Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.05.2017 | Алексей Токарев

Восьмое против девятого: борьба исторических традиций на Украине

9 маяЕщё в 2008 году население страны относилось консолидировано к 9 мая. В 2017 году праздник является поводом для столкновений. Каковы глубинные причины существования нескольких частей украинского общества, искренне ненавидящих друг друга?

7 мая 1945 года во французском Реймсе советский генерал Иван Суслопаров подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Телеграмму Ставки о категорическом запрете подписывать он получил уже после. Каноническое для советской историографии подписание акта маршалом Победы Жуковым и генерал-фельдмаршалом Кейтелем в берлинском Карлхорсте состоялось позже. Капитуляция вступала в силу 8 мая в 23:01. С учётом разницы в немецком, центрально-европейском и московском времени календарь определил день Победы над Германией Европе отмечать 8-го, а Советскому Союзу 9 мая.

Советская историографическая традиция считала акт в Реймсе предварительным. Западная, напротив, воспринимала как основной. С учётом реальности несопоставимых потерь войск союзников и Красной армии, разницы в названиях – Вторая мировая vs. Великая Отечественная (строго говоря, вторая является частью первой) – и восприятия западным сознанием восточного фронта как лишь одного из 5 театров военных действий наряду, например, с африканским и тихоокеанским, отношение ко дню Победы над Германией в Европе является в целом спокойным. Это день скорби, возложения венков к могилам неизвестного солдата и памяти обо всех погибших. 8 мая в Европе скорее схоже с 22 июня у нас.

Украина является, вероятно, самой значительной постимперской страной на пространстве бывшего СССР. Её историческая традиция в современных границах едва набирает 60 лет: Крым был передан в 1954 году, Севастополь в 1978, Львов стал украинским лишь в 1939 году, Закарпатская область – в 1945. Последователи Р. Шухевича и С. Бандеры сражались во Второй мировой войне против Советского Союза – за независимость, пытаясь создать государство под протекторатом нацистской Германии. Сотканная из остатков различных империй территория, объединённая вокруг многовекового центра государственности в Киеве, была обречена на борьбу исторических традиций. Связанные с разными регионами постсоветские элиты, приходившие к власти, попросту использовали эту борьбу и принципиально различные паттерны массового сознания в своих целях.

Дрейф части украинцев в сторону антисоветской исторической традиции начался не вчера. После распада СССР, до поры удерживаемое (и истребляемое) Комитетом госбезопасности националистическое подполье стало легализовываться. В России по улицам ходили зигующие скинхеды, для которых цифры 14/88 были вполне понятными символами, на западной Украине переименовывали улицы, ставили памятники борцам за независимость и коллаборантам, обучая новых боевиков в военнизированных лагерях. Украина оказалась страной, где в одних приграничных регионах стояли памятники жертвам коммунизма и Степану Бандере, в другом – жертвам бандеровцев (в этом смысле мы оказались похожи: от лубянского памятного камня жертвам политических репрессий до бюста Сталину у мавзолея).

Нынешняя украинская власть воюет с советским наследием так же, как с ним боролся Виктор Ющенко, пытаясь примирить ветеранов Красной Армии и бойцов УПА. В 2008 году согласно опросу Центра Разумкова, День Победы был праздником для абсолютного большинства украинцев. Региональная специфика наблюдалась в отношении к статусу праздника: если на юге, востоке и в центре страны от 70 до 77 % считали его «действительно великим праздником», на западе – лишь 30 % (ещё 42 % назвали его «обычным праздником» – таким же, как другие).

Уже при Викторе Януковиче на 9 мая в западных областях националисты устраивали провокации, а суды запрещали проведение праздничных мероприятий. Президент Ющенко присваивал звания героев Украины Бандере и Шухевичу, президент Янукович этот указ отменял через суд. Президент Янукович продавливал установление Знамени Победы в качестве официального символа, облсоветы на западной Украине его использование запрещали.

Нынешний выбор украинских властей 8 мая вместо 9-го – очередной перекат маятника в крайнее положение. Во-первых, тренд на декоммунизацию и десоветизацию многим постсоциалистическим странам помогал в национальном строительстве (на Украине образ «России-агрессора» дополняется «тоталитарным коммунистическим наследием СССР»). Во-вторых, в рамках курса на европеизацию и разрыв связей с Россией вполне логичным видится движение на запад и в символическом смысле, особенно в отношении важнейшего для россиян праздника. В-третьих, значительный феномен, который я мог бы назвать «украинство без исключения советского нарратива», крайне мало изучен российскими специалистами. Памятник маленькому Володе Ленину в Харькове, раскрашенный цветами украинской национальной одежды, памятные стелы с советскими гербами, поверх которых нанесена жёлто-голубая краска, граффити капитана Титаренко из снятого на студии Довженко культового кино – на фоне украинского флага, тотальная декоммунизация на законодательном уровне при сохранении порядка и реставрации парков Победы и памятников героям Великой Отечественной, ношение советских медалей на кителе, рядом с которыми прикреплен красный мак и ленточка национального флага и т.д. В рамках этого тренда часть современной Украины в восточных регионах пытается нащупать собственный нарратив не на тотальном отрицании советского, а на вписывании его в национальный украинский контекст.

Власти, конечно, действуют более жёстко. «Бессмертный полк» называется тотально пророссийской и даже прокремлёвской акцией. Слово «ветераны» употребляется преимущественно к участникам АТО (в России, замечу, подобный феномен не сложился: ветеранами называют солдат 1941-1945 годов, а не участников Афганской или Чеченских кампаний). Территория вокруг киевского мемориала славы 9 мая напоминала окрестности стадиона, которому предстоит дерби принципиальных соперников. Националисты всё же не провели акцию «смертный полк», но включили песню, посвящённую украинскому нацистскому батальону «Нахтигаль».

С советским наследием борются, частично копируя то ли советскую же практику доносов, то ли западные проявления гражданской ответственности по пресечению того, что в национальном законодательстве считается правонарушениями и преступлениями. Орден Отечественной войны (самый массовый в СССР), изображённый на флаге, едва не обернулся сроком для его владельца в Измаиле. Граждане успели позвонить в полицию, которая провела с автолюбителем, разъезжавшим с «тоталитарной символикой» по городу, разъяснительную беседу. Когда бдительный гражданин увидел в Киеве георгиевскую ленту, скромно повязанную на руке человека с теми же правами, он подозвал полицейского. Тот же символ, прикреплённый поверх фото, которое несла участница «Бессмертного полка» в Мариуполе, вызвал какую-то до обиды школьную сцену:

- Гражданка, у кого, вы говорите, вы видели ленту?

- Вот, посмотрите, у неё, - показывает гражданка рукой.

- Нет у меня ничего!

- Это вы уже убрали. Но была же, была! Я видела.

8 мая пока не стало в стране официальным праздником. При этом в учебниках истории, официальных речах, общественном дискурсе в целом употребляется термин «Вторая мировая война» для описания событий Великой Отечественной. Европейский символ – красный мак – заменяет георгиевскую ленту. В городе-герое Туле с ней были все полицейские. В городе-герое Киеве с ним были все полицейские и армейские, обеспечивавшие порядок. Агрессивное отношение к ленточке связано во многом с тем, что её выбрали в качестве символа борющиеся против официального Киева участники военных формирований в ДНР и ЛНР. Власти непризнанных республик фактически слово в слово повторяют советские лозунги о борьбе с фашизмом и всячески отождествляют свою борьбу за независимость с Великой Отечественной войной, отображая отдельные инкарнации неонацизма (например, идеологию и символику бойцов АТО или украинских радикальных националистов) в качестве магистрального тренда всей Украины. Это совершенно не соответствует действительности, поскольку в Харькове, Днепре, Мариуполе, Одессе и других городах юго-востока тысячи украинских граждан участвовали в «Бессмертном полке».

В качестве реакции на столкновения участников акции с титушками и националистами мэр Днепра Борис Филатов пригрозил созданием аналога немецкого добровольческого корпуса «Фрайкор». После Первой мировой войны бойцы «Фрайкора» примкнули к НСДАП, ставившей целью уничтожение «расово неполноценных народов» и возрождение Германии. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.

Алексей Токарев - старший научный сотрудник Института международных исследований университета МГИМО, кандидат политических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net