О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
«Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя». Марина Ивановна Мелия - генеральный директор психологической консультационной компании «ММ-Класс»
В современном бизнесе все большее значение приобретает психологический фактор. В условиях острой конкуренции и нестабильности рынков именно психологические стратегии предпринимателей и топ-менеджеров часто становятся определяющими факторами успеха. Марина Мелия – опытный консультант-психолог, работающая с первыми лицами российского бизнеса практически c самого его зарождения – рассказала Центру политических технологий об особенностях этой сферы деятельности и поделилась своими наблюдениями за представителями российского предпринимательского сообщества.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Не только балет...
Николай Пахомов
Бурные украинские события, возвращение Крыма в состав России и рост напряжённости в отношениях России и Запада способствовали очередному росту внимания к концепции «мягкой силы». Общая тональность начавшегося обсуждения редко положительна для России, часто можно слышать и читать не просто о том, что Украина продемонстрировала серьёзные российские проблемы с применением «мягкой силы», но и, например, то, что в Запад в ответ на российский действия нанесёт сокрушительный удар именно «мягкой силой». Спорить не приходится – последние события дали обильную пищу для размышлений о роли «мягкой силы» в современных международных отношениях, вот только выводы из таких размышлений могут оказаться для российской внешней политики не такими уж однозначно пессимистическими.

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Налоговый маневр в нефтяном секторе
Согласие пойти на снижение экспортных пошлин на нефть, данное Россией при создании Таможенного союза, может разрушить хрупкую конструкцию налогообложения нефтяного сектора, которую с таким трудом создал Минфин.

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ




РЕКЛАМА
Стоимость фундаментных блоков фбс на http://www.dsk-resurs.ru .
ВЗГЛЯД
ВРЕМЯ МАСТЕРА
Борис Макаренко

У меня есть бесспорное доказательство успеха "Мастера и Маргариты", идущего в эти дни на российских телеэкранах. Уж как стараются критики лягнуть этот фильм побольнее, а… не получается. Критические стрелы выходят тупыми и по большей части не пробивают добротных доспехов. Во всяком случае, при сравнении с густо насыщенными ядом и желчью рецензиями на зарубежные и иные отечественные блокбастеры, компромат на "Мастера и Маргариту" выглядит ложкой дегтя, из вредности вливаемой в бочку вполне вкусного и добротного напитка.

Попробуем разобрать аргументы критиков, да и вообще порассуждать о фильме.

Первый и очень частотный аргумент: фильм выглядит как иллюстрация к роману, что вроде бы притупляет таланты артистов и не позволяет им раскрыться. На это, господа критики, Михаил Афанасьевич скорее всего сказал бы: "Вы, воля Ваша, что-то нескладное придумали". Во-первых, была бы у Бортко плохая иллюстрация, писалось бы о его фильме совсем другое, от актеров и режиссера мокрого места бы не осталось. Значит, иллюстрация удалась. Напомним, что многие произведения иллюстраторов - от Гюстава Дорэ до Владимира Фаворского - по праву считаются произведениями искусства в своем праве, без которых трудно себе представить иллюстрированные ими литературные труды. Во-вторых, представьте себе, что Бортко и актеры позволили бы себе "отсебятину" в лепке образов. Ураган критики смел бы их с лица земли за то, что они подняли руку на Мастера (и Булгакова, и его героя одновременно), посягнули на святое. В-третьих, наконец, Бортко взял да и опроверг тезис о том, что "Мастера" нельзя экранизировать. Значит, даже нечистая ему не страшна.

Второй аргумент - "Мастер" - книга сакральная, у каждого интеллигентного человека своя Маргарита и свой Бегемот. Нечего нам навязывать Ковальчук и плюшевое чудище. На страницах нашего же сайта прозвучало даже сравнение с еще одним "никогда-не-поддающимся-экранизации" романом - "Властелин колец" (тот, дескать, удачный, в отличие от "Мастера"). Не буду рассуждать о том, насколько точны актеры в передаче булгаковских образов. Но фильм не исказил, а очень здорово воспроизвел Булгакова в главном: в нем, как и в романе, органично переплетены три разные, кажущиеся практически несовместимыми сюжетные линии: сила и трагедия большой любви, философия Сына Человеческого, пришедшего на землю, и большевистская Москва в зеркале нечистой силы. В этом, кстати, отличие "Мастера" от "Властелина колец". Питеру Джексону, режиссеру "Властелина", ради точности в иллюстрировании странствий и подвигов героев Средиземья пришлось пожертвовать практически всей философской стороной романа Толкина, то есть именно тем, за что роман любили американцы 60-х и англоговорящие россияне 70-х годов. Бортко философию романа сохранил. Конечно, эти литературные произведения не сравнимы. У Толкина философия как бы "нависает" над сказочной интригой, укутывает ее. У Булгакова философия вплетена в действие, иногда вложена в уста серенького персонажа или низведена до "шутки юмора", от чего, разумеется, не становится менее проникновенной.

Кстати, здесь уместно отбить еще одну критическую стрелу: о том, что фильм не передает булгаковского юмора. По-моему, передает: Булгаков смеется через стиснутые зубы, его юмор приглушенный и камерный, от чего, похоже, отвыкла аудитория, наслаждающаяся "Аншлагами" и "Кривыми зеркалами".

Третий аргумент критиков: ё-мое, как же этот фильм раскручивали, да и вообще он снят заради рейтингов. Помилуйте, по сравнению с раскруткой "Дозоров" и других продуктов Первого канала, здесь было все же поскромнее. И в кои-то веки рейтинги делаются не на "вечерах [сортирного] юмора", не на попытках подделаться под Голливуд или бразильские сериалы, а на одном из шедевров мировой литературы.

Кстати, о подделках под Голливуд. Пожалуй, Александр Абдулов немного жесток, когда говорит, что отечественному кино компьютерные эффекты чужды, и лучше кота сделать плюшевым, а не рисованным. Без компьютера современное кино, тем более с элементом фантастики, сделать уже невозможно. Но в главном он прав: до голливудского стандарта "спецэффектов" нам, увы, не дотянуться - тот же "Ночной дозор" доказал это со всей очевидностью. А спецэффект - подобно осетрине - не может быть "второй свежести", так что пусть уж Бегемот будет плюшевым, ей-ей, глаза не режет. А как Бортко работает со спецэффектами, посмотрим в сцене бала.

Так есть ли в фильме что-то "свое"? Создал ли Бортко и его команда "новое качество", не отменяющее Михаила Булгакова, а "достраивающее" его? Отвечать боязно, пока фильм не досмотрен. Но осмелюсь на свою версию. Из трех помянутых мной сюжетных линий фильма две - "вечные". Тема любви и тема Иисуса занимают умы и покоряют сердца многие века, и разговор о них будет длиться столько, сколько существует человечество. А вот тема "чертовщинки" в каждую эпоху своя. Только не чертовщинка это вовсе. Воланд - это тот самый дьявол, который прячется в деталях - деталях человеческих пороков, которые он со своими присными разоблачает, и вопреки которым дает надежду (пусть и чудесно-фанастическую) на то, что добрый человек окажется сильнее всех несчастий, навлекаемых на него пороками общества. И именно в этом Бортко перешел из 30-х годов века минувшего в начало века нынешнего. Ведь и мы, читавшие роман " в расцвете застоя" в зеркале Москвы той эпохи угадывали город нашего времени. Многие ли заметили одно из редчайших отклонений от текста оригинала: булгаковские "Соловки" заменены на "лагеря" - соловки всесоюзного размаха, которые вошли в наш дискурс уже в "постбулгаковскую" эпоху. Если присмотреться, в экранизации можно найти и "новых русских", и "силовиков", и "антитеррористическую операцию", и многие другие мелкие реалии, которые сознательно "состарены", чтобы не выбиваться из жанра, но смотрящиеся вполне актуально в наши дни.

У романа Булгакова много прочтений. Фильм хорош уже тем, что к "прочтениям" добавляет "видения" - и от их изобилия творческий замысел не страдает, а напротив, расцветает. Рукопись Булгакова не сгорела. Пусть не разорвется и лента фильма. Спасибо авторам и актерам за ежевечернее доставляемое удовольствие, за то, что в конце 2005г. в Москве настало время "Мастера".

Борис Макаренко - первый заместитель генерального директора Центра политических технологий

27.12.2005


ВЗГЛЯД

Кто ставит под удар Женевские договоренности?
Сергей Слободчук
Новостные ленты не успели поведать о «мировой сделке» по итогам Женевы, как представители Украины и России обменялись выпадами. Александр Турчинов по итогам встречи с вице-президентом США Джо Байденом обвинил РФ в срыве договоренностей, в ответ Сергей Лавров назвал виновной именно переходную администрацию в Киеве. Кто же на самом деле срывает Женевские обещания?

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Бюджетное правило: менять или не менять?
Марина Войтенко
17 апреля в беседе с журналистами после «прямой линии» Владимир Путин заметил: «С учетом рисков в мировой экономике (не только в нашей) я бы все-таки не спешил с изменением бюджетного правила. Но это - решение, которое находится в компетенции правительства РФ». Понятно, что президентская точка зрения должна быть учтена кабинетом министров. Когда это будет сделано, и каким образом, тем не менее, остается, пожалуй, одной из самых главных интриг экономической политики.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Армения и евразийская интеграция: поиски оптимальной модели
Сергей Маркедонов
29 апреля 2014 года в Минске состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Евразийская интеграция на сегодняшний день является одним из важнейших внешнеполитических приоритетов России. Она рассматривается как инструмент для укрепления влияния страны на международной арене. Согласно представлениям президента Владимира Путина, Москва предлагает «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Грузия на пути в ЕС и НАТО: вечная панацея от России?
Сергей Минасян
17 апреля 2014 г. Европейский парламент принял резолюцию, в которой признавалось право Грузии на получение членства в ЕС. Одновременно с этим европейские парламентарии указывали на необходимость закрепления этого условия в подготавливаемом к подписанию Ассоциированном соглашении ЕС с Грузией.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2014
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.