О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
Алексей Макаркин: «Чем дальше Церковь заходит на площадку идеологии, тем сильнее может быть ответная реакция: период всеобщего благочестия может смениться периодом всеобщего разгула, как это произошло в начале 20 века»
Наблюдаемый в последние годы «консервативный поворот» в официальном дискурсе и политике российской власти сопровождается апелляцией к религиозным ценностям, необходимости защиты чувств верующих. Подобные тенденции в целом нашли поддержку у большинства общества (за исключением либерального протестного движения с подчеркнуто светской идеологией). В результате, это открыло «окно возможностей» для религиозных организаций, крупнейшей из которых выступает РПЦ, как по повышению своей политической автономии, так и по расширению зоны своей экспансии на другие сферы жизни общества. О политических возможностях, которые открываются перед РПЦ в контексте нынешних консервативных тенденций, Политком.RU рассказывает первый вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Реакционная волна в культурной сфере
Алексей Макаркин
Скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера» стал самым громким событием в рамках реакционной волны, связанной с именем Владимира Мединского (назначенного министром культуры в 2012 году). За неполные три года культурная политика России резко изменилась, оказавшись встроена в контекст консервативной волны, которая стала государственной политикой. Однако теперь можно говорить уже не о консерватизме, а о реакции. Если консервативный подход означает поддержку инициатив, соответствующих данной идеологии (с тем, чтобы повысить их конкурентоспособность), то реакция предусматривает маргинализацию модернистских течений, которые ранее активно продвигались в культурном пространстве.

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Обзор экономики Украины
Самыми важными для Украины событиями марта 2015 года стали одобрение программы МВФ и начало переговоров по реструктуризации госдолга. Им предшествовала очередная волна девальвации, экстренное повышение ставки рефинансирования и трехкратное увеличение тарифов на газ для населения (с заявленной целью бюджетной консолидации). Валютный рынок остается в ручном управлении НБУ, а резервы снизились до 5,6 млрд. долл.

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ





РЕКЛАМА
ВЗГЛЯД
ВРЕМЯ МАСТЕРА
Борис Макаренко

У меня есть бесспорное доказательство успеха "Мастера и Маргариты", идущего в эти дни на российских телеэкранах. Уж как стараются критики лягнуть этот фильм побольнее, а… не получается. Критические стрелы выходят тупыми и по большей части не пробивают добротных доспехов. Во всяком случае, при сравнении с густо насыщенными ядом и желчью рецензиями на зарубежные и иные отечественные блокбастеры, компромат на "Мастера и Маргариту" выглядит ложкой дегтя, из вредности вливаемой в бочку вполне вкусного и добротного напитка.

Попробуем разобрать аргументы критиков, да и вообще порассуждать о фильме.

Первый и очень частотный аргумент: фильм выглядит как иллюстрация к роману, что вроде бы притупляет таланты артистов и не позволяет им раскрыться. На это, господа критики, Михаил Афанасьевич скорее всего сказал бы: "Вы, воля Ваша, что-то нескладное придумали". Во-первых, была бы у Бортко плохая иллюстрация, писалось бы о его фильме совсем другое, от актеров и режиссера мокрого места бы не осталось. Значит, иллюстрация удалась. Напомним, что многие произведения иллюстраторов - от Гюстава Дорэ до Владимира Фаворского - по праву считаются произведениями искусства в своем праве, без которых трудно себе представить иллюстрированные ими литературные труды. Во-вторых, представьте себе, что Бортко и актеры позволили бы себе "отсебятину" в лепке образов. Ураган критики смел бы их с лица земли за то, что они подняли руку на Мастера (и Булгакова, и его героя одновременно), посягнули на святое. В-третьих, наконец, Бортко взял да и опроверг тезис о том, что "Мастера" нельзя экранизировать. Значит, даже нечистая ему не страшна.

Второй аргумент - "Мастер" - книга сакральная, у каждого интеллигентного человека своя Маргарита и свой Бегемот. Нечего нам навязывать Ковальчук и плюшевое чудище. На страницах нашего же сайта прозвучало даже сравнение с еще одним "никогда-не-поддающимся-экранизации" романом - "Властелин колец" (тот, дескать, удачный, в отличие от "Мастера"). Не буду рассуждать о том, насколько точны актеры в передаче булгаковских образов. Но фильм не исказил, а очень здорово воспроизвел Булгакова в главном: в нем, как и в романе, органично переплетены три разные, кажущиеся практически несовместимыми сюжетные линии: сила и трагедия большой любви, философия Сына Человеческого, пришедшего на землю, и большевистская Москва в зеркале нечистой силы. В этом, кстати, отличие "Мастера" от "Властелина колец". Питеру Джексону, режиссеру "Властелина", ради точности в иллюстрировании странствий и подвигов героев Средиземья пришлось пожертвовать практически всей философской стороной романа Толкина, то есть именно тем, за что роман любили американцы 60-х и англоговорящие россияне 70-х годов. Бортко философию романа сохранил. Конечно, эти литературные произведения не сравнимы. У Толкина философия как бы "нависает" над сказочной интригой, укутывает ее. У Булгакова философия вплетена в действие, иногда вложена в уста серенького персонажа или низведена до "шутки юмора", от чего, разумеется, не становится менее проникновенной.

Кстати, здесь уместно отбить еще одну критическую стрелу: о том, что фильм не передает булгаковского юмора. По-моему, передает: Булгаков смеется через стиснутые зубы, его юмор приглушенный и камерный, от чего, похоже, отвыкла аудитория, наслаждающаяся "Аншлагами" и "Кривыми зеркалами".

Третий аргумент критиков: ё-мое, как же этот фильм раскручивали, да и вообще он снят заради рейтингов. Помилуйте, по сравнению с раскруткой "Дозоров" и других продуктов Первого канала, здесь было все же поскромнее. И в кои-то веки рейтинги делаются не на "вечерах [сортирного] юмора", не на попытках подделаться под Голливуд или бразильские сериалы, а на одном из шедевров мировой литературы.

Кстати, о подделках под Голливуд. Пожалуй, Александр Абдулов немного жесток, когда говорит, что отечественному кино компьютерные эффекты чужды, и лучше кота сделать плюшевым, а не рисованным. Без компьютера современное кино, тем более с элементом фантастики, сделать уже невозможно. Но в главном он прав: до голливудского стандарта "спецэффектов" нам, увы, не дотянуться - тот же "Ночной дозор" доказал это со всей очевидностью. А спецэффект - подобно осетрине - не может быть "второй свежести", так что пусть уж Бегемот будет плюшевым, ей-ей, глаза не режет. А как Бортко работает со спецэффектами, посмотрим в сцене бала.

Так есть ли в фильме что-то "свое"? Создал ли Бортко и его команда "новое качество", не отменяющее Михаила Булгакова, а "достраивающее" его? Отвечать боязно, пока фильм не досмотрен. Но осмелюсь на свою версию. Из трех помянутых мной сюжетных линий фильма две - "вечные". Тема любви и тема Иисуса занимают умы и покоряют сердца многие века, и разговор о них будет длиться столько, сколько существует человечество. А вот тема "чертовщинки" в каждую эпоху своя. Только не чертовщинка это вовсе. Воланд - это тот самый дьявол, который прячется в деталях - деталях человеческих пороков, которые он со своими присными разоблачает, и вопреки которым дает надежду (пусть и чудесно-фанастическую) на то, что добрый человек окажется сильнее всех несчастий, навлекаемых на него пороками общества. И именно в этом Бортко перешел из 30-х годов века минувшего в начало века нынешнего. Ведь и мы, читавшие роман " в расцвете застоя" в зеркале Москвы той эпохи угадывали город нашего времени. Многие ли заметили одно из редчайших отклонений от текста оригинала: булгаковские "Соловки" заменены на "лагеря" - соловки всесоюзного размаха, которые вошли в наш дискурс уже в "постбулгаковскую" эпоху. Если присмотреться, в экранизации можно найти и "новых русских", и "силовиков", и "антитеррористическую операцию", и многие другие мелкие реалии, которые сознательно "состарены", чтобы не выбиваться из жанра, но смотрящиеся вполне актуально в наши дни.

У романа Булгакова много прочтений. Фильм хорош уже тем, что к "прочтениям" добавляет "видения" - и от их изобилия творческий замысел не страдает, а напротив, расцветает. Рукопись Булгакова не сгорела. Пусть не разорвется и лента фильма. Спасибо авторам и актерам за ежевечернее доставляемое удовольствие, за то, что в конце 2005г. в Москве настало время "Мастера".

Борис Макаренко - первый заместитель генерального директора Центра политических технологий

27.12.2005


ВЗГЛЯД

Лукашенко в Грузии: политика и география
Сергей Маркедонов
«Я, к стыду своему, ни разу не был в Тбилиси, фактически нигде в Грузии, кроме Сухуми». Если бы эти слова в ходе официального визита произнес представитель США, стран - членов Европейского союза или Украины, скорее всего, на них не обратили бы особого внимания. Они бы остались частью процедурного ритуала, призванного в тысячный раз продемонстрировать единство Запада и кавказского народа, «выбравшего путь демократии и евроатлантической интеграции». Однако процитированный выше фрагмент принадлежит президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Главе государства, являющегося одним из создателей Таможенного и Евразийского экономического союза.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Новые модели роста – общемировой тренд?Марина Войтенко
Очередной прогноз МВФ, подготовленный к традиционной весенней конференции (17-18 апреля) управляющих директоров Фонда, на которой всегда присутствуют руководители минфинов и центробанков стран-участниц, не отмечен особым оптимизмом. Общемировой рост-2015, как ожидается, составит 3,5% и лишь на 0,1% превзойдет прошлогодний результат. В 2016-м глобальная динамика, возможно, ускорится до 3,8%, но останется как и в текущем году довольно вялой, подверженной не снижающимся финансовым и геополитическим рискам и неравномерной для различных частей современного экономического мира.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Панкиси: зона особого внимания
Сергей Маркедонов
«Внимание нашего правительства к Панкиси удвоено и учетверено. Мы обращаем максимальное внимание на ущелье». Процитированные выше слова - фрагмент из выступления премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. В ходе очередного заседания правительства 14 апреля 2015 года он уделил особое внимание проблеме безопасности этого грузинского региона.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Тонкие намёки Сергея Лаврова
Александр Ивахник
22 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров дал в прямом эфире большое интервью руководителям радиостанций «Спутник», «Эхо Москвы» и «Говорит Москва». Маргарита Симоньян, Алексей Венедиктов и Сергей Доренко задавали ему вопросы по самым горячим темам международной повестки дня. Интервью оказалось примечательным. Наряду с очередным повторением официальных российских оценок относительно причин возникновения украинского кризиса и резкого ухудшения отношений Москвы с Западом в нем можно обнаружить сигналы о том, что руководство страны осознало бесперспективность дальнейшей конфронтации и готово к некоторым шагам по возвращению к нормальному взаимодействию.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2015
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.