19.02.2008 | Татьяна Становая

Импровизация на заданную тему

Сегодня газета «Коммерсант» рассказала о выступлении председателя совета директоров РАО ЕЭС и бывшего главы администрации президента Александра Волошина во Французском институте международных отношений. Он прокомментировал будущую конфигурацию власти, при которой формируется фактически дуалистическая модель управления страной. По мнению Волошина, в действительности никакого «раздвоения» не будет, хотя он также дал понять, что не совсем понимает, как технически будет работать предложенная Путиным схема.

Александр Волошин, работавший в 2000-2003 гг. начальником Дмитрия Медведева, в данном случае выступил и как эксперт, и как практик, не понаслышке имеющий представление о механизме функционирования высшей власти в России. В целом его мнение совпадает с трендовым: как и большинство наблюдателей, он считает, что «у нового президента будет свое политическое лицо, но это не будет касаться радикальных изменений в политике, а если и будут происходить такие изменения, то плавно и постепенно». С точки зрения Александра Волошина, во внутренней и внешней политике «сохранится высокая степень преемственности». При этом экс-глава президентской администрации отметил: «В политике даже у единомышленников, когда они занимают разные посты, эта разница проявляется. И в данном случае эта разница тоже будет проявляться, когда Дмитрий Медведев станет президентом».

Это достаточно интересный момент, который часто упускается из виду. Действительно, от Медведева часто ждут либо неких противоречий с Путиным, видя в этом некий знак потенциальных разногласий, либо полного соответствия «путинскому курсу» и риторике нынешнего президента. Очевидно, что Медведев не только будет отличаться от Путина, но и получит на это санкцию самого Путина. А это очень затруднит анализ политической реальности: в дальнейшем будет непросто понять, в чем именно Медведев расходится с Путиным «по естественным причинам», а в чем – налицо реальное противоречие, представляющее опасность для тандема.

Ответил Волошин и на еще один вопрос, который сейчас активно обсуждается: как будет восприниматься либеральный Медведев силовиками? Бывший глава президентской администрации заявил, что люди, которых объединяют этим термином, «совсем разные и не представляют собой какой-то такой одной группы»: «кому-то из них Медведев может быть симпатичен, кому-то несимпатичен, чьим-то личным интересам соответствовать или не соответствовать, кому-то нравиться, кому-то не нравиться. Но сказать, что есть какое-то противодействие, организованное или неорганизованное... Я, честно говоря, не видел и не вижу такого противодействия».

Действительно, среди силовиков есть самые разные интересы, и их отношения с Медведевым также весьма дифференцированы. Однако их всех объединяет генезис – силовики пришли во власть при помощи лично Путина, и в политической системе у большинства из них нет собственной «инфраструктуры», опоры на публичные ресурсы. Это делает их судьбу в большей степени зависимой персонально от Путина. На снижение дистанции и потенциальной конфликтности с Медведевым работают некоторые факторы. В первую очередь это конфликты между самими силовиками и разная степень их «продвинутости». Например, Медведев сейчас активно продвигает реформы, предложенные генпрокурором Юрием Чайкой, находящимся в непростых отношениях с Игорем Сечиным. Возможно, в данном случае имеет смысл говорить о неких ситуативных коалициях. Есть конфликт Сечина и главы ФСКН Виктора Черкесова, последний также может оказаться в той или иной степени союзником «либералов». Наконец, есть и «чекист» Сергей Чемезов, который активно проводит экспансию в экономической сфере и в некотором роде может быть заинтересован в экономической либерализации.

В то же время когда говорят о силовиках, подразумевают в первую очередь Игоря Сечина и ФСБ. Пока однозначных свидетельств организованной атаки на Медведева с их стороны действительно нет. Однако объективно некая озабоченность этой силовой части путинского окружения имеет место быть.В то же время наибольшим «открытием» в выступлении Волошина, пожалуй, надо назвать его признание, что России впервые сталкивается с подобной практикой, при которой появится политически сильный премьер при дееспособном президенте. Потенциально, отмечает Волошин, такая конструкция чревата «своими внутренними бюрократическими конфликтами». «Я лично не могу сказать, что я все понимаю, как это будет функционировать, - заявил Волошин и указал: - У нас таких премьер-министров, которые могут напрямую апеллировать к народу и напрямую пользоваться народной поддержкой, не было. Это действительно некая новая ситуация, которая раньше не возникала в нашей бюрократической традиции».

А это позволяет выйти на другой вывод: ни Путин, ни Медведев в полной мере также себе не представляют, каким образом будет работать эта модель. Есть лишь некое общее представление и общее понимание относительно механизма двусторонних согласований. Однако как это будет институционально выражаться и выглядеть в публичной плоскости, не ответит никто. А значит, это не заранее прописанный детальный сценарий, а скорее, некая импровизация на заданную тему.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна