Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.11.2019 | Политком.RU
Регулирование проведения публичных акций: ограничение полномочий регионов
Конституционный суд РФ (КС) вынес постановление о запрете региональным властям произвольно ограничивать места проведения уличных акций. При этом основанием для запрета публичных мероприятий также не могут быть помехи работе транспорта или каких-либо организаций. Решение суда направлено на снижение региональной инициативы в принятии законов, вводящих дополнительные требования при проведении публичных мероприятий.
Постановление КС РФ вынесено по делу о проверке конституционности нескольких пунктов регионального закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми». Основанием стали жалобы двух жителей, которым запретили провести уличные акции в Сыктывкаре. Оспаривались пункты закона, запрещающие массовые мероприятия в радиусе 50 метров от входа в здания, которые занимают органы власти, а также на Стефановской площади. Одна из жалоб связана с запретом проведения на Стефановской площади заупокойного молебна в память жертв «Большого террора» 1937-1938 годов, другая – с отказом в проведении митинга протеста у мэрии против плохой работы общественного транспорта. Обе акции отказались согласовывать в соответствии с региональным законодательством.
Рассмотрев жалобы жителей Коми, Конституционный суд РФ вынес вердикт, что оспариваемые положения регионального закона действительно не соответствуют Конституции РФ, а введение подобных запретов выходит за рамки полномочий властей регионов России. В постановлении КС отмечается, что федеральное законодательство, регулирующее проведение собраний и иных мирных акций, не наделяет власти регионов правом введения «абстрактных запретов, имеющих первичный нормообразующий характер». Государственному совету Республики Коми предписано внести изменения в регулирующий проведение публичных акций закон, местным властям запрещено отказывать в заявках на проведение мероприятий на Стефановской площади без объяснения конкретных причин. Признание не соответствующими Конституции положений принятого в Коми закона является основанием для отмены аналогичных норм, установленных законодательством других регионов.
Пункт, позволивший регионам вводить дополнительные ограничения, в федеральном законе о митингах появился в 2012 году на фоне проведения многочисленных акций протеста, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года. Значительная часть регионов не преминула воспользоваться появившейся возможностью и ввести дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий. По данным проекта «ОВД-инфо», эксперты которого проанализировали региональные законы о митингах, по состоянию на 2018 год собираться у образовательных учреждений запрещено в 64 субъектах, у медицинских организаций – в 63, органы власти на четвертом месте (запрет действует в 50 регионах). При этом местные власти часто злоупотребляли подобными ограничениями. Так, в случае Сыктывкара, которому свойственна очень плотная застройка, введенные ограничения вообще исключили возможность проведения массовых мероприятий в центральной части города.
Постановление Конституционного суда РФ направлено на ограничение региональной инициативы в части самостоятельного введения формальных ограничений на проведение массовых мероприятий. Подобные меры изначально вводились регионами для снижения активности оппозиции – появилась законодательная возможность запретить большую часть митингов и других акций протеста, сославшись на формальности. Сейчас федеральные власти демонстрируют, что противодействие оппозиции – дело федеральное, а регионы ведут себя недостаточно гибко, тем самым лишний раз вызывая раздражение общества. Более того, введение законодательных ограничений мешает проводить мероприятия и сторонникам власти в случае такой необходимости. Приоритетным способом снизить активность общественников в регионе и отказать в проведении неугодных мероприятий станет ссылка на федеральное законодательство, которое позволяет не согласовывать проведение акций по ряду причин или давать формальные отписки.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.