Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.11.2012 | Сергей Минасян
Армения в Евразийском союзе: миф или реальность?
12-13 ноября в Ереване состоялись двухдневные межпартийные консультации, посвященные обсуждению идее Евразийского Союза. В мероприятии приняли участие представители российской «Единой России», украинской «Партии регионов», казахстанской Народно-демократической партии «Нур Отан», а также политических партий Беларуси и Армении. Это событие подстегнуло внимание к одной из наиболее и в тоже самое время – наиболее активно муссируемых в последнее время вопросов в армянской прессе и заявлениях политиков – идеи о возможном присоединении Армении к Евразийскому Союзу. Речь идет о политико-экономическому объединении постсоветских государств, идея которого была выдвинута нынешним президентом России Владимиром Путиным осенью 2011 г.
Вполне естественно, что зависимости от политических пристрастий и политического позицирования армянских журналистов и политологов (как и время от времени присоединяющихся к ним отдельных армянских политиков) эта идея оценивается ими с кардинально отличающихся позиций. Для некоторых, все еще страдающих постсоветской ностальгией политиков и политических комментаторов, рассматривающих политическое и экономическое будущее Армении в рамках реанимированного СССР, данная ситуация видится подчеркнуто оптимистической. Для других же Евразийский Союз представляется неким страшным призраком, стоящим на пути участия Армении в различного рода проектах европейской (программы «Восточного Партнерства» и «Европейское соседства») и евроатлантической (натовская программа «Партнерство во имя мира» - PfP) интеграции.
Впрочем, как представляется, сколь неоправданны надежды одних, так и необоснованны опасения других. Именно в силу того, что обсуждения идут вокруг некоего предмета или идеи, которая спустя более год своего озвучивания так и не приобрела никакой конкретики. Более того, в силу своего «существования» почти исключительного только в медийном и информационном поле, эта идея, наверное, стала еще более призрачной и данные разговоры еще более запутывают тех, кто с надеждой или со страхом ждет начала практической реализации идеи Евразийского Союза.
Однако при этом зачастую забывается, что единственный раз, когда данная тематика всерьез обсуждалась на высшем государственном уровне президентами Армении и России, явился одновременно также четким и недвусмысленным подтверждением если не нереалистично, то как минимум преждевременности участия Армении в Евразийском Союзе. Речь идет о встрече президентов Армении и России 8 августа 2012 г., явившейся первой такого рода встречей двух лидеров после переизбрания Владимира Путина на третий срок. Встреча была примечательна исходя из многих факторов, но в первую очередь – в силу откровенно демонстрируемого как Путиным, так и Саргсяном политического прагматизма при обсуждении всего спектра армяно-российских межгосударственных отношений.
Прагматизм проявился и в ходе обсуждения вопросов, связанных с сотрудничеством Армении и России в рамках различного рода интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В частности, на встрече было объявлено, что сторонами будут проведены отдельные переговоры со всеми входящими в Таможенный союз государствами о формате и степени сотрудничества с Арменией, не имеющей единой границы с данными странами. Фактически это означало, что практическая реализация данного вопроса отодвигается на довольно неопределенный срок. Это тем более примечательно с учетом того, что еще до визита в армянской прессе появлялся целый шквал смутных комментариев о том, что якобы основной темой переговоров Путина с Саргсяном станет вопрос участия Армении в Евразийском Союзе (о необходимости создания которого на основе Таможенного Союза и Единого экономического пространства в одной из своих предвыборных статей в октябре 2011 г. и заявил Владимир Путин).
Многие армянские журналисты и аналитики с апломбом отмечали, что якобы Москвой перед официальным Ереваном может быть «поставлен ребром» вопрос выбора между будущим членством в Евразийском Союзом и продолжением процессов сотрудничества с ЕС в политической, гуманитарной и экономической сфере в рамках программ «Европейского соседства» и «Восточного партнерства». Естественно, это было не так, но такого рода разговоры продолжаются с завидным упорством и в настоящее время.
Однако при этом авторы всех такого рода публикаций видимо просто не принимают в расчет столь очевидный факт, что идея создания такого рода надгосударственного образования на территории бывшего СССР пока еще очень далека от практической реализации и все подобного рода разговоры в настоящее время имеют почти чисто теоретический или идеологический смысл. Даже самые общие контуры Евразийского Союза (если в перспективе и выйдут за пределы инерции предвыборных обещаний бывшего кандидата в президенты Владимира Путина) пока еще не ясны, пожалуй, даже самому Кремлю. При этом нельзя также утверждать, что идея Евразийского Союза получает поддержку и у большинства экспертно-аналитического сообщества России - скорее наоборот. При этом если некоторые российские эксперты и поддерживают данную идею, то только в контексте возможного участия в нем Беларуси и Украины (возможно также и Казахстана). Про членство других постсоветских стран в Евразийском Союзе они предпочитают особо не распространяться.
Более чем очевидно, что вопрос участия Армении в такого рода политико-экономическом союзе при отсутствии единых таможенных границ ни с одним из потенциально входящих в него государств противоречит элементарной логике экономического сотрудничества – стоит лишь мельком взглянуть на карту и представить нынешнюю внешнеполитическую и геополитическую конъюнктуру. Армению от всей остальной части потенциального Евразийского Союза отделяют Грузия и Азербайджан, с их достаточно специфическими отношениями с Москвой и Ереваном. Так что в таких условиях для полноценного вовлечения Армении в такое экономическое объединение необходимы будут миллиардные субсидии с российской стороны. Вряд ли Москва в настоящее время готова к таким альтруистским шагам, абсолютно не подкрепленным соображениями экономической целесообразности.
Естественно, Россия готова (и в определенной степени уже долгое время реализует) политические мотивированные экономические и финансовые инвестиции на постсоветском пространстве, в том числе и в Армении. Однако они имеют смысл создать благоприятные условия для военно-политической интеграции ряда постсоветских государств под «зонтиком» Москвы в рамках несколько более серьезной и дееспособной структуры, чем мифический Евразийский Союз – ОДКБ. Очевидно, что Евразийский Союз не сможет и не намеревается дублировать функции ОДКБ в сфере реальной военно-политической интеграции.
Следовательно, экономическая интеграция, основанная на экономическом субсидировании некоторых ее участников со стороны главного локомотива такого рода процессов, - это процесс, который также противоречит законам формальной логики. Таким образом, перспективы возможного членства Армении в Евразийском Союзе на данный момент представляются, как минимум, достаточно туманными.Сергей Минасян - к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа (Ереван, Армения)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.