26.05.2008 | Ольга Мефодьева
15 мая 2008 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин объявил о создании Президиума Правительства Российской Федерации, подписав соответствующее постановление. Президиум, в который вошли 15 из 25 министров, призван решать вопросы оперативного значения.
Практику организации работ президиумов можно назвать наследством брежневской конституции 1978 года, где Президиум Совета министров РСФСР был создан "для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров РСФСР". В 1991 году Президиума прекратил функционировать. А в 1992 году при формировании Правительства Черномырдина Президиум был воссоздан на основании принятого Закона РФ "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" от 22 декабря 1992 года. Окончательное законодательное обоснование Президиум Правительства РФ принял с принятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации», где его цель согласно статье 29 обосновывается как необходимость решения оперативных вопросов.
Особо примечательным в истории Президиумов Правительства РФ можно назвать 1998 - 2000 г.г., когда в условиях мощной ротации Председатели Правительства, начиная с Киреенко отстаивали необходимость создания Президиумов, вероятно, для того, чтобы заручиться поддержкой федеральных министров. Последний Президиум был создан Владимиром Путиным 21 января 2000 года, в состав которого также входили 15 министров. Во время президентства Владимира Путина практика Президиумов была отменена.
Создание Президиума 15 мая 2008 года Владимиром Путиным вызвало множество споров вокруг мотивации Председателя Правительства. Одно из самых популярных мнений, заявленных в ряде деловых изданий, обличает Путина в том, что он лишил 10 министров, не вошедших в Президиум, права влиять на процесс принятия решений. Более того, сторонники такого мнения пошли дальше, ссылаясь на главы III (Полномочия Правительства РФ) и IV (Организация деятельности Правительства РФ) постановления № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации», в которых перечислен особый круг вопрос, решения которых возможно только на заседаниях Правительства РФ при минимальном согласии двух третьих от общего состава Правительства РФ. На основе этих положений Владимира Путина обвиняют в том, что Президиум из глав 15 министерств фактически может обладать полной инициативой и ресурсом принятия решений государственной важности. Но, надо отметить, что приверженцы подобной точки зрения не учли, что 15 никак не является двумя третьими от 25, а также совершенно необязательно, что Президиум станет, так называемой, «ассамблеей говорящих «да» на все предложения Председателя.
Безусловно, нельзя утверждать, что Президиум Правительства Российской Федерации был создан только для ускорения принятия решений. Надо понимать, что Владимиру Путину на не совсем новой для него должности необходима серьезная административная опора, которая красноречиво выражена в некоторых членах Президиума, таких как Игорь Шувалов, Александр Жуков, Сергей Иванов, Игорь Сечин, Сергей Собянин и Дмитрий Козак, самый опытный «заседатель» из которых Дмитрий Козак, ставший членом уже третьего в его жизни состава Президиума под руководством Владимира Путина. Сосредоточение в Президиуме глав ключевых министерств поможет главе кабинета министров быть в постоянном контакте и непосредственно влиять на их работу.
Так или иначе, создание Президиума увеличит и технически и фактически влияние Председателя Правительства РФ на работу министерств, а самое главное, на выработку и принятие основных государственных решений в рамках Правительства. Можно, сказать, что Владимир Путин поступательно укрепляет основные элементы российской политической системы. На протяжение восьми лет он кропотливо укреплял институт президентской власти своим имиджем и другими подручными средствами, сейчас - будет самоотверженно трудиться на благо создания четкого имиджа и влияния Председателя Правительства, а потом ему было бы целесообразным стать главой какой-либо партии (понятно какой – выбор пока не большой) и укреплять партийность в России. Что примечательно во всем есть главное «Но»: не рухнет ли все без вездесущего рейтинга и имиджа…
Ольга Мефодьева – студентка 3 курса факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна