Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
15.03.2006 | Николай Пахомов
В НИГЕРИИ ДЕЛЯТ НЕФТЬ И «УКРЕПЛЯЮТ» ДЕМОКРАТИЮ
На первый взгляд, причины постоянного роста цен на нефть на мировых рынках достаточно очевидны. Это перманентное увеличение спроса со стороны лидеров развивающегося мира, в особенности Китая и Индии, продолжающаяся война в Ираке, а также слухи по поводу вариантов развития кризиса вокруг иранской атомной программы. Однако есть ещё один фактор, заставляющий нефтяные цены ползти вверх. Речь идёт о неспокойной ситуации в Нигерии.
Начиная с момента обретения независимости от Великобритании, политическая обстановка в самой населённой стране Африки никогда не отличалась стабильностью. Конфликтов всегда было более чем достаточно: воевали друг с другом разные племена, да и противоречия между христианами и мусульманами часто приводили к вспышкам насилия.
Даже диктатура военных, существовавшая практически всё время независимости Нигерии, не обеспечивала стабильного развития и порядка в большой стране. Со временем к вышеназванным поводам для конфликта добавился ещё один – стремление контролировать нефтяной экспорт.
Богатые нигерийские месторождения расположены в дельте Нигера, где проживает многочисленное и достаточно воинственное племя иджо, вожди которого заявляют, что им должна доставаться большая часть нефтяных прибылей. Главные противники этого – влиятельные военные, для которых незаконная добыча и продажа нефти собственными силами уже давно стала прибыльным бизнесом.
Сегодня идёт фактически полномасштабная война между правительственными частями и Движением за освобождение дельты Нигера. Причём действия армии и полиции отличаются жестокостью – для устрашения сжигаются целые деревни иджо. Наибольшие убытки из-за этого несёт транснациональная компания «Роял Датч Шелл», которой принадлежит большая часть здешнего нефтяного бизнеса.
Повстанцы атакуют нефтепроводы и танкеры, захватывают в заложники сотрудников компании. Только с начала этого года акты саботажа и нападения на двадцать процентов снизили поставки нигерийской нефти. При этом не следует забывать, что Нигерия входит в десятку крупнейших поставщиков нефти на мировые рынки.
По всей видимости, сейчас среди нигерийской правящей элиты сложился консенсус по поводу того, что проблему с повстанцами иджо необходимо решить принципиально. Уничтожить их не получается, поэтому планируются некоторые уступки, способные решить при этом и другую, не менее важную для будущего страны задачу.
Дело в том, что по действующей нигерийской конституции президент может находиться у власти лишь в течение двух сроков. Романтически настроенные активисты гражданского общества и иностранные эксперты уже предвкушали грядущую демонстрацию силы нигерийской демократии: всё-таки впервые в истории страны в следующем году власть должна была перейти от одного демократически избранного президента к другому.
Однако все эти мечты растаяли, когда стало известно, что нынешнему президенту Олусегуну Обасанджо, второй срок которого подходит к концу, понравилось управлять страной. Недолго думая, он созвал конституционное совещание, призванное уточнить, как продлевают президентские сроки в подлинных демократиях. Варианта пока рассматривается два: либо возможность третьего срока, либо написание новой конституции, принятие которой обнулит предыдущие два срока.
Чтобы прослыть ещё большим демократом и заручиться поддержкой воинственных иджо, нигерийский президент предложил повысить их процент с нефтяных прибылей с нынешних 13 до 25 процентов. Однако, как известно, любая инициатива наказуема. Как только было объявлено о грядущих уступках, с протестом (для убедительности сопровождаемым пальбой в воздух и нападениями на христиан и правительственные силы) выступили мусульманские племена севера страны.
Теперь, похоже, общенациональный консенсус в Нигерии стал ещё менее вероятен. Зато нефтяные спекулянты и страны-поставщики топлива на мировые рынки могут быть спокойны. Если вдруг прекратится война в Ираке, а Иран откажется от своей атомной программы, цены на нефть резко не снизятся. Очень уж многим в Нигерии хочется нажиться на нефтяном богатстве страны.
Комментарии
Экспертиза
