07.07.2008 | Виталий Портников

Знакомство с восьмым

Встреча «большой восьмерки» на Хоккайдо станет первым реальным знакомством лидеров развитых стран с новым российским президентом. А если учесть, что на этот раз формат встречи расширен и в Японию прибыли лидеры не входящих в «восьмерку» ведущих стран мира – прежде всего Китая, Индии и ЮАР – то можно говорить о большом внешнеполитическом дебюте Дмитрия Медведева.

И тут немедленно возникает целый ряд вопросов. Все полномочия для ответов на те непростые вопросы, которые возникнут в ходе многосторонних и двусторонних встреч, у Медведева есть. Но захочет ли он ими воспользоваться или предпочтет просто дружеское знакомство? Тем более, что с главным направлением российской внешней политики – американским – вообще можно подождать и общение с президентом США будет носить исключительно протокольный характер – какие бы вопросы на нем не обсуждались. Джордж Буш проводит одну из последних таких встреч на высшем уровне и формировать новые российско-американские отношения придется уже с его преемником. А пока что нет оснований утверждать, что у кого-то из кандидатов на пост президента США есть сформированная позиция по диалогу с Россией. Собственно, в Америке так было всегда в период смены власти и говорить об этом всерьез можно будет разве что через год.

Сложнее с британским премьером. На Хоккайдо произойдет первая за последнее время встреча Дмитрия Медведева с Гордоном Брауном. Удивительно, но факт – контакты между Москвой и Лондоном просто замерли и единственным свиданием, способным выглядеть хотя бы призывом к диалогу, была недавняя встреча Владимира Путина с Тони Блэром. Но, в любом случае, это неофициальное свидание. А Медведеву и Брауну предстоит «разморозить» общение – или, вежливо пообщавшись, вернуться на прежние позиции и продолжить не замечать друг друга. К тому же к старым проблемам прибавилась новая – конфликт вокруг менеджмента ТНК-ВР. И судя по предварительным высказываниям представителей Москвы и Лондона перед встречей, взаимопонимания тут тоже не намечается.

Еще одна непростая задача – диалог с японским премьером Ясуо Фукудой. Но тут все прозрачно: говорить о территориальных проблемах может только единоличный лидер России. Наверное, японцы тоже понимают, что Медведев – не единоличный лидер и если и станут говорить о Курилах, то разве что из уважения к собственным согражданам.

Но это только самые очевидные задачи, которые стоят перед российским президентом. Главное – как будет Медведев участвовать в многосторонних дискуссиях, какую позицию займет по принципиальным вопросам, обсуждаемым «восьмеркой», какое впечатление он произведет на коллег, и не будет ли мешать ему тот факт, что каждый из собеседников станет напряженно искать за его спиной тень Владимира Путина и передавать привет российскому Премьеру. Или, может быть, наоборот – как раз эта тень и придаст ему уверенности?

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна