О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
«Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя». Марина Ивановна Мелия - генеральный директор психологической консультационной компании «ММ-Класс»
В современном бизнесе все большее значение приобретает психологический фактор. В условиях острой конкуренции и нестабильности рынков именно психологические стратегии предпринимателей и топ-менеджеров часто становятся определяющими факторами успеха. Марина Мелия – опытный консультант-психолог, работающая с первыми лицами российского бизнеса практически c самого его зарождения – рассказала Центру политических технологий об особенностях этой сферы деятельности и поделилась своими наблюдениями за представителями российского предпринимательского сообщества.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

«Записки старого пиарщика». Эпизод 4. «Старый грузинский анекдот»
Алексей Рощин
На Политком.RU очередной эпизод Записок политтехнолога Алексея Рощина. Рассказ пойдет о той же непростой избирательной кампании, что описывалась в предыдущем выпуске. На этот раз автор поделится советом о том, как при помощи PR можно заставить своего соперника принять нужное тебе решение…

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Налоговый маневр в нефтяном секторе
Согласие пойти на снижение экспортных пошлин на нефть, данное Россией при создании Таможенного союза, может разрушить хрупкую конструкцию налогообложения нефтяного сектора, которую с таким трудом создал Минфин.

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ




РЕКЛАМА
Стоимость фундаментных блоков фбс на http://www.dsk-resurs.ru .
ВЗГЛЯД
ВРЕМЯ МАСТЕРА
Борис Макаренко

У меня есть бесспорное доказательство успеха "Мастера и Маргариты", идущего в эти дни на российских телеэкранах. Уж как стараются критики лягнуть этот фильм побольнее, а… не получается. Критические стрелы выходят тупыми и по большей части не пробивают добротных доспехов. Во всяком случае, при сравнении с густо насыщенными ядом и желчью рецензиями на зарубежные и иные отечественные блокбастеры, компромат на "Мастера и Маргариту" выглядит ложкой дегтя, из вредности вливаемой в бочку вполне вкусного и добротного напитка.

Попробуем разобрать аргументы критиков, да и вообще порассуждать о фильме.

Первый и очень частотный аргумент: фильм выглядит как иллюстрация к роману, что вроде бы притупляет таланты артистов и не позволяет им раскрыться. На это, господа критики, Михаил Афанасьевич скорее всего сказал бы: "Вы, воля Ваша, что-то нескладное придумали". Во-первых, была бы у Бортко плохая иллюстрация, писалось бы о его фильме совсем другое, от актеров и режиссера мокрого места бы не осталось. Значит, иллюстрация удалась. Напомним, что многие произведения иллюстраторов - от Гюстава Дорэ до Владимира Фаворского - по праву считаются произведениями искусства в своем праве, без которых трудно себе представить иллюстрированные ими литературные труды. Во-вторых, представьте себе, что Бортко и актеры позволили бы себе "отсебятину" в лепке образов. Ураган критики смел бы их с лица земли за то, что они подняли руку на Мастера (и Булгакова, и его героя одновременно), посягнули на святое. В-третьих, наконец, Бортко взял да и опроверг тезис о том, что "Мастера" нельзя экранизировать. Значит, даже нечистая ему не страшна.

Второй аргумент - "Мастер" - книга сакральная, у каждого интеллигентного человека своя Маргарита и свой Бегемот. Нечего нам навязывать Ковальчук и плюшевое чудище. На страницах нашего же сайта прозвучало даже сравнение с еще одним "никогда-не-поддающимся-экранизации" романом - "Властелин колец" (тот, дескать, удачный, в отличие от "Мастера"). Не буду рассуждать о том, насколько точны актеры в передаче булгаковских образов. Но фильм не исказил, а очень здорово воспроизвел Булгакова в главном: в нем, как и в романе, органично переплетены три разные, кажущиеся практически несовместимыми сюжетные линии: сила и трагедия большой любви, философия Сына Человеческого, пришедшего на землю, и большевистская Москва в зеркале нечистой силы. В этом, кстати, отличие "Мастера" от "Властелина колец". Питеру Джексону, режиссеру "Властелина", ради точности в иллюстрировании странствий и подвигов героев Средиземья пришлось пожертвовать практически всей философской стороной романа Толкина, то есть именно тем, за что роман любили американцы 60-х и англоговорящие россияне 70-х годов. Бортко философию романа сохранил. Конечно, эти литературные произведения не сравнимы. У Толкина философия как бы "нависает" над сказочной интригой, укутывает ее. У Булгакова философия вплетена в действие, иногда вложена в уста серенького персонажа или низведена до "шутки юмора", от чего, разумеется, не становится менее проникновенной.

Кстати, здесь уместно отбить еще одну критическую стрелу: о том, что фильм не передает булгаковского юмора. По-моему, передает: Булгаков смеется через стиснутые зубы, его юмор приглушенный и камерный, от чего, похоже, отвыкла аудитория, наслаждающаяся "Аншлагами" и "Кривыми зеркалами".

Третий аргумент критиков: ё-мое, как же этот фильм раскручивали, да и вообще он снят заради рейтингов. Помилуйте, по сравнению с раскруткой "Дозоров" и других продуктов Первого канала, здесь было все же поскромнее. И в кои-то веки рейтинги делаются не на "вечерах [сортирного] юмора", не на попытках подделаться под Голливуд или бразильские сериалы, а на одном из шедевров мировой литературы.

Кстати, о подделках под Голливуд. Пожалуй, Александр Абдулов немного жесток, когда говорит, что отечественному кино компьютерные эффекты чужды, и лучше кота сделать плюшевым, а не рисованным. Без компьютера современное кино, тем более с элементом фантастики, сделать уже невозможно. Но в главном он прав: до голливудского стандарта "спецэффектов" нам, увы, не дотянуться - тот же "Ночной дозор" доказал это со всей очевидностью. А спецэффект - подобно осетрине - не может быть "второй свежести", так что пусть уж Бегемот будет плюшевым, ей-ей, глаза не режет. А как Бортко работает со спецэффектами, посмотрим в сцене бала.

Так есть ли в фильме что-то "свое"? Создал ли Бортко и его команда "новое качество", не отменяющее Михаила Булгакова, а "достраивающее" его? Отвечать боязно, пока фильм не досмотрен. Но осмелюсь на свою версию. Из трех помянутых мной сюжетных линий фильма две - "вечные". Тема любви и тема Иисуса занимают умы и покоряют сердца многие века, и разговор о них будет длиться столько, сколько существует человечество. А вот тема "чертовщинки" в каждую эпоху своя. Только не чертовщинка это вовсе. Воланд - это тот самый дьявол, который прячется в деталях - деталях человеческих пороков, которые он со своими присными разоблачает, и вопреки которым дает надежду (пусть и чудесно-фанастическую) на то, что добрый человек окажется сильнее всех несчастий, навлекаемых на него пороками общества. И именно в этом Бортко перешел из 30-х годов века минувшего в начало века нынешнего. Ведь и мы, читавшие роман " в расцвете застоя" в зеркале Москвы той эпохи угадывали город нашего времени. Многие ли заметили одно из редчайших отклонений от текста оригинала: булгаковские "Соловки" заменены на "лагеря" - соловки всесоюзного размаха, которые вошли в наш дискурс уже в "постбулгаковскую" эпоху. Если присмотреться, в экранизации можно найти и "новых русских", и "силовиков", и "антитеррористическую операцию", и многие другие мелкие реалии, которые сознательно "состарены", чтобы не выбиваться из жанра, но смотрящиеся вполне актуально в наши дни.

У романа Булгакова много прочтений. Фильм хорош уже тем, что к "прочтениям" добавляет "видения" - и от их изобилия творческий замысел не страдает, а напротив, расцветает. Рукопись Булгакова не сгорела. Пусть не разорвется и лента фильма. Спасибо авторам и актерам за ежевечернее доставляемое удовольствие, за то, что в конце 2005г. в Москве настало время "Мастера".

Борис Макаренко - первый заместитель генерального директора Центра политических технологий

27.12.2005


ВЗГЛЯД

Переговоры в Женеве как «Сказка про белого бычка»
Сергей Слободчук
Достигнутые в Женеве договоренности больше всего похожи не на план урегулирования кризиса, а на народную «Сказку про белого бычка». С тем же успехом, стороны могли закрепить в достигнутой резолюции такие воззвания как «Миру – мир!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Но главный риск – в том, что правящая администрация Украины взяла на себя ряд обязательств по деэскалации, в то время как существуют большие сомнения в наличие у нее соответствующих возможностей.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Состояние и ориентиры элит украинского Востока
Алексей Макаркин
Политическая ситуация в Украине быстро меняется и обостряется. Постоянно появляются новые факторы, требующие внимания и касающиеся как политических и экономических элит, так и широких слоев населения. Одна из главных спорных тем – ситуация с элитами Донецкой и Луганской областей.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Российско-грузинская нормализация: продвижение без прорывов
Сергей Маркедонов
16 апреля 2014 года в Праге прошла очередная встреча между заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и специальным представителем правительства Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. С момента последнего раунда переговоров между двумя дипломатами прошло полгода. Ничтожный срок по историческим меркам! Однако эти полгода вместили в себя не просто большое количество событий. Получили стремительное развитие процессы, принципиально меняющие облик постсоветского пространства и оказывающие влияние на международную повестку дня.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Итоги «года Роухани»
Антон Евстратов
Прошедший 1392 год по иранскому календарю стал для Исламской Республики знаковым. Новый президент, новая внешняя политика, новая риторика открыли перед страной большие перспективы. Ирану удалось, фактически, избежать военного конфликта с США и их союзниками, остановить рост инфляции и стремительное обнищание населения, а также заложить первый камень в здание окончательного соглашения по его ядерной программе. Все это – итоги 1392 года, который, учитывая успехи администрации нового президента Исламской Республики можно смело назвать «годом Роухани».

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2014
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.