Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.11.2016 | Игорь Бунин

Президентские выборы во Франции и победа Дональда Трампа

Франция, выборы20 и 27 ноября во Франции начинается избирательный марафон, который продлится до мая 2017г. В эти дни пройдут первый и второй туры открытых первичных выборов правоцентристской коалиции, на которых, как считают многие комментаторы и большинство французов, определится будущий президент Франции. Французский еженедельник «Пуэн» прямо написал: «Будущий французский президент будет избран 27 ноября». Этот вывод исходит из двух допущений, тщательно проверенных французскими социологами.

Во-первых, левый электорат распылен между несколькими кандидатами: Ж-П. Меланшоном (кандидатом «радикальной левой», по опросам получающий более 10% и даже опережающим официального кандидата соцпартии, будь то президент Франции Ф. Олланд или премьер-министр М.Вальс) и лидером «социал-либералов» Э. Макроном, широко использующим политтехнологические методы, пользующимся популярностью в центристском электорате и имеющим рейтинг от 12% до 14%.

Кроме того, внутри соцпартии разгорелся практически открытый конфликт между президентом и премьер-министром, и в ней существует левое течение «фрондеров» (возглавляемое бывшим министром Олланда А. Монтебуром), которое собирается на праймериз социалистов в январе 2017г. дать открытый бой руководству страны. Не считая того, что от экологов уже выдвинулся бывший руководитель «Гринпис» Ж. Жадо, а компартия подумывает о выдвижении своего кандидата. Французские социологи пишут о «балканизации» левого лагеря и отсутствии шансов на выход во второй тур.

Во-вторых, никто не сомневается, что Марин Ле Пен выйдет во второй тур: все опросы дают ей около 30% голосов. Вместе с тем социологи пишут, что она упрется в «стеклянный потолок» во втором туре: у партии мадам Ле Пен нет политических союзников, избиратели рассматривают её как внесистемную силу, неготовую к осуществлению власти. Её политика по «де-демонизации» Национального фронта существенно смягчила «экстремистский» образ партии, но пока не разрушила его полностью. Мажоритарные выборы в два тура и «республиканская дисциплина» французского электората ограничивают возможности победы крайне правых движений. Можно сказать, что в «стеклянном потолке» появились трещины, но до полного успеха еще очень далеко. Скорее всего, как и ФКП после второй мировой войны, НФ долгое время будет первой партией Франции, но не получит доступа к власти.

Отсюда такое внимание к ноябрьским праймериз. Из 13 кандидатов, подавших заявки на них, Высокий суд партии «Республиканцев» отобрал 7 претендентов, которые сумели пройти через сложную систему поручительства (Чтобы участвовать в праймериз, кандидат должен собрать поручительства 250 народных избранников различного уровня по крайней мере из 30 департаментов, в том числе не менее 20 депутатов, а также получить подписи не менее 2500 членов партии).

Лидером избирательной гонки с самого начала стал Ален Жюппе, самый старый участник (ему 70 лет), мэр г. Бордо, бывший премьер-министр во времена президентства Жака Ширака (1995-1997г.), государственный министр в годы президентства Н. Саркози, получивший сначала в 2010г пост министра обороны и ветеранов войны, а в 2011г. - портфель министра иностранных дел. Французская пресса называет Жюппе «мягким человеком с твердой кожей». Мэр Бордо выдвинул свою кандидатуру в августе 2014г. и в этом году возглавляет рейтинг кандидатов с результатом 44% опрошенных в январе 2016г., 38% в июне, 37% в сентябре, 41% в октябре, по данным социологического центра CEVIPOF, который проводит самые масштабные опросы (около 20 тыс. респондентов).

Жюппе пытается догнать бывший президент Франции Ф. Саркози (61 год). Ему не удалось избавиться от негативного отношения общественного мнения: 79% опрошенных не желают, чтобы Саркози вновь стал президентом Франции. Во французской прессе даже появился лозунг: «кто угодно, только не Саркози». По опросам CEVIPOF, он собирает около трети тех избирателей, которые заявили, что они «точно» придут голосовать на праймериз (32% в январе, 30% в июне, 33% в сентябре, 30% в октябре).

Другие кандидаты значительно отстают от лидеров: в октябре бывший премьер-министр Ф. Фийон набирал 12%, а Брюно Ле Мэр, бывший министр сельского хозяйства и соперник Саркози в борьбе за пост президента Республиканской партии в 2014г,.-11%. Все остальные кандидаты с трудом прошли через «естественный отбор» и, по опросам, имеют незначительную поддержку избирателей. Выборы 2017г для Жюппе, Саркози и Фийона (62 года) - фактически последняя попытка остаться в политике, ввиду их возраста и особенностей карьеры. В 2022г придет уже новое поколение политиков. В последнее время Фийон стал наращивать свой избирательный вес: некоторые опросы стали давать ему 15%, но, хотя во французской прессе начали поговаривать о »возможном сюрпризе», вряд ли за оставшееся время ему удастся догнать Саркози и, тем более, Жюппе.

Появившись первоначально как единственный кандидат, способный одержать победу над бывшим президентом, Жюппе постепенно превратился в средоточие тех избирателей, которые настроены против Саркози. Жюппе строит свою стратегию на неприятии Саркози. Он еще в 2015г. понимал, что его политическая судьба зависит от численности избирателей, пришедших на праймериз: «Если проголосуют 500 тыс. человек, то у Саркози есть шансы на победу. Если придет 3 миллиона, то, скорее всего, я выиграю». Судя по опросам, пристальному вниманию телезрителей к дебатам, полным залам во время выступления основных кандидатов, явка на праймериз будет относительно высокой - не менее 6-7% избирателей, то есть даже больше, чем 3 миллиона. Потому Жюппе обращается ко всем французам, готовым подписать документ о своей поддержке идеи смены власти и ценностей правых и центра и прийти на открытые для всех первичные выборы. «И если есть те, кто разочаровался в Олланда, то мы приглашаем и их».

За мэра Бордо, по октябрьским данным, собираются голосовать 70% центристских избирателей и 71% сторонников левых партий, желающих преградить дорогу Саркози. Напротив, избиратели Республиканской партии выбирают в большей мере бывшего президента - за него предполагают голосовать 42% опрошенных, а за Жюппе - 34%, хотя разрыв и сокращается - месяц назад соотношение было 47% на 28%. Мэр Бордо также отстает от Н. Саркози и в электорате НФ - 34% к 24%. Иначе говоря, если Жюппе делает ставку на избирателей-центристов, то Саркози надеется вернуть хоть часть электората НФ. Обоим кандидатам удалось закрепить свой электорат: 90% избирателей Жюппе и 88% Саркози полностью уверены в своем выборе.

Голосование за Саркози носит в большей мере идеологический характер: 62% поддерживают его программу и его лично, у 27% две цели -поддержка самого кандидата и стремление остановить его конкурентов, и лишь 11% голосуют за него, чтобы преградить путь другому кандидату. Иная мотивация у избирателей Жюппе: для 21% самое главное - не допустить Саркози к власти, 40% совмещают этот мотив с поддержкой позиции кандидата и лишь для 39% единственным смыслом голосования за мэра Бордо является его программа.

Иначе говоря, происходит консолидация виртуальной коалиции, направленной против Саркози. И важную роль в этой коалиции играют так называемые «избиратели-стратеги», чаще всего достаточно образованные и разбирающиеся в политике, которые делают свой выбор не на основании своей принадлежности к той или иной субкультуре, а абсолютно рационально, строя собственную избирательную стратегию. Многие левые избиратели не хотят выбирать между мадам Ле Пен и Саркози, «между чумой и холерой», и голосование за Жюппе с его более центристским подходом к социуму кажется им «приемлемым выходом». По данным SEVIPOF, стратегия Жюппе приносит успех: во втором туре за него собираются голосовать 60% избирателей, а за Саркози - 40% (больше половины сторонников других кандидатов поддержат мэра Бордо, а Саркози - менее трети). Другие институты общественного мнения (например, ODOXE) в последнюю неделю отметили значительное падение рейтинга Жюппе (на 7 пунктов), но он все равно остается лидером, набирающим в первом туре 36% голосов и опережающим Саркози на 10 пунктов, а Фийона - на 16%.

Французские социологи уверены, что они не повторят ошибок американской социологии, совершенной во время президентских выборов, которая фактически не заметила «скрытых избирателей». Во-первых, во Франции широко используются не только телефонные опросы, но и «уличные». Во-вторых, после недооценки голосования за Ж-М. Ле Пена в 2002 году французские социологи научились учитывать так называемое «стыдливое голосование». Как заявил Э. Ривьер, генеральный директор СОФРЕС, крупного института общественного мнения, «существование неосязаемого электората, который может изменить результат, кажется весьма гипотетическим, и наверно, его можно полностью исключить».

Вместе с тем французские социологи и политологи более осторожно подходят к голосованию на первичных выборах, ибо состав избирательного корпуса недостаточно ясен и может в любой момент изменится. Как известно, Саркози пока опережает Жюппе в электорате Республиканской партии. Сейчас 20% её избирателей собираются прийти на праймериз, но конечный результат зависит от того, как поступят остальные сторонники РП. Кроме того, избрание Дональда Трампа может в определенной мере повлиять на выбор некой части избирателей. Ж. Фуркэ, директор исследований общественного мнения IFOP, ещё одного социологического института, заявил: «Победа Трампа символизирует то, что мы вошли в более нестабильную и более жесткую фазу общественного развития. Это может дать определенное преимущество кандидатам с другим психологическим профилем».

С точки зрения Олланда, избрание Трампа приведет к »поправению» французского электората, «введет допинг для экстремистов и популистов». Бывший премьер-министр Ж-П. Раффарен, поддерживающий Жюппе, заявил, что главная опасность для французов заключается в том, что мадам Ле Пен может победить во Франции». Подход Марин Ле Пен стал более легитимным благодаря победе Трампа, понятие приемлемого и допустимого в политике явно сместилось, прежде всего в области иммиграции. И этим воспользовалась не только мадам Ле Пен, но и политические лидеры правоцентристской коалиции, которые стали чаще применять антисистемную риторику, пытаясь максимально использовать популистскую волну.

Например, Саркози заявил: «Я являюсь кандидатом повседневной Франции, а не представителем элиты, у которой всё идет хорошо». Он иронизирует над «счастливчиками, которые не ездят в метро и знают жизнь в предместьях только по фотографиям». До недавних пор он отрицал любое сопоставление своей программы с идеями Трампа, считая их «явными перегибами» и выражал свое предпочтение Хилари Клинтон, но отныне его симпатии изменились. Победа Трампа вернула ему надежду: »Меня поддержат «скрытые избиратели».

Другой кандидат, Ле Мэр, выпускник Национальной школы администрации, знаменитой ЭНА, готовящей высшие кадры для государственного аппарата, обещает «взорвать старый режим, покончить с технократами». Наконец, Фийон предлагает лишить привилегий «высокомерную и неэффективную правящую касту». У всех появилась, как писала газета «Монд», «горячность трибунов, постоянно думающих о тяжкой жизни плебеев». Саркози мечтает управлять с помощью референдумов, а Ле Мэр вообще желал бы организовать референдум о »демократическом обновлении».

Один Жюппе призывает французов «не вступать на путь экстремизма и демагогии». Он продолжает оставаться кандидатом, призывающим примирить две Франции: «Францию предпринимателей и Францию победителей и другую Францию, страдающую, отодвинутую, ощущающую себе покинутой». «Моя цель и моя мечта - примирить эти две Франции с помощью диалога, слушая их, говоря им правду, а не впадая в популизм», - продолжал он. С его точки зрения, противопоставление народа и элиты есть «чистый идиотизм». «Мы нуждаемся в элите, она нас тянет наверх. и элита должна также слушать народ» Жюппе подчеркивает: «Истеблишмент поставлен под удар. Но когда я был на сцене вместе с моими конкурентами на первичных выборах, вокруг меня был сплошной истеблишмент. Большинство были министрами, иногда даже президентом Республики». Таким образом, Жюппе вновь пытается противопоставить рациональный подход популистской волне.

Пока весьма сомнительно, что популистская эмоция, которую пытается оседлать такой непопулярный политик, как Саркози, возьмет верх над рациональным выбором французов. Известный французский политолог Паскаль Перрино заявил, что в долгосрочном плане победой Трампа воспользуется, конечно, Марин Ле Пен, но его успех «не взорвет политическое равновесие во Франции».

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net