О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
Деревянный набат
Самым ярким для населения индикатором положения дел в экономике является курс доллара. Наблюдая растущие ценники в уличных обменных пунктах, все без исключения понимают, что успокоительная риторика чиновников - это не более чем стремление сохранить хорошую мину при плохой игре. И все их заявления о том, что нам не страшны санкции Запада - не более чем блеф. Хотя им самим, возможно, санкции и не страшны, а вот тем, кто занимается бизнесом и простому населению - даже очень. Каковы бы ни были причины обвала цен на нефть, которые, как считают аналитики, и привели к падению курса национальной валюты, факт налицо: национальная валюта обесценивается и этот процесс может продолжиться.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Год Крыма
Сергей Маркедонов
2014 год войдет в новейшую российскую историю как год Крыма. После пребывания в течение двадцати двух лет в составе независимой Украины Крымский полуостров вошел в состав России в виде двух отдельных субъектов федерации. РФ пополнилась территорией площадью 27 тыс. кв. километров и населением более двух миллионов человек. Через двадцать два с небольшим года после распада СССР был создан прецедент смены юрисдикции для части территории одного государства в пользу другого. Для Украины и западных стран это - результат аннексии и неоимперской политики Кремля. Для государств, не вовлеченных непосредственно в украинский кризис - опасное нарушение евразийского статус-кво с возможными последствиями в виде масштабной дестабилизации. С точки же зрения Москвы, речь идет о «возвращении Крыма и Севастополя в родную гавань», воссоединении полуострова с Россией и восстановлении попранной исторической справедливости.

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Доллар за 100 рублей: что еще можно сделать для спасения экономики
Вчера Банк России повысил ключевую процентную ставку до 10,5%. Но все, что можно сказать об этом решении: слишком мало, слишком поздно. Сегодня ЦБ сталкивается едва ли не с самым тяжелым и сложным вызовом за все постсоветское время. Каковы возможные выходы?

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ





РЕКЛАМА
ВЗГЛЯД
ВРЕМЯ МАСТЕРА
Борис Макаренко

У меня есть бесспорное доказательство успеха "Мастера и Маргариты", идущего в эти дни на российских телеэкранах. Уж как стараются критики лягнуть этот фильм побольнее, а… не получается. Критические стрелы выходят тупыми и по большей части не пробивают добротных доспехов. Во всяком случае, при сравнении с густо насыщенными ядом и желчью рецензиями на зарубежные и иные отечественные блокбастеры, компромат на "Мастера и Маргариту" выглядит ложкой дегтя, из вредности вливаемой в бочку вполне вкусного и добротного напитка.

Попробуем разобрать аргументы критиков, да и вообще порассуждать о фильме.

Первый и очень частотный аргумент: фильм выглядит как иллюстрация к роману, что вроде бы притупляет таланты артистов и не позволяет им раскрыться. На это, господа критики, Михаил Афанасьевич скорее всего сказал бы: "Вы, воля Ваша, что-то нескладное придумали". Во-первых, была бы у Бортко плохая иллюстрация, писалось бы о его фильме совсем другое, от актеров и режиссера мокрого места бы не осталось. Значит, иллюстрация удалась. Напомним, что многие произведения иллюстраторов - от Гюстава Дорэ до Владимира Фаворского - по праву считаются произведениями искусства в своем праве, без которых трудно себе представить иллюстрированные ими литературные труды. Во-вторых, представьте себе, что Бортко и актеры позволили бы себе "отсебятину" в лепке образов. Ураган критики смел бы их с лица земли за то, что они подняли руку на Мастера (и Булгакова, и его героя одновременно), посягнули на святое. В-третьих, наконец, Бортко взял да и опроверг тезис о том, что "Мастера" нельзя экранизировать. Значит, даже нечистая ему не страшна.

Второй аргумент - "Мастер" - книга сакральная, у каждого интеллигентного человека своя Маргарита и свой Бегемот. Нечего нам навязывать Ковальчук и плюшевое чудище. На страницах нашего же сайта прозвучало даже сравнение с еще одним "никогда-не-поддающимся-экранизации" романом - "Властелин колец" (тот, дескать, удачный, в отличие от "Мастера"). Не буду рассуждать о том, насколько точны актеры в передаче булгаковских образов. Но фильм не исказил, а очень здорово воспроизвел Булгакова в главном: в нем, как и в романе, органично переплетены три разные, кажущиеся практически несовместимыми сюжетные линии: сила и трагедия большой любви, философия Сына Человеческого, пришедшего на землю, и большевистская Москва в зеркале нечистой силы. В этом, кстати, отличие "Мастера" от "Властелина колец". Питеру Джексону, режиссеру "Властелина", ради точности в иллюстрировании странствий и подвигов героев Средиземья пришлось пожертвовать практически всей философской стороной романа Толкина, то есть именно тем, за что роман любили американцы 60-х и англоговорящие россияне 70-х годов. Бортко философию романа сохранил. Конечно, эти литературные произведения не сравнимы. У Толкина философия как бы "нависает" над сказочной интригой, укутывает ее. У Булгакова философия вплетена в действие, иногда вложена в уста серенького персонажа или низведена до "шутки юмора", от чего, разумеется, не становится менее проникновенной.

Кстати, здесь уместно отбить еще одну критическую стрелу: о том, что фильм не передает булгаковского юмора. По-моему, передает: Булгаков смеется через стиснутые зубы, его юмор приглушенный и камерный, от чего, похоже, отвыкла аудитория, наслаждающаяся "Аншлагами" и "Кривыми зеркалами".

Третий аргумент критиков: ё-мое, как же этот фильм раскручивали, да и вообще он снят заради рейтингов. Помилуйте, по сравнению с раскруткой "Дозоров" и других продуктов Первого канала, здесь было все же поскромнее. И в кои-то веки рейтинги делаются не на "вечерах [сортирного] юмора", не на попытках подделаться под Голливуд или бразильские сериалы, а на одном из шедевров мировой литературы.

Кстати, о подделках под Голливуд. Пожалуй, Александр Абдулов немного жесток, когда говорит, что отечественному кино компьютерные эффекты чужды, и лучше кота сделать плюшевым, а не рисованным. Без компьютера современное кино, тем более с элементом фантастики, сделать уже невозможно. Но в главном он прав: до голливудского стандарта "спецэффектов" нам, увы, не дотянуться - тот же "Ночной дозор" доказал это со всей очевидностью. А спецэффект - подобно осетрине - не может быть "второй свежести", так что пусть уж Бегемот будет плюшевым, ей-ей, глаза не режет. А как Бортко работает со спецэффектами, посмотрим в сцене бала.

Так есть ли в фильме что-то "свое"? Создал ли Бортко и его команда "новое качество", не отменяющее Михаила Булгакова, а "достраивающее" его? Отвечать боязно, пока фильм не досмотрен. Но осмелюсь на свою версию. Из трех помянутых мной сюжетных линий фильма две - "вечные". Тема любви и тема Иисуса занимают умы и покоряют сердца многие века, и разговор о них будет длиться столько, сколько существует человечество. А вот тема "чертовщинки" в каждую эпоху своя. Только не чертовщинка это вовсе. Воланд - это тот самый дьявол, который прячется в деталях - деталях человеческих пороков, которые он со своими присными разоблачает, и вопреки которым дает надежду (пусть и чудесно-фанастическую) на то, что добрый человек окажется сильнее всех несчастий, навлекаемых на него пороками общества. И именно в этом Бортко перешел из 30-х годов века минувшего в начало века нынешнего. Ведь и мы, читавшие роман " в расцвете застоя" в зеркале Москвы той эпохи угадывали город нашего времени. Многие ли заметили одно из редчайших отклонений от текста оригинала: булгаковские "Соловки" заменены на "лагеря" - соловки всесоюзного размаха, которые вошли в наш дискурс уже в "постбулгаковскую" эпоху. Если присмотреться, в экранизации можно найти и "новых русских", и "силовиков", и "антитеррористическую операцию", и многие другие мелкие реалии, которые сознательно "состарены", чтобы не выбиваться из жанра, но смотрящиеся вполне актуально в наши дни.

У романа Булгакова много прочтений. Фильм хорош уже тем, что к "прочтениям" добавляет "видения" - и от их изобилия творческий замысел не страдает, а напротив, расцветает. Рукопись Булгакова не сгорела. Пусть не разорвется и лента фильма. Спасибо авторам и актерам за ежевечернее доставляемое удовольствие, за то, что в конце 2005г. в Москве настало время "Мастера".

Борис Макаренко - первый заместитель генерального директора Центра политических технологий

27.12.2005


ВЗГЛЯД

Столкновения истории и социологии
Алексей Токарев
Роль личности в истории определяется историками, которые пишут школьные учебники. «Потребляя» их, общество вырабатывает собственное отношение к личности. И, как в отношении любого объекта, требующего его внимания, похожа на красавицу, сердце которой постоянно склонно к измене.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Антикризисная неопределенностьМарина Войтенко
Начало 2015 года в экономике оправдало ожидания. По предварительной оценке МЭР, рост-2014 составил 0,5-0,6% ВВП. Если учесть, что в январе-сентябре последний прибавил (в годовом выражении) 0,7%, то вывод, пока правда официально не сформулированный, очевиден – в четвертом квартале прошлого года наступила «мягкая» рецессия. В ближайшей перспективе ситуация обещает усугубиться – прогноз МЭР на январь-март 2015 года указывает на снижение ВВП более 1%.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Северный Кавказ в 2014 году: стабильность ограниченного радиуса
Сергей Маркедонов
Олимпийские игры в Сочи, нейтрализация Доку Умарова, общее снижение количества террористических акций при сохранении угроз региональной и национальной безопасности, реорганизация северокавказского управления, угрозы со стороны так называемого «Исламского государства Ирака и Леванта», нападение боевиков на Грозный в канун оглашения ежегодного президентского послания Федеральному собранию. Вот лишь краткий перечень событий, произошедших на российском Северном Кавказе в уходящем году.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Сергей Шойгу в Тегеране: визит без конкретики
Антон Евстратов
Визит российского министра обороны Сергея Шойгу в Тегеран уже вызвал сильный резонанс Госдепартамента США. Его чиновники отметили, что Вашингтон по-прежнему считает возможные поставки комплексов ПВО С-300 в Иран неприемлемыми. С одной стороны, кажется, что беспокойства Соединенных Штатов напрасны. Министрами иностранных дел РФ и ИРИ Сергеем Шойгу и Хоссейном Дехканом было подписано лишь межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, по сути, ни к чему не обязывающее. Оно предполагает лишь обмены делегациями, контакты на уровне штабов, подготовку военных кадров и взаимные визиты кораблей. Также стороны договорились о совместных шагах по стабилизации Афганистана, что в принципе не должно сильно беспокоить Соединенные Штаты, нацеленные на то, чтобы поскорее вылезти из изрядно затянувшейся афганской истории.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2015
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.