Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

15.05.2023 | Марина Войтенко

Драйвер с оговорками

Марина ВойтенкоВ базовых вариантах официальных макропрогнозов-2023 ожидаемый рост ВВП на 1,2%, а возможно, и выше в значительной мере должен быть обеспечен расширением потребительского спроса. Итоги первого квартала в принципе указывают на обоснованность предположений. В марте суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению был на 2,2% ниже уровня прошлого года после сокращения на 5,2% г/г в феврале. При этом уровень-2021 превышен на 1,6%. Со снятой сезонностью и в марте, и в феврале зафиксирован рост на 0,5% м/м и 0,4% м/м соответственно у торговой розницы. В годовом выражении ее отставание за два этих месяца сократилось с 9,0% г/г до 5,1% г/г. В области положительных значений находятся показатели общепита и платных услуг населению. Восстановлению потребительской активности способствуют низкая инфляция (2,42% г/г по состоянию на 2 мая) и безработица (3,5% с начала года), рост реальных располагаемых доходов населения (на 0,1% г/г в первом квартале) и реальных зарплат (на 1,7% г/г в феврале-марте). Позитивная динамика потребления налицо. Вместе с тем в ней различимы и «подводные камни».

Один из самых значимых — неоднородность восстановления потребительского спроса. Большинство экспертов отмечают начало реализации отложенных покупок и ускорение адаптации к сжатию ассортимента предложения. Пример тому — динамика продаж новых легковых автомобилей и LCV. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте темпы их сокращения резко притормозили — до 10,6% г/г после 62,1% г/г в феврале и 63,1% г/г в январе. Апрель вывел рынок в плюс — +70,6% г/г на фоне низкой базы-2022. Оперативные данные «Автостата» указывают на еще большее оживление спроса в апреле — рост в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

44% всех проданных в прошлом месяце автомобилей пришлось на китайские марки, что составляет 33,2 тыс. единиц. Отечественным брендам принадлежит 35% от общего количества, т.е. 26,7 тыс. машин. Суммарная доля остальных участников рынка («корейцы», «японцы», «европейцы», «американцы») в апреле составила 21%.

Тем не менее еще примечательнее другая особенность рынка. В марте россияне потратили на автомобили с пробегом без малого 0,5 трлн рублей, что примерно на четверть больше, чем в феврале. Их количество выросло на 26% м/м. За месяц куплено почти 500 тыс таких машин, что превышает докризисный уровень-2021. При этом на фоне роста цен обращает на себя внимание падение продаж шин: в первом квартале на 16% в количественном выражении, на 42% — в денежном. Тренд охватывает и другие товарные группы. Резкое подорожание компьютеров, например, привело в январе-марте к сокращению продаж ноутбуков на четверть, ПК — на 6%.

Меняется структура потребительских расходов. Если в период ажиотажного спроса на товары в первом квартале-2022 домохозяйства направляли на их покупку 71,1% своих доходов, то теперь только 66,3%. Доля оплаты услуг, напротив, выросла — с 20,8% до 22,0%.

Это полностью корреспондирует с динамикой:

· объема платных услуг населению, который в марте-2023 увеличился на 4,2% г/г и вырос на 8,4% к марту-2021 (оценка МЭР), что указывает как на стремление россиян к экономии/рациональному расходованию средств, так и на несоответствие предложения спросу адаптация к отсутствию привычных/ранее наиболее востребованных товаров проходит медленно.

· оборота общественного питания +14,9% г/г и +23,0% к аналогичному периоду-2021. И эта траектория взлета наглядное свидетельство поиска позитивных эмоций и/или предлога отвлечься от текущего контента информационного поля.

О стремлении к уходу в зону психологического комфорта свидетельствует и бурный рост услуг фитнес-центров и спортивных клубов — +19,7% г/г, сферы туризма — +25,6% г/г и культуры — +26,3% г/г.

Результаты конъюнктурных опросов вполне четко указывают на оживление покупательской активности. Так, в первом квартале-2023 значение индекса потребительского оптимизма, измеряемого NielsenIQ, выросло до 104 пунктов (+ 4 п.п. к октябрю-декабрю 2022 года). И это позволяет делать осторожные прогнозы относительно восстановления расходов на товары повседневного спроса (FMCG).

Доля позитивных оценок выросла в трех ключевых компонентах индекса — на 6 п.п. в перспективах трудоустройства (61% опрошенных потребителей оценивают их как отличные и хорошие), на 5 п.п. — в материальном положении (61%) и на 3 п.п. — в готовности к покупке новых вещей (46%).

В первом квартале текущего года по сравнению с четвертым кварталом прошлого на одежде стали экономить меньше (67% против 71%), а на развлечениях и питании вне дома — больше (65% и 61% против 64% и 59% соответственно). Вместе с тем, несмотря на готовность тратить деньги, а также уверенность в собственных перспективах, 67% покупателей видят необходимость тщательного управления своим бюджетом, предполагая основными сферами экономии покупку новой одежды и расходы на развлечения и питание вне дома.

Судя по всему, потребители продолжают приспосабливаться к текущей экономической обстановке. Покупательской активности содействует отсутствие спада в реальных располагаемых доходах. К тому же продолжается трансформация структуры спроса, сопровождающаяся перетеканием трафика из премиального сегмента в средний и низкий, а также ростом популярности товаров собственных торговых марок. Тем не менее ощущение неопределенности перспектив остается высоким.

Согласно материалам анкетирования, проведенного ассоциацией Gallup International и холдингом «Ромир» (опрашивал российских респондентов) в 56 странах, самый высокий уровень финансовой неопределенности в обществе оказался в РФ. Участникам опроса был задан вопрос о том, хотели бы они получить дополнительный бонус в виде одного ежемесячного дохода прямо сейчас или в двойном размере через год. Методология исследования предполагает, что чем больше доля тех, кто предпочитает отложенный, но удвоенный выигрыш, тем выше уверенность в стабильности.

В России двукратную выплату предпочли всего 20% респондентов, однократную 32%. Остальные 48% не смогли выбрать один из двух вариантов: такая доля неопределившихся стала максимальной среди всех стран.

Для сравнения: самые большие доли ответов об удвоенном бонусе зафиксированы в Швеции так проголосовали 75% респондентов, в Нидерландах 59%, Японии 56%, Германии 55%, Великобритании 54%.

На этом фоне становится понятно, что в текущих условиях ключевым трендом спроса остается рационализация покупок. И хотя потребители настроены оптимистично, в долгосрочной перспективе предполагая тратить чуть больше средств при улучшении экономической ситуации, в поведении домохозяйств начинает доминировать мотив предосторожности, когда закрываются вклады, а наличные деньги хранят дома или покупают недвижимость либо автотранспортные средства. Этот фактор, однако может сдерживать динамику потребительского спроса.

В свою очередь, снижение склонности к сбережениям может его поддержать, правда, одновременно с усилением проинфляционных рисков (за счет увеличения доли наиболее ликвидной части накоплений граждан в виде средств на текущих счетах и краткосрочных депозитах, которая может быть быстро конвертирована в увеличение текущего потребления и соответственно рост цен — прим. авт.).

Если в первом квартале-2022 доля денежных доходов, направляемых россиянами на банковские вклады, сократилась на 9,5%, а наличных на руках выросла на 3,3%, то в январе-марте текущего года знаки поменялись — плюс 0,4% и минус 2,0% соответственно.

Вместе с тем спрос на долгосрочные банковские вложения продолжает падать. Тенденция наметилась еще в пандемию: согласно данным ЦБ РФ, с тех пор доля долгосрочных вкладов в розничных пассивах кредитных организаций сократилась вдвое — с 40,5% в начале 2020 года до 21,6% на 1 января 2023-го. При этом в 2022 году объем таких вложений россиян сократился на 30,4% или на 3,45 трлн рублей. В основном за счет валютных депозитов (минус 62,4% в рублевом выражении, до 1,18 трлн рублей). Рублевые просели гораздо меньше, но тоже весьма ощутимо — на 24,3%, до 6,74 трлн рублей. И дело здесь, видимо, не только в низких ставках по длинным депозитам — максимальная процентная ставка 10-ти крупнейших банков по вкладам физлиц с февраля-2023 держится чуть выше 7,6% годовых, что явно не покрывает роста потребительских цен на треке более года. Опасения россиян по поводу устойчивости экономической динамики по-прежнему высоки.

Между тем они же приводят к повышению спроса на банковские займы. В целом кредиты физлицам, по данным ЦБ РФ, выросли за март на 1,8% м/м после 1,0% м/м в феврале и 0,5% м/м в январе. Бенефициаром ожидаемо стала ипотека, темпы прироста которой ускорились до 2,1% м/м с 1,5% м/м в феврале, что в целом соответствует среднемесячным темпам за 2021 год (+2,3% м/м). Выдачи рыночной ипотеки выросли на 30% (предварительно до 277 млрд рублей в марте с 213 млрд рублей в феврале), а льготной — на 40% (до 293 млрд рублей с 209 млрд).

При этом в обзоре ЦБ РФ тенденций кредитования обращается внимание на резкое увеличение сроков жилищных кредитов до максимально допустимых 30-ти лет. За 2022 год доля длинной ипотеки удвоилась — если в четвертом квартале-2022 на такие ссуды приходилось 20% выдач, то в октябре-декабре 2023 года уже 40%. Кроме того, в четвертом квартале прошлого года около 41% новой ипотеки было выдано клиентам, которым к моменту расплаты с банками будет больше 65 лет, то есть они уже выйдут на пенсию или будут близки к этому. Годом ранее на таких заемщиков приходилось менее четверти (24%) ипотечных выдач. Аналитики Банка России подчеркивают, что сочетание этих двух факторов — длинных сроков кредитования и возраста основной когорты заемщиков — несет риски, прежде всего, усиления долговой нагрузки граждан.

Перспективу этого нельзя исключить и в связи с ускорением до докризисного уровня необеспеченного потребительского кредитования. В марте, после умеренного роста в январе-феврале (+0,5%), его темпы выросли до 1,4% м/м, что в целом соответствует среднемесячному приросту-2021 (+1,5%) и, несомненно, связано не только с некоторым смягчением требований банков к качеству заемщиков, а, прежде всего, с ростом покупательской активности. Обслуживание кредитов, тем не менее, как показывает опыт, может впоследствии значимо сократить расходы населения на текущее потребление.

Расширение спроса домохозяйств может оказать ощутимую поддержку росту-2023. Ожидания на этот счет, однако, должны учитывать сдерживающие обстоятельства. Оценки экспертов (и даже отчасти ЦБ РФ) по динамике реальных зарплат, реальных располагаемых доходов населения и торговой розницы как минимум в полтора раза ниже, чем у Минэкономразвития. Просматриваются сдержки и на стороне предложения. Апрельский PMI для сферы услуг РФ (по версии S&P Global) сократился с 58,1 до 55,9 пункта, PMI в обработке — с 53,2 до 52,6 пункта. С этим корреспондирует и снижение с 28% до 25,6% индекса ожиданий выпуска на трехмесячном треке (рассчитывается Росстатом на основе баланса позитивных и негативных ответов руководителей предприятий в обрабатывающей промышленности). С учетом определенной искусственности спроса на ипотеку за счет льготных программ и очевидного тренда к рационализации потребительского поведения для выхода на прогнозируемые темпы роста ВВП в текущем году регуляторам, скорее всего, придется приложить больше усилий к стимулированию инвестиционного спроса.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net