05.03.2008 | Виталий Портников
Украинские оппозиционеры уже которую неделю блокируют трибуну Верховной Рады, требуя от спикера Арсения Яценюка отозвать свою подпись под пресловутым «письмом трех» о присоединении Украины к Плану действий по членству в НАТО. Между тем прибывший в российскую столицу специальный представитель генерального секретаря НАТО Роберт Симмонс заявил, что присоединение Украины и Грузии к этому плану пока что откладывается из-за внутренних разногласий между членами альянса.
Собственно, в этом нет большой новости. Президент Украины Виктор Ющенко даже летал недавно в Париж, стремясь повлиять на позицию французского коллеги Николя Саркози. Но известно было, что против присоединения Украины к Плану для членства в НАТО активно выступают и другие ведущие члены альянса. И уже поэтому возможность присоединения Украины к плану изначально выглядела сомнительно. О возможности присоединения же Грузии вообще можно рассуждать чисто теоретически - если Украина и может получить согласие со своим присоединением на следующих саммитах НАТО, то Грузии на это рассчитывать не приходится.
Но в Киеве не стали делать вопрос о присоединении к Плану важной частью внешнеполитической стратегии страны, подразумевавшей активные действия по переубеждению несогласных с украинским желанием партнеров. Начиная от письма, подписанного еще до окончательного согласования позиций членов альянса и завершая визитом в Париж, спровоцированным публикацией в СМИ о негативной французской позицией, руководство Украины вело себя так, как будто от НАТО и его членов ничего не зависит - достаточно Киеву просто захотеть. Зато вопрос о мифическом присоединении к Плану стал частью политики внутренний - из-за подписи спикера, которая, впрочем, отнюдь не была необходима и отзыв которой тоже ничего не меняет, не работает парламент, не принимаются необходимые законы, по сути, парализована реальная деятельность не только законодательной, но и исполнительной власти. Одни украинские политики уверяют телезрителей в приверженности евроатлантической интеграции, другие не менее горячо борются с агрессивным НАТО. При этом то, что Украину - по крайней мере, пока - никто никуда не приглашает - никого не интересует.
Да и в отношении НАТО к украинской заявке есть свои нюансы, с самой Украиной никак не связанные. То, что слова о невозможности удовлетворения желаний Киева и Тбилиси прозвучали именно в Москве, показательно - зная, что на самом деле Украину и Грузию и не собираются приглашать, руководство НАТО, по сути, использует эфемерную историю с их присоединением для демонстрации понимания российской позиции. Таким образом, в Москве могут оценить, что в Брюсселе к российскому неприятию возможного присоединения Украины к альянсу относятся с пониманием и готовы идти на встречу - пусть это не говорится официально, но читается между строк. То, что в ситуации с украинской заявкой дело не в Украине и уж тем более не в России, а в несогласованности позиций между членами альянса, то, что в НАТО пока что не определились с перспективами дальнейшего расширения и с опаской относятся к ситуации на постсоветском пространстве, в Москве мало кого будет интересовать. Высказывание Симмонса можно просто записать в арсенал российских побед.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна