); продление действия стабилизационной оговорки на 6 лет, если проект реализуется с применением наилучших доступных технологий; передача технологического и ценового аудита Федеральному казначейству (при отклонении контрольных точек до 40% от срока СЗПК не расторгается, но продлевается на два года с прекращением на это время возмещения затрат государством).

На поддержку инвестиций ориентирован и ряд других мер, предложенных в послании-2024. В их числе: списание двух третей задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам, то позволит им экономить 200 млрд рублей в год для капвложений.

Средства, которые регионы возвращают в федеральный бюджет по кредитам, будут направляться обратно на развитие субъектов РФ. Кроме того, с 2025 года портфель инфраструктурных кредитов регионам будет увеличиваться не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно. К 2030 году 10 «отстающих» регионов должны стать самодостаточными.

Расширение возможностей и компетенций субъектов РФ по поддержке деловой активности корреспондирует с заявленными в послании-2024 общефедеральными мерами: кредитными каникулами для некрупного бизнеса (раз в пять лет на полгода без ухудшения кредитной истории), переходом контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход при минимизации проверок и, конечно, гарантиями неприкосновенности активов для компаний, работающих в России.Напомним, что РСПП активно работает с Государственно-правовым управлением АП РФ над поправками к закону о приватизации, предполагающими двустороннюю реституцию: право государство обратить в казну ту или иную собственность, но и право собственника на компенсацию по рыночной цене с учетом предшествующих затрат.

Точка отсчета в реализации целей-2030 – возможности и риски макродинамики. Ее прогнозы в текущем году в целом тяготеют к границам потенциального выпуска в 1,5-2,0% годового роста ВВП, определяемым актуальной структурой экономики. В ЦБ РФ считают вероятным темп ВВП-2024 в 1,0-2,0%, в ЦМАКП – в 1,7-2,0%. В то же время есть оценки в 1,0-1,3%. В ИНП РАН в феврале даже умерили ожидания до 1,2% после январских 1,6%. В правительстве уверены, что в ближайшие три года экономика будет расти темпом чуть выше 2%, ускорившись затем до 3% (а, возможно, и несколько больше) к 2030 году. По мнению первого вице-премьера Андрея Белоусова, рост в РФ, соразмерный с общемировым или превышающий его, – гарантия решения социальных и оборонных задач. Выход на этот рубеж означает масштабную структурную перестройку экономики. Комплексная программа действий на этом стратегическом направлении как раз и представлена в президентском послании Федеральному собранию.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net