Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.04.2011 | Марина Войтенко
Выборы налогов
2 апреля Президент РФ Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в Российской Федерации. Первым в «списке» значится: «Правительству РФ представить предложения по механизму снижения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование с 1 января 2012 года до уровня, близкого к уровню, установленному до 1 января 2011 года». До первого июня должен быть разработан механизм компенсаций выпадающих доходов бюджета.В комментариях для СМИ помощник президента Аркадий Дворкович подчеркнул - повышение страхового взноса для работодателей, особенно в среднем и малом бизнесе, является серьезной проблемой. Первый квартал 2011 года показал, что начинается рост зарплат, которые выдают в конвертах, как было раньше, чтобы уйти от налоговой нагрузки.
По оценкам Росстата, ненаблюдаемая экономика1 в настоящий момент составляет примерно 16% ВВП. Показатель представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования. В нем не учитываются незаконные виды деятельности. Как отметил глава Федеральной службы государственной статистики в интервью «Российской газете» 1 апреля, «можно сказать, что это неформальный рынок труда и скрытая оплата труда». По сегодняшним оценкам, там занято примерно 13 миллионов человек, или 17-18 процентов экономически активного населения, численность которого в феврале текущего года составила 75,2 млн человек.
Согласно опубликованным на минувшей неделе данным, ВВП России в 2010 году составил 44,5 трлн рублей. Получается, что на теневой сектор экономики приходится 7 трлн рублей, а выпадающие налоговые доходы бюджета весьма значительны. По мнению большинства экспертов, приумножению «серых» зарплатных схем способствует повышение с 2011 года ставки страховых взносов2 с 26% до 34 процентов. Судя по всему, бизнес начал подготовку к этому заблаговременно. Так, по расчетам Центра стратегических разработок, собираемость взносов в прошлом году снизилась на 1% ВВП. Фонд социального страхования (ФСС) не досчитался в 2010-м 5 млн застрахованных работников. Практически все они были переведены с трудовых на гражданско-правовые договоры, с которых взносы в ФСС не платились.
По оценкам союзов предпринимателей («Опоры России» и «Деловой России»), из-за серьезного роста нагрузки на фонд заработной платы около 50% малого и среднего бизнеса может уйти в тень. Льготная ставка в 26% была оставлена лишь для небольшого круга малых производств. Компании с высокой долей фонда оплаты труда в расходах, например, инновационные и IT-компании в 2011 году имеют право продолжить платить 14%. Однако сам механизм определения этих видов деятельности далек от совершенства. Так что мало кто сможет воспользоваться этой льготой на деле.
Минэкономразвития в начале марта выступило с инициативой снизить ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 26% до 14 процентов. Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, комментируя это предложение, отмечал тогда, что для этого необходимо будет решить вопрос, за счет чего можно было бы произвести снижение этих ставок - либо использовать ресурсы бюджета, либо кто-то должен за это заплатить. При этом, по его словам, если будет принят вариант, что за это снижение будет платить весь остальной бизнес, то предельный уровень заработной платы, с которой взимаются страховые взносы, нужно будет повысить до 900 тыс. рублей с 463 тыс. рублей3 . Между тем, принцип страховых взносов таков, что с увеличением платежей возрастают обязательства государства перед застрахованным. То есть, в перспективе проблема дефицита Пенсионного фонда будет разрастаться.
Выпадающие за счет снижения ставки страховых взносов доходы бюджета премьер-министр Владимир Путин оценил в 400-800 млрд рублей. По мнению помощника президента Аркадия Дворковича, бюджет может недополучить 400-500 млрд рублей. В Минфине считают, что ставка в 28% вместо 34% приведет к дополнительным расходам в 600 млрд рублей.
Министр финансов Алексей Кудрин уже заявил, что частично снижение нагрузки будет компенсировано повышением порога зарплаты, выше которого взносы не взимаются. Второй частью комплексного решения, судя по сообщениям СМИ, может стать снижение ставки не до прежних 26%, а до 28 процентов. При таком варианте для минимизации потерь порог зарплаты, с которой взимаются взносы, придется поднимать до 1,5-2 млн рублей. Значит, обязательства государства перед высокооплачиваемой категорией граждан значительно вырастут. В прессе уже появились сообщения о поиске заинтересованными ведомствами решений как, отступив от страхового принципа пенсионной системы, освободить государство от таких высоких обязательств по пенсиям. Понятно, что это никак не может привести к сокращению «серых» зарплатных схем. Причем, помощник президента от повышения зарплатной планки для расчета взносов многого не ждет. По его мнению, эта мера позволит снизить ставку взносов всего на 1-2 процента.
Как источник замещения выпадающих доходов бюджета рассматривается и сокращение суммы госзаказа. Правительство должно до 15 мая представить предложения по определению механизма снижения затрат федеральных государственных органов на государственные закупки в среднем на 15%, предусмотрев при этом соблюдение требований к объёму и качеству закупаемых товаров (работ, услуг). Обсуждается также повышение НДПИ на газ, увеличение акцизов на крепкий алкоголь, табак, а также отказ от ряда введенных (в качестве антикризисной меры) льгот по ускоренной амортизации. Все это может увеличить доходы бюджета на 1,9 трлн рублей в 2012-2014 годах.
Аркадий Дворкович полагает, что за счет дополнительных доходов от продажи дорожающей нефти также можно возместить часть потерь от возврата ставки страховых взносов на прежние позиции. Между тем, Минфин давно настаивает на том, чтобы дополнительные доходы от высоких нефтяных цен направлялись не в бюджет, а в Резервный фонд. Причем, по мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, для ориентира надо брать средние долгосрочные прогнозы цен на нефть - примерно $75 за баррель с корректировкой на инфляцию и курс доллара. Иначе, считает эксперт, это будет означать возврат к сырьевому бюджету.
Напомним, бюджет этого года Минфин верстал исходя из среднегодовой цены барреля в $75, в следующем году его стоимость планировалась в $78, в 2013 году - в $79. Затем Минэкономразвития предложило повысить прогноз нефтяных цен до $81 за баррель в этом году, $83 в 2012 году и $84 в 2013 году. Согласно расчетам Экономической экспертной группы, в этом году дополнительные доходы могут составить 800 млрд рублей, в 2012 году - 900 млрд, в 2013 году - триллион рублей. Но даже такой рост доходов не поможет перекрыть расходы казны. Ранее глава Минфина Алексей Кудрин отмечал, что даже при неувеличении расходов бюджет может быть сбалансированным при среднегодовой цене нефти в $115 за баррель.
При этом социальные расходы бюджета постоянно растут, а структурные реформы пока и не начинались. Так, в текущем году уже запланированные дополнительные социальные выплаты составят 30 млрд рублей, в 2012-м они увеличатся еще на 330 млрд, в 2013-м – на 350 млрд. С учетом анонсированных затрат казны на реформу полиции и содержание армии расходы вырастут в 2012 году на 1,3 трлн рублей, в 2013-ом - на 1,5 трлн рублей.
Однако только уже утвержденными планами дело может не ограничиться. Электоральный цикл, по всей видимости, внесет (и уже в скором времени) соответствующие поправки. В минувшую пятницу, комментируя индексацию с 1 апреля пенсий4 и ряда других социальных выплат, спикер нижней палаты Федерального Собрания Борис Грызлов заявил, что Госдума будет ставить вопрос о дополнительной индексации пенсий, если в течение года инфляция превысит прогнозные значения. При этом не сообщается, за счет каких источников будут производиться дополнительные выплаты.
Напомним, что текущие оценки Минэкономразвития по инфляции-2011, несмотря на сохранение официального прогноза, несколько повышены: замглавы ведомства Андрей Клепач не исключает, что рост цен может составить 7-8 процентов, глава Центробанка Сергей Игнатьев, правда, сохраняет оптимизм и надеется на возможность сдержать рост цен в пределах 6-7 процентов.
Тем не менее, как отмечают во Всемирном банке, в 2011 и 2012 годах риски высоких темпов инфляции в РФ сохраняются в связи с дополнительными бюджетными расходами в предвыборный период. Эксперты ВБ не ожидают снижения инфляции потребительских цен ниже 8% в 2011 году и 7% - в 2012 году, если не будет проведено ужесточение бюджетной политики. Еще более пессимистично настроены участники мартовского опроса «Интерфакса». Консенсус-прогноз аналитиков и инвестиционных банкиров – 8,6%.
На этом общем фоне поручение Дмитрия Медведева – «вещь» исключительно знаковая. Конечно, четкие и жесткие установки, исходящие от первого лица – это, по определению решение политическое. В случае со страховыми взносами, впрочем, речь идет даже о большем – о начале перехода через бюджетно-финансовую развилку, когда все последующие действия должны выстраиваться в органичную и целостную систему. Если достигнут предел налоговой нагрузки, за которой наступает обвальная деградация инвестклимата, то неизбежным становится реальное снижение госрасходов за счет повышения их эффективности. Теоретически здесь все как будто ясно и в принципе даже одобрено (в августе 2010 года на этот счет принята целая правительственная программа). На практике – проволочки и торможение заявленной бюджетной реформы-2012.
Теперь «замотать» или ограничиться полумерами не получится, поскольку компенсация выпадающих и уже «расписанных» доходов – вызов из тех, что серьезнее не бывает. Особенно, когда многократно подтверждено, что принятые государством социальные обязательства безусловны. Сокращение госрасходов уже де-факто начинается с пересмотра планов по госзакупкам (15% - это, видимо, лишь первая поставленная планка). Следующий шаг – анализ эффективности всех действующих налоговых льгот (их годовой объем превышает 2 трлн рублей) и их последующая оптимизация. Как разовая мера, бесспорно, будет полезна приватизация госпакетов (доходный потенциал, по оценкам экспертов, составляет не менее $300 млрд.).
Самое же принципиальное в поручении Президента РФ в том, что выполнить его с долгосрочной подстраховкой пенсионной системы и обязательного медицинского страхования не получится без действительных структурных реформ в этих сферах, как главного условия немеханических сокращений бюджетных трансфертов. Социальные секторы уже стоят на пороге нового интенсивного этапа своего развития, когда на смену линейному количественному наращиванию расходов должны прийти новые принципы существования страховых систем. Но для этого необходимо создавать адекватные «дорожные карты» и последовательно двигаться по их маршрутам. Для пенсионной сферы, например, это и развитие накопительных систем, и решение вопроса о сроках прекращения трудовой деятельности и источникам финансирования бюджета ПФР (включая, может быть, солидарный 2%-ный взнос) и многое другое. Все эти решения придется принимать в период выборов 2011-2012 годов.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
1. Неформальный рынок труда оценивается через обследование рабочей силы путем проведения опросов.
2. Напомним, с 2010 года работодатели в РФ вместо единого социального налога (ЕСН) платят страховые взносы во внебюджетные фонды в размере базовой ставки ЕСН, действовавшей в 2009 году - 26% от фонда оплаты труда. Функции администрирования взносов перешли от налоговой службы к ПФР и Фонду социального страхования РФ. С 2011 года страховые взносы для большинства предприятий выросли до 34%.
3. С 1 января 2011 года предусмотрена регрессивная шкала, при которой страховые взносы взимаются до достижения уровня заработной платы работника, исчисляемой накопленным итогом с начала года, 463 тыс. рублей. Сверх этой суммы страховые взносы не взимаются. Решение о замене единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы было принято в октябре 2008 года. Трехступенчатая шкала (от 26% с годовой зарплаты менее 280 тыс. рублей до 2% с зарплаты более 600 тыс. рублей) была заменена на плоскую (до 415 тыс. рублей с ежегодной индексацией).
4. С 1 февраля трудовые пенсии в России были проиндексированы на 8,8 процентов. Если по итогам первого полугодия 2011 года уровень инфляции превысит порог в 6%, в соответствии с законодательством РФ с 1 августа 2011 года трудовые пенсии должны быть проиндексированы с учетом фактического роста цен за указанный период.Увеличение социальных пенсий с 1 апреля совмещает в себе две индексации, которые планировалось провести 1 апреля и 1 июля. Решение об объединении двух индексаций было принято Президентом РФ, чтобы нетрудоспособные граждане смогли сразу получить более значительное увеличение пенсии и иметь его на протяжении более длительного периода времени. В целом 1 апреля социальные пенсии выросли на 10,27%, ежемесячные денежные выплаты – на 6,5 процентов. В пресс-релизе Пенсионного фонда РФ подчеркивается: и в дальнейшем социальные пенсии и соответствующие им пенсии по государственному пенсионному обеспечению будут индексироваться ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.