13.04.2005 | Наталья Серова

СТУДЕНТЫ ЗАНЯЛИ МЕСТО ШАХТЕРОВ

12 апреля 1961 года, через несколько часов после того, как по радио сообщили о полете Юрия Гагарина, студенты московских вузов устроили в центре Москвы стихийную демонстрацию. Нельзя сказать, чтобы их был очень много, тем не менее, это было первое - после выступлений молодых троцкистов в середине 20-х - несанкционированное выступление за долгие годы. Милиция была растеряна, но разгонять молодежь, празднующую первый полет в космос, не стала. Более того, на следующий день в центральных газетах появились фотографии стихийных демонстраций. Наибольшей популярностью пользовались студенты-медики: белые халаты хорошо смотрелись на невзрачном фоне и серой бумаге. В общем, "оттепель", хотя полиграфия и оставляла желать…

Ровно через 44 года студенты снова вышли на улицу, но на этот раз им было не до побед советской науки, хотя дело и происходило в День космонавтики. Молодые люди митинговали во многих городах России, протестуя против платного образования, издевательски низких стипендий и "смешных" зарплат преподавателей. О космосе напоминал только лозунг: "Гагарин учился бесплатно!".

Трудно сказать, что способствовало организации многолюдных митингов - хорошая погода, пример стариков, отстоявших часть своих прав в январские морозы, или "оранжевый" соблазн и активная работа российских "кхмар", но в любом случае, видимо, не стоит недооценивать эффект подобных выступлений. В конце концов, молодежь всегда являлась наиболее радикально настроенной частью общества, что в значительной степени объясняется отсутствием опыта и естественным стремлением к переменам.

Однако на этот раз студенты выступали как раз в роли консерваторов, поскольку их главный лозунг "Нет платному образованию!" носил явно выраженный антиреформаторский характер. И напрасно министр науки и образования Андрей Фурсенко попытался свести проблему к одним только стипендиям, заявив, что этот вопрос должен быть "главным для профсоюзов", и одновременно подчеркнув, что "ничего страшного в том, что студентам приходится подрабатывать во время учебы, нет".

Кто бы стал спорить. Однако студентов волнует не только то, что на нынешнюю стипендию можно купить только поездной билет на общественный транспорт, но и перспективы образовательной реформы, угрожающие, по мнению многих, развалом всей системы высшего образования и отменой равного для всех права на бесплатное его получение.

Логика адептов реформы проста. Она основана на не вызывающих сочувствия экономических соображениях, на совершенно непонятном для многих тезисе о необходимости вписаться в "Болонскую систему" да на рассуждениях о существующей таксе за поступление в вузы. В ответ противники реформы твердят, что сложившаяся - заметим, еще задолго до перестройки - ситуация все же не исключает возможности поступить в высшие учебные заведения, минуя какие-либо отчисления их преподавателям. А что касается цены вопроса, то нежелание государства тратить бюджетные средства на поддержание системы образования квалифицируется критиками реформы как "отказ думать о будущем страны".

В общем, получается, что если до последнего времени фактическая "платность" бесплатного образования рассматривалась как "безобразие", с которым можно было смириться или бороться, то переход к платному образованию, закрепляющий это положение де-юре, закроет путь к получению образования для детей из тысяч российских семей. Ведь одно дело накормить и одеть студента, и совсем другое - выложить за полгода обучения сумму, в несколько раз превышающую месячный бюджет всей семьи.

Что касается стипендий, то нормально жить только на стипендию было невозможно и в советское время. Но выжить было можно. К примеру, в середине 60-х стипендия обычного первокурсника МГУ равнялась 40 рублям, а минимальная зарплата - 60. При этом средняя зарплата по стране превышала минимальную в два раза. То есть у студентов из плохо обеспеченных семей был выбор: либо проводить все время в читальне и кормиться в недорогой студенческой столовой, либо - если хочешь покупать книги и ходить в театр - подрабатывать.

Сегодня такого выбора нет, причем не только у студентов, но и у преподавателей: подрабатывают и те, и другие. В итоге в разгар семестра преподаватель может исчезнуть на пару недель, а то и на месяц, потому что его пригласили прочитать лекции за границей, а студенты сплошь и рядом прогуливают занятия, потому что заняты на работе. Впрочем, студенты и без того любят погулять, но тут уж ничего не поделаешь - "дело молодое", эта проблема существует не только в России и не только сегодня. Не зря пелось в старой песенке: "Студент бывает весел от сессии до сессии, а сессии всего два раза в год".

Стоит отметить, что российские студенты митинговали и в середине 90-х. Правда, тогда речь шла исключительно о стипендиях, которые зачастую не платили вообще, но в те времена страна жила с дефицитом бюджета, о стабилизационном фонде никто и мечтать не смел, да и настроения в обществе были несколько иными. Репортажи с митингов, появлявшиеся в СМИ, как правило, сопровождались комментариями какого-нибудь не участвующего в них студента, который чуть ли не с гордостью говорил: "Я работаю, у меня нет времени на подобные глупости".

Сегодня все изменилось: социальный протест входит в моду. По всей стране митингуют то пенсионеры-льготники, то чернобыльцы, то требующая смещения глав регионов оппозиция. И нельзя сказать, что эти выступления не имеют под собой серьезной почвы, да и поводы власти подкидывают регулярно. Теперь и студенты заняли у Горбатого моста место шахтеров, прямо предупреждая: "Голодный студент - опасный студент".

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна