Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.10.2017 | Татьяна Становая
Ксения Собчак: старт кампании
24 октября Ксения Собчак провела свою первую пресс-конференцию, на которой рассказала о предстоящей избирательной кампании. Была также представлена команда, которой предстоит заниматься выборами и программой Собчак. Главой предвыборного штаба, в частности, стал Игорь Малашенко, политическим консультантом назначен Станислав Белковский.
Судя по всему, свою избирательную кампании Ксения Собчак начала без особой подготовки: и команда, и позиции прорабатывались буквально по ходу развития событий. Так, предложение Игорю Малашенко возглавить предвыборный штаб Собчак поступило лишь за пару часов до ее пресс-конференции. Малашенко – знаковая фигура для российского медиа-рынка. Он был у истоков постсоветского телевидения в России, возглавив 1992 году РГТРК «Останкино». В 1996 году занимался информационной кампанией Бориса Ельцина. Являлся одним из создателей и руководителей НТВ, когда владельцем телеканала был Владимир Гусинский. Руководил также каналом RTVi.
Спонтанность в принятии решений, связанных с кампанией, может сама по себе продуцировать разного рода конфликты и скандалы в будущем. Показательно, что сам Малашенко, отвечая на вопросы журналиста РБК, заявил, что не согласен с Собчак по поводу выбора стратегии кампании – позиционирования себя в качестве кандидата «против всех». Он подчеркнул, что не сумел ее переубедить, но дискуссия будет продолжена. Выдвижение как кандидата «против всех» - базовая установка Собчак, а значит уже изначально закладываются разногласия в основании ее кампании.
Показательно также, что с рядом знаковых фигур в своем штабе Собчак познакомилась лишь в преддверии страта кампании. Получивший онлайн-направление политконсультант Виталий Шкляров (работал на выборах в США (в кампании Берни Сандерса) и Германии (консультировал штаб Ангелы Меркель), а на муниципальных выборах в Москве - с командой Дмитрия Гудкова) признался «Коммерсанту», что не был знаком с Собчак лично. Политтехнолог Алексей Ситников сказал, что познакомился с Ксенией Собчак неделю назад. Пригласили его, как он полагает, потому, что у него есть опыт работы с «оппозиционными кампаниями в полусотне стран по всему миру»: «Ксении нужен был человек, понятный миру своими проектами. Важно, чтобы он не был связан с Кремлем». Характер управления предвыборным проектом больше похоже на электоральное предприятие, которое выстраивается не столько вокруг имени самой Собчак, сколько вокруг пока сырого медийно-электорального «старт-апа». В этом контексте и борьба по большей части пойдет не за голоса в пользу Собчак, а за консолидацию либеральной интеллигенции вокруг антиконсервативного проекта.
Еще одна проблема – отсутствие предвыборной программы. Сама Собчак изначально говорила, что идет на выборы без программы, фокусируясь больше на критике текущего политического курса. Однако в итоге программа все же будет написана, но по итогам дискуссий, к которым, как оказалось, будут привлекаться эксперты, не получившие никаких приглашений. Так, сама Собчак, в частности назвала фамилии известных, критично настроенных в отношении режима, экономистов – Владислава Иноземцева и Андрея Мовчана. Однако последние отнеслись к этому с иронией (хотя и не опровергли вероятного участия). При этом Станислав Белковский позднее заявил, что Собчак будет избегать персональной критики Владимира Путина, хотя ее программа останется антипутинской.
Все это в большей степени похоже не на подготовку избирательной кампании, а на создание медийного продукта, где главное место будет нацелено на формирование повестки и публичные дискуссии. В этом контексте электоральный смысл капании оказывается вторичным: сама Собчак признает, что задачи выиграть выборы не ставится. По данным же «Левада-центра», лишь 9% опрошенных допускают теоретическую возможность голосования за Собчак, 90% не готовы к этому. Электоральный рейтинг Собчак составляет пока менее 1%. Оппозиционер Алексей Навальный вышел на третье место (1,8%), обогнав лидера КПРФ Геннадия Зюганова (1,7%) и уступая только лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому (3%) и Путину (53% от всех опрошенных). Гендиректор «Левада-центра» Лев Гудков заявил «Ведомостям», что «максимально» Собчак «может рассчитывать на поддержку, которой пользовался Прохоров» - 8% по итогам президентских выборов в 2012 году. Он также отметил, что успеху Собчак может содействовать ставка на обсуждение проблем, о которых замалчивает власть. Поиск поддержки протестного электората, однако, потребует обращения к социальной проблематике.
Судя по всему, ставка будет делаться на молодежь и городской предпринимательский слой, говорил «Ведомостям» политтехнолог Виталий Шкляров, который в штабе Собчак будет отвечать за PR. При этом ее важным ресурсом является высокий процент узнаваемости, а также уровень информированности электората о выдвижении – 62%.
Кампания как медийный, а не электоральный процесс будет строиться и вокруг привлечения значимых для либеральной аудитории персонажей. Так, за сферу законодательства и госстроительства будет отвечать Елена Лукьянова – авторитетный специалист в области конституционного права. Тема ВИЧ поручена известному журналисту, признавшемуся в свое время в своей нетрадиционной ориентации – Антону Красовскому. Политконсультантом стал политолог и ведущий телеканала «Дождь» Станислав Белковский, который в последние годы значительно сблизился с оппозиционным лагерем, хотя так и не стал для него полностью «своим».
В то же время сама уже стартовавшая кампания Собчак показывает, что она все же попытается сохранить некоторую долю внесистемности, что само по себе будет провоцировать нарастание конкуренции между системным и внесистемными полями. Во-первых, это касается дискуссии о законности присоединения Крыма. На пресс-конференции Собчак обозначила позицию: «С точки зрения международного права, Крым — украинский», — заявила она. «Мы нарушили наше слово, мы нарушили Будапештский меморандум 1994 года. Мы дали обещание, и мы это обещание не выполнили», — добавила она.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на ответил, что заявление Собчак «неправильное по сути и по форме и с точки зрения международного права». «Де-юре и де-факто Крым является неотъемлемой частью Российской Федерации», — добавил он, заметив, что вопрос «суверенной принадлежности Крыма не подлежит обсуждению никак и ни с кем». Таким образом, впервые с момента крымских событий в федеральной повестке появилась тема законности действий России. Заявление Собчак сразу стало поводом для обсуждения темы о ее уголовном преследовании. По антиэкстремистскому законодательству, значительно ужесточенному в последние годы, постановка вопроса о статусе территорий может быть основанием для уголовного преступления (примерами уже были случаи заведения уголовных дел в отношении организаторов маршей за федерализацию Сибири или Кубани).
При этом ряд экспертов указывают на то, что Кремлю сейчас выгодна канализация протестных настроений именно в либеральной среде, тем более, что крымская позиция Собчак скорее будет играть роль своего рода страховки от роста ее рейтинга, ведь подавляющая часть россиян выступает с позиций «Крым наш». Однако на первый план сейчас выходит уже не вопрос о том, чей Крым, а о том, какова цена его сохранения. Собчак была вынуждена уточнить свою позицию, отметив, что для разрешения нынешнего геополитического кризиса требуется повторное проведение референдума в Крыму при обеспечении состязательности разных позиций. Она не предлагает вернуть полуостров, но запускает дискуссию о «стоимости» этого «завоевания». И если позиция Кремля заключается в том, что Крым, условно «бесценен», то запущенная Собчак дискуссия делает картину более сложной, демонстрируя, что легитимация Крыма потребует высокой платы и со страны, и с его населения. Подобный разворот, даже с учетом его относительной безопасности для власти создает потенциальные риски в будущем.
Обращает на себя внимание еще один возможный «побочный эффект» от выдвижения Собчак. Кремль, который очевидно дал на это санкцию, рассчитывал на создание медийной интриги, введение в кампанию элементов политического шоу, своего рода развлекательного сюжета, который привлек бы внимание избирателей к кампании, а также оттенил на фоне всего этого Владимира Путина, чей образ на фоне остальных выглядел бы еще более «государственническим», «тяжеловесным». Развлекательности кампании должно было способствовать и подключение к ней известных деятелей шоу-бизнеса Ивана Урганта и Максима Галкина, сделавших пародии на первый предвыборный ролик Собчак. Однако выстроить в таком комичном, несерьезном ключе все системное поле вряд ли удастся, прежде всего, из-за настороженной реакции на происходящее со стороны системных политических сил. Выдвижение Собчак критично оценили не только лидеры парламентских сил, но и спикер СФ Валентина Матвиенко, которая не исключила восстановления графы «против всех» как своеобразный ответ на кампанию Собчак. Таким образом, развлекательная кампания неизбежно сопровождается и более серьёзными, концептуальными дискуссиями, которые власти будет трудно игнорировать.
Собчак планирует открыть штабы во всех крупных городах страны, а также посетить все города-миллионники, заявила она на пресс-конференции. По ее словам, она «знает Россию», так как «15 лет не выходит из самолета» и «собирает полные залы» на своих выступлениях, писал «Коммерсант». «У нас 30% спящего электората. Моя задача — разбудить их. Моя узнаваемость 95%, и я смогу сделать так, чтобы мне поверили даже при наличии отрицательного рейтинга», — уверена она. Это тоже закладывает свою интригу: Кремль, стремясь поднять интерес избирателя к выборам и используя в качестве политического «аларма» Ксению Собчак, может столкнуться с иным эффектом – ростом интереса к политической сфере в тех слоях, которые отличаются более развитым правовым сознанием и гражданской позицией. Даже если Собчак не удастся завоевать их симпатий, политизация модернистски настроенных граждан станет фактором внутриполитической жизни страны.
Общая логика избирательной кампании Собчак будет толкать ее к тому, что изначальная стратегия «против всех» в итоге будет пересмотрена, приобретая очертания самостоятельного идеологически проработанного проекта. Это касается внешней политики (признание незаконности присоединения Крыма), консервативного тренда (требование освободить политических заключенных), авторитарных тенденций (борьба за свободу слова, либерализацию политической сферы, равные права для оппозиции). В этом контексте время будет работать на политическое утяжеление проекта: изначальная авантюра может постепенно превращаться в более солидное коллективное действие, где Собчак отводится лишь одна из ролей. «Коллективизация» кампании Собчак также может стать одним из недооценённых рисков для Кремля. В этом смысле кампания остается не до конца предсказуемой и для российской власти, которая, несмотря на свою санкцию, не будет иметь прямого контроля над ходом развития событий.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.