Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.04.2011 | Сергей Слободчук
Коррупционно-цепная реакция
Мощное политическое цунами обрушилось на Индию. Причиной катаклизма стала серия коррупционных обвинений, вызвавшая цепную реакцию в обществе, политических кругах, а теперь уже выплеснувшаяся и на международный уровень. Приведет ли череда коррупционных скандалов к распаду правящей коалиции Объединенного Прогрессивного Альянса и отставке правительства во главе с Манмохан Сингхом? Или первому в истории страны премьеру-неиндусу все же удастся устоять?
Как часто бывает, свежее коррупционное разоблачение воскресило в памяти предыдущие скандалы, а все вместе сдетонировало в мощное потрясение, поставившее под угрозу судьбу правительства. Два мощных коррупционных скандала, которые наложились друг на друга, плюс скандальная «кредитная история» правящей коалиции Объединенного Прогрессивного Альянса (United Progressive Alliance) – вот причины сегодняшней острой ситуации.
Лавину сдвинули опубликованные на сайте Wikileaks телеграммы посольства США, согласно которым, чтобы избежать надвигавшегося вотума недоверия правительству Сингха в 2008-м году, представители ключевой силы правящей коалиции – партии Индийский Национальный Конгресс – прибегли к лобовому приему в виде личного подкупа депутатов.
Согласно показаниям автора одной из телеграмм, сотрудника американского посольства, помощник одного из лидеров ИНК показывал ему два ящика наличных денег на сумму около 10 миллиардов индийских рупий (т.е. приблизительно 25 миллионов долларов США), которые, по его словам, планировалось потратить на взятки депутатам парламента. Также прозвучало имя тогдашнего (и действующего) министра торговли Камаля Ната, который, согласно донесению американского дипломата, оказывал «помощь» в распространении «пожертвований» и даже предложил использовать подконтрольные ему самолеты для оперативности процесса.
Правда или нет, но версия очень удачно ложится «в строку», ведь для отставки правительства Сингха в 2008-м году не хватило всего 19 голосов. А многие политики, призывавшие объявить недоверие из-за скандальной ядерной сделки между Индией и США, непосредственно к самому «моменту истины» вдруг охладели и передумали. И здесь Wikileaks предлагает очень удачное, а главное логичное обьяснение. Тем более что оппозиционеры именно подкупом объясняли тот факт, что Сингху и его правительству в 2008-м удалось удержаться у власти. И хотя для расследования обстоятельств политической коррупции создавалась специальная парламентская комиссия, но она так и не обнаружила никаких доказательств. Скандал давно сошел на нет, и вот теперь информация скандального сайта вновь разворошила притихший было улей.
Впрочем, запал воспрявшей было оппозиции, решившей, что она получила на руки политический козырь, довольно скоро остыл. Действительно, распечатки со скандального сайта могут быть политическим поводом для нового расследования, но не могут быть доказательством, а тем более не могут считаться юридическими основаниями для допроса тех, чьи имена звучат в американской дипломатической переписке.
И здесь нужно учитывать, что роль катализатора - как в случае с первым, так и со вторым коррупционным скандалом - сыграл скандальный шлейф правительства Объединенного Прогрессивного Альянса, которое за годы у власти просто погрязло в череде, скажем так, сомнительных случаев и решений с коррупционным душком.
Из числа самых резонансных стоит вспомнить недавний скандал с назначением Полайиль Джозефа Томаса на должность комиссара Комитета по борьбе с коррупцией. Кандидатуру Томаса одобрила комиссия во главе с самим премьером Манмохан Сингхом. Вот только оказалось, что бороться с коррупцией назначили человека, который в тот момент сам находился под следствием в делах о коррупционных преступлениях. Скандал с Томасом сильно ударил по имиджу самого премьер-министра, так как именно Манмохан Сингх и министр внутренних дел Чидамбарама настаивали на кандидатуре Томаса, несмотря на категорическое «против» лидера оппозиции Сушмы Сварайя. В этой же связи можно вспомнить и коррупционные обвинения в отношении президента Индийской Олимпийской ассоциации Суреша Кальмади, возглавляющего оргкомитет Игр Содружества, и аферу с земельными участками для вдов военных, которые, как оказалось впоследствии, прикарманили политики и военные чиновники.И вот один из подобных скандалов минувших лет в последние дни внезапно обрел второе дыхание. Речь об аукционе по продаже лицензий на рынке мобильной связи, пик которого, как казалось, был пройден еще несколько лет назад и который уже вроде бы не представлял опасности.
Парламентская комиссия, расследующая обстоятельства вокруг выделения телекоммуникационных частот, выдвинула обвинения в сговоре, мошенничестве и других преступлениях ряду индийских чиновников и бизнесменов. По подсчетам оппозиционеров и борцов против коррупции, бывший министр в сфере телекоммуникаций Андимитху Раджа (арестован и находится под следствием) продал ряду компаний лицензии на 2G частоты для мобильной связи по заниженной стоимости, в результате чего государственный бюджет не получил около 39 миллиардов долларов. Кстати, неудавшийся главный антикоррупционер Полайиль Джозеф Томас оказался замешан и здесь – именно он занимался подготовкой аукциона. Парламентской комиссией, которая расследует обстоятельства вокруг государственных расходов, руководит Марли Манохар Джоши, депутат от Индийской Народной партии (Bharatiya Janata Party) – главной оппозиционной силы в стране.
Пока обвинения предъявлены только исполнителям, но вызов на допрос таких магнатов как миллиардер и руководитель Reliance ADA Group Анил Амбани и председатель Tata Group Ратан Тата – сигнал о том, что тучи сгущаются и над ними. Нужно отметить, что допрос таких фигур как Амбани и Тата еще недавно казался чем-то из области нереального, ведь бизнесмены их масштаба негласно считаются в Индии выше каких-либо законов. Точнее, считались.
Чуть раньше полиция предъявила обвинения бывшему министру по вопросам телекоммуникаций Андимитху Раджа, Санджею Чандра, управляющему директору Unitech - партнера Telenor, трем правительственным чиновникам и подразделению группы Reliance ADA, а также индийским СП – партнерам компаний Telenor и Etisalat в данном деле. Все обвиняемые, конечно же, отрицают какой-либо преступный умысел. Представители Telenor и Etisalat сразу заявили, что случаи, описанные в обвинительных заключениях, имели место еще до того, как эти компании стартовали свой бизнес в Индии. Хотя это вряд ли поможет, если министерство по делам телекоммуникаций осуществит свою угрозу по отзыву всех лицензий, выданный в один период со скандальными. Заявление министерства подлило масла в огонь скандала, который взметнулся на международный уровень. Что неудивительно, ведь под угрозой оказались миллиарды долларов инвестиций, которые последние несколько лет вливались в рынок мобильной связи. Так, премьер-министр Норвегии уже направил Манмохан Сингху письмо, в котором призвал объективно расследовать все обстоятельства, которые касаются компании Telenor. Фондовый же рынок отреагировал обвалом общего индекса Мумбаи, закончившего март с худшими показателями в мире. Верховный Суд, который, согласно индийскому законодательству, занимается мониторингом полицейского расследования, уже объявил премьер-министру Сингху выговор за недостаточно оперативную реакцию в отношении его подчиненного – бывшего министра по делам телекоммуникаций Раджа. Также высший судебный орган, что показательно, подчеркнул, что приказывает полиции произвести беспристрастное расследование относительно замешанных в скандале магнатов и влиятельных политиков.
Нащупала ли оппозиция «болевую точку» правящей коалиции, нажав на которую удастся отправить в отставку кабинет Манмохан Сингха? Действительно, процесс выдачи лицензий и корпоративные конфликты на рынке телекоммуникаций – это процессы с участием сотен человек, а значит, шансы обнаружить документы и свидетелей чрезвычайно высоки – это не «утечка» с Wikileaks с рассказами третьих лиц в стиле «одна бабка сказала». В данном случае это зависит от того, насколько успешным будет расследование и насколько убедительной окажется собранная в ходе него доказательная база.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.