15.04.2008 | Дмитрий Тымчук

Спорт как продолжение политики

Похоже, после Бухарестского саммита любой визит в Европу украинского руководства воспринимается уже как в первую очередь «работа с правительствами» стран НАТО. Ибо, как известно, именно их министрам иностранных дел решать в декабре, дать все же или нет Киеву План действий относительно членства в Альянсе. В случае прошедшего в понедельник визита в Варшаву Президента Украины Виктора Ющенко и встречи с польским коллегой Лехом Качинским речь, понятно, идет не о поиске поддержки, в отсутствии коей Польшу уж никак не упрекнуть.

Скорее, речь идет о поиске пути эффективного убеждения тех стран, кто примкнул к выступающим против ПДЧ для Украины Франции и Германии, но не имеющих в этом стратегических интересов. Виктор Ющенко и Лех Качинский стратегические вопросы решали в формате тет-а-тет. Известно лишь, что в рамках этих двусторонних переговоров обсуждались итоги Бухарестского саммита НАТО. А также - что именно Киеву необходимо сделать для того, чтобы в декабре решение о предоставлении Украине ПДЧ стало неизбежным. Президент Ющенко поблагодарил коллегу за поддержку, которую оказала Польша Украине в Бухаресте и оказывает сейчас, в контексте процесса евроатлантической интеграции Киева. Однако это тот случай, когда о кантовской «вещи в себе» вполне можно судить по «вещи для других»: стоит лишь внимательнее присмотреться к подписанным документам.

Еще одна формальная причина визита Ющенко в Польшу – подписание совместной декларации Президентов Украины и Польши относительно углубления взаимодействия между странами в подготовке к ЕВРО-2012. Подписанный документ, в частности, предполагает развитие спортивной, транспортной, гостиничной, туристической, телекоммуникационной инфраструктуры; строительство дополнительных пунктов пропуска и возобновление совместного таможенного контроля на украинско-польской государственной границе; либерализацию режима пересечения границы гражданами Украины и Республики Польша на период подготовки и проведения ЕВРО-2012; сотрудничество с целью привлечения инвестиционных ресурсов для нужд ЕВРО-2012; обеспечение надлежащего уровня безопасности во время проведения футбольных матчей как на спортивных объектах, так и за их пределами; интенсификацию общественно-культурного сотрудничества, в том числе путем совместной организации имиджевых акций, культурно-художественных и развлекательных мероприятий. Как видим, если убрать пункт о безопасности футбольных матчей (или расширить его за пределы спорта) и упоминание о ЕВРО-2012, то мы имеем ни что иное, как договор о стратегическом партнерстве.

Впрочем, главы государств и в самой декларации признают, что чемпионат Европы по футболу 2012 года – это не только важное спортивное событие мирового масштаба, но и важный политический проект, который будет иметь для двух государств исключительное политическое, экономическое, гуманитарное и имиджевое значение. В документе сказано, что взаимодействие в подготовке ЕВРО-2012 должно стать предметом особого внимания в двусторонних отношениях Украины и Польши на ближайшую перспективу. «Проведение ЕВРО-2012 ставит перед Украиной и Республикой Польша новые вызовы и задачи, ответом на которые должно быть укрепление существующих и начало новых направлений сотрудничества между двумя государствами», - говорится в декларации. И даже «успешное проведение ЕВРО-2012 станет весомым шагом, который будет содействовать полномасштабной европейской интеграции Украины».

В этом спортивно-политическом документе явно не хватает намеков на сотрудничество в более чем актуальной для обеих стран энергетической сфере. Действительно, к ЕВРО-2012 его пришить трудно. Однако этот недочет президенты исправили на месте. В присутствии Ющенко и Качинского также было подписано и соглашение между МТП «Сарматия» и фирмой «Granherne», которая в конце марта выиграла тендер на выполнение ТЭО проекта «Одесса - Броды - Плоцк - Гданск». Этим договором предусмотрено, что ТЭО проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора будет выполняться в два этапа: начальный сравнительный анализ маршрутов транспортировки нефти через ЕАНТК и непосредственно завершение ТЭО и предоставление окончательного отчета для МТП «Сарматия».

Главы государств вполне реально оценили значимость проекта. «В последние 12 месяцев этот проект приобрел, кроме политической, и практическую плоскость», - сказал, в частности, Виктор Ющенко. По его словам, первые результаты проведения ТЭО должны быть готовыми к Энергетическому саммиту, запланированному на конец мая в Украине. Говоря о последнем, Лех Качинский вспомнил о первом Энергетическом саммите в Кракове, на котором в первую очередь рассматривался вопрос о реализации проекта нефтепровода. «Это был успех, который был углублен в Вильнюсе и, я уверен, будет еще более углублен в Киеве», - сказал польский лидер, добавив: «Смелость планов в экономических и политических вопросах - залог достижения успеха». Таким образом, есть повод надеяться на долгожданное ускорение Киевом и Варшавой просто неприлично затянутого процесса построения единого энергетического пространства.

В этой связи особое значение приобретает высказывание президента Польши Леха Качинского о том, что пока Украина и Грузия не присоединятся к плану действий по членству в НАТО, Варшава не снимет вето с переговоров между Россией и Евросоюзом по новому соглашению о сотрудничестве. Трудно избавится от впечатления, что Варшава сжигает мосты, назад, к возможной и безопасной роли наблюдателя за большими политическими играми вокруг Украины. Хотя представитель Еврокомиссии Амадео Альтафай Тардио, комментируя заявление Качинского, заявил, что Польша формально обязалась снять вето на переговоры с Россией о новом соглашении после снятия ограничений на импорт польского продовольствия. И добавил, что «поскольку вопрос расширения НАТО – это вопрос НАТО и его членов», в целом Еврокомиссия не смешивает вопроса членства в НАТО с делами ЕС.

В целом же впечатление от ситуации осталось не в пользу «больших европейцев»: Польша доказала, что при всех дипломатических оговорках процессы, происходящие в НАТО, неотделимы от европейских. А также то, что даже страна-неофит в Альянсе и Евросоюзе способна существенно влиять на процесс принятия политических решений или, по крайней мере, спровоцировать в их ходе серьезный резонанс. (Так и тянет добавить: в случае, если за ее спиной стоят США, будем же верить в искреннюю самоотверженность Варшавы!).

В любом случае, становится понятным, что заявив в Бухаресте - Украина будет рано или поздно в НАТО, - то есть не отвергнув евроатлантическую интеграцию Киева полностью и окончательно, члены Альянса фактически объявили дипломатическую войну в Европе. Ибо по одну сторону – лояльные по различным причинам к России «европейско-натовские» страны, по другую – «натовские натовцы» в смокингах вашингтонского покроя. Украина в этой ситуации делает все более чем правильно: использует возникшее противостояние в Европе для достижения стратегической цели – вступления в НАТО, и активно занимаясь поиском союзников среди европейцев. Как видим, в этом все средства хороши. И даже футбол.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна