Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.01.2024

Алексей Макаркин: «Около двух третей опрошенных россиян (64%) считают масштабные вечеринки с участием звезд в период специальной военной операции недопустимыми.»

Алексей МакаркинО недопустимости значимо чаще говорят женщины (69% против 57% мужчин). Молодые возрастные группы предсказуемо настроены более терпимо, чем старшие. Более половины (52%) молодежи (18-29 лет) считают такие вечеринки допустимыми, среди респондентов от 30 до 44 лет таких 39%. Но при этом лишь 26% респондентов от 45 до 59 лет относятся к таким вечеринкам терпимо, а среди респондентов в возрасте от 60 лет таких всего 12%.

Масштабные вечеринки с участием звезд во время СВО значимо чаще называют недопустимыми малообеспеченные опрошенные (73% против 55% обеспеченных) и опрошенные без высшего образования (74% против 58% с высшим образованием).

Что означают результаты этого опроса? Прежде всего, такой подход сформировался уже давно. Если провести такой опрос в советское время, то, наверное, был бы получен еще более разгромный для шоу-бизнеса результат, хотя и вечеринки тогда были намного скромнее. Но и провинциалы, приезжавшие в Москву за колбасой, и москвичи, стоявшие в очередях за импортными сапогами, не считали легитимными высокие доходы представителей массовой культуры – в отличие от доходов артистов, представлявших высокую культуру, или секретных академиков, крепивших оборону страны.

С начала 1990-х годов демонстративное потребление в шоу-бизнесе стало нормой – парткомы исчезли, а письма возмущенных граждан, направляемые по инерции в газеты, стали выбрасывать в урны. Но интересно, что когда реформаторы задумались о своем пиаре, то занялись «звездами». В 1997 году тогдашний глава Госналогслужбы Александр Починок собрал артистов и перед телекамерами стал убеждать их начать платить налоги. Всем было понятно, что сочувствия к деятелям шоу-бизнеса у телезрителей не будет.

Нулевые годы с ростом жизненного уровня здесь мало что изменили – «звездный» уровень жизни и демонстративное потребление все равно были недоступны подавляющему большинству населения, а работать обычно приходилось много. Более того, неприятие «звезд» выше, чем «олигархов» - это кажется парадоксом, но вполне объяснимо. «Олигархи» от простых граждан дистанцированы, они где-то далеко – «звезды» же постоянно рядом, как на экранах телевизоров, так и на страницах желтой прессы, подробно о них рассказывающей. Кстати, не только телезрители, но и читатели желтой прессы – это в основном люди старшего возраста, привыкшие к ней еще с 1990-х годов. Среди молодежи такие медиа популярны куда меньше.

И еще один важный момент. В советских правилах уровень потребления не относится сугубо к частной жизни. Потому что доминировало представление о необходимости справедливого распределения весьма ограниченных ресурсов согласно трудозатратам (конечно, не грубой уравниловки по типу военного коммунизма), а высокие доходы «звезд» эстрады считались противоречащими эту принципу. Новые поколения уже в значительно большей степени считают потребление и поведение сферой частной жизни.

Изменила ли здесь что-либо СВО? Да, она заострила и придала дополнительные эмоции отношению общества, которое сформировалось уже давно. Если раньше в интернетных комментариях реакция была негативной, но более спокойной, нередко саркастичной, то сейчас часто звучат требования жестких наказаний (нередко от тех же людей, которые в других комментариях приводят в пример честную и достойную жизнь своих семей, прежде всего в советское время). Но цифровые показатели вряд ли серьезно изменились.

Алексей Макаркин — первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net