Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Пиар в России
30.03.2005 | Игорь Олейник
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ИМИДЖУ
Использование в рекламе и политическом пиаре гипногенных воздействий у нас стало не только заурядным, обыденным явлением. Более того, оно даже приобрело статус, так сказать, обязательного свидетельства профессионализма в работе с общественным мнением. С точки зрения технологий, лучшим объектом манипулирования сознанием является психоастеник - человек с вялым психологическим иммунитетом, деформированная психика которого предрасположена к полному или частичному зомбированию на базе некритичного восприятия информационных воздействий из внешней среды.
Доля такого электората в современной России выросла по сравнению с советским периодом, а ряды технологов по их психогенной обработке умножились. Так что давно пора перестать удивляться странным результатам некоторых федеральных и региональных выборов, в которых какая-то часть избирателей делает иррациональный выбор, явно противоречащий их собственным экономическим интересам. Каково психологическое здоровье нации - таково и качество законно избранных "экземпляров" выразителей народных чаяний: нечего на политическое зеркало пенять, коли электоральная рожа крива.
Малосостоятельная в личностно-психологическом плане публика, как мы видим, вполне может быть материалом для эффективной работы политпиаровцев. Но насколько продуктивна эта аудитория в качестве целевой, если стоит не задача краткосрочного манипулирования общественным мнением через спроектированный имидж, а задача создания долговременного потенциала репутации компании или личности?
Вряд ли Вам интересна Ваша хорошая репутация в глазах бомжей и прочих маргиналов. Репутационно значимая аудитория практически всегда существенно уже и социально элитарней аудитории, эффективной с точки зрения пиара. Хотя бы потому, что в маргинальной среде репутация нормального, конструктивно и цивилизованно ориентированного лидера (во всяком случае, живого, а не безвременно ушедшего из жизни) не может быть устойчиво хорошей более двух-трех лет.
Привлекательный имидж в глазах маргинальной аудитории можно создать быстро, - примеры тому дают нам стремительное становление в первые годы перестройки "МММ", "ХОПРА" и прочих "ТИБЕТов". А с репутацией дело обстоит совсем иначе. Хорошую репутацию можно потерять за короткое время, а вот быстренько создать ее (или, тем более, - купить) невозможно. Агрессивные воздействия на психику методом нейролингвистического программирования или прочими "двадцать пятыми кадрами" рано или поздно приведут к ухудшению, а не улучшению репутации заказчика.
Предположим, что маргинальная, подверженная программированию, аудитория вдруг стала "западать" на репутацию какого-то бизнесмена. Подобная ситуация в 1995-96 годах была с Владимиром Брынцаловым, весьма эффективно раскрутившим за счет госбюджета торговую марку "Феррейн" (в этом был стратегический смысл его участия в президентской предвыборной кампании). Этот новаторский ход технологов Брынцалова оказался весьма рентабельным, в отличие от вторичной попытки Умара Джабраилова, попытавшегося раскрутить в 2000 году торговую марку "Президент", которая так и не стала брендом. История, как известно, обычно повторяется в виде фарса.
Проектируя репутационные комбинации, нужно помнить о том, что немаргинальная аудитория, как правило, автоматически не приемлет тех, кто вызывает симпатии маргиналов. И эта негативная репутационная оценка будет гораздо устойчивее, чем прилив энтузиазма у подвыпившей публики.
Можно на какое-то ограниченное время создать для некомпетентной аудитории хороший имидж некачественному товару - для пиаровцев это дело техники и инвестиций. Но ведь скоро потребитель вынужден будет убедиться в низких потребительских свойствах подсунутого ему товара и составит соответствующее низкое мнение о репутации производителя. Обманутый потребитель будет даже более агрессивен в своей оценке и занизит ее по сравнению с "объективным" уровнем, потому что у него возникает психологическая потребность компенсировать свое унижение от того, что им проманипулировали как "последним лохом". В результате эффективная пиар-акция обернется потерями для репутации.
Подходы пиара и репутационного менеджмента к проблемам заказчика сплошь и рядом не совпадают. Поставьте одну и ту же задачу перед пиаровцем и репутационным менеджером - и Вы, как правило, услышите прямо противоположные, несовместимые, исключающие друг друга предложения по ключевым мероприятиям.
Кстати, само название "пиаровские технологии" неточно, конъюнктурно и мифологично. Этот "новоязный" термин просто удобен для простраивания имиджа "наперсточников", вытягивающих деньги из инвесторов. Дескать, у нас есть абсолютно надежная и работающая, как часы, технологическая схема получения высококачественного конечного продукта из почти любого исходного сырья. Конечно, можно говорить о технологиях на вспомогательных направлениях пиара (например, о технологиях блокирования фальсификации результатов выборов). Но основному направлению - продвижению позитивной репутации - индустриальный подход не поможет, потому что потребитель предпочитает не "массовый товар", не "штамповку", а личность, индивидуальность.
Если вдуматься, то термин "репутационые технологии" звучит так же странно и эпатажно, как термин "театральные технологии". Вы можете представить себе, что выдающийся режиссер всерьез говорил бы о поточной индустрии постановки спектаклей-шедевров? А тысячи так называемых пиарщиков заумными словами про "самые современные технологии" набивают себе цену на ярмарке тщеславия десятков тысяч людей, не имеющих ни социальной ответственности, ни способностей к публичной деятельности. Приговаривая при этом про себя: "Ты дурак - с тебя дороже!"
В принципе такое поведение продиктовано в немалой степени экономической целесообразностью. Ведь существенное превышение качества исполнения заказа над качеством культуры заказчика, вообще-то избыточно - все равно заказчик его не заметит и не оценит. При низком уровне культуры заказчика пиаровских акций в стане исполнителей будет править бал халтура, а специалисты с избыточно высокой квалификацией будут выглядеть в своем профессиональном сообществе "белыми воронами".
Процесс оздоровления среды исполнителей, избавление ее от надутых чванством халтурщиков может набрать силу только после повышения среднего уровня культуры заказчика. А стадия "доминирования халтуры" в российском пиаре закономерна и преходяща, как и период первоначального накопления капитала в эпоху "дикого капитализма".
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.